- Преподавателю
- Начальные классы
- Коллектив в учебной и вне учебной деятельности
Коллектив в учебной и вне учебной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Швыркова Т.Ю. |
Дата | 08.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Доклад на педагогическом совете Швырковой Т.Ю.(март 2012г.)
Тема: «Формирование коллектива в учебной и вне учебной деятельности».
Цель: Обобщить опыт личной работы учителя начальных классов по формированию коллектива в учебно-воспитательном процессе.
Личность - это особое системное качество, характеризующее включенность индивида в общественные отношения. Возможность реализации указанной потребности создает группа высшего уровня развития - коллектив, где «персонализация каждого является условием персонализации всех».
Таким образом, эксперимент по обучению и воспитанию моих питомцев ведется уже не один год. За период своей педагогической деятельности (17 лет) я изучила, смыслила немало методических статей, пособий, книг педагогов-новаторов. Отобрала, на мой взгляд, самые оптимальные методы и формы работы с учетом возможностей и психологических особенностей младших школьников.
Главные цели нашего эксперимента:
-
всестороннее развитие личности каждого ученика;
-
формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.
Чтобы реализовать данные цели, необходимо решать следующие задачи:
-
дать учащимся прочные и глубокие знания по предметам;
-
содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
-
развивать субъектность личности каждого учащегося;
-
воспитывать у детей любознательность, самостоятельность, честность, личную инициативу;
-
добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял с учителем ответственность за качество знаний, умений, уровень овладения нравственно-этическими нормами;
-
создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.
Организация учителями и воспитателями учебно-воспитательного процесса как совместной деятельности должна соответствовать следующим правилам.
-
1) предоставлять каждому школьнику возможность свободного выбора деятельности;
-
2) давать ученику возможность смены социальной позиции в процессе его жизнедеятельности;
-
3) побуждать учащихся ставить себя на место другого (применение механизма идентификации).
Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.
Первоклассников мы учим объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе.
Уже во II классе дети могут определить знатока, который действительно может помочь по отдельным предметам. К окончанию III класса дети в основном овладели навыками конструктивного общения. У них сформировалась личностная позиция: могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению другого, подчинить свое мнение мнению товарищей, они готовы к самостоятельной деятельности.
Учёбы вне общения не бывает. Непосредственное общение в обучении имеет 3 разновидности:
1) общение в паре, когда каждого говорящего слушает только один человек;
2) групповая работа - один учит одновременно несколько человек.
3) коллективная форма организации обучения и она только одна- работа в парах сменного состава.
При этом главным в деятельности ученика становится то, что он готовится для того, чтобы рассказать об этом другим, дать знания своим товарищам. Это и очень трудно, но и одновременно здорово! (кратко о каждом)
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются "Индивидуальность", "Самостоятельность", "Доброта", "Творчество", "Активность", "Коллектив", которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности "пронизывали" все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Поэтому его только надо "откопать". А для этого у каждого школьника надо выявить не только интересы, наклонности, способности, но и, наконец, таланты. Но чтобы развивать и углублять их, необходимо включать всех учащихся в воспитательную деятельность: эстетическую, нравственно-этическую, оздоровительную (как на уроке, так и вне его).
Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности.
В данном случае цель работы педагога - формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика.
Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:
-
Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
-
Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.
-
Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.
-
Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
-
Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.
Главным системообразующим фактором построения и функционирования воспитательной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Основанные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики - учитель - родители - шефы) базируются на следующих принципах:
-
много знать - престижно;
-
помогать друг другу - нормально;
-
готовить дело по чужому сценарию - невозможно;
-
жить в неуютной обстановке - нельзя.
Если говорить о духовно-нравственном воспитании, то именно в коллективе под влиянием критики и самокритики, здорового общественного мнения воспитывается в процессе общественно полезного труда воля человека: умение и готовность подчинить свои личные интересы общественным, способность во что бы то ни стало осуществить намеченную цель.
В коллективе человек находит поддержку, получает необходимый совет, а если потребуется, то и помощь делом. Получая объективную оценку со стороны коллектива, человек более уверенно чувствует себя, осознает свое место в жизни. Если человек осознает себя как член коллектива, если он чувствует ответственность перед коллективом, он найдет энергию, волю для выполнения порученного дела.
Коллектив оказывает исключительное воздействие на поведение ребенка. Даже в том случае, когда в семье имеют место недостатки в воспитании детей, коллектив в значительной мере может способствовать их преодолению.
Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями?
Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:
-
Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.
-
Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.
-
Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
-
В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.
Воспитательную работу строить по алгоритму:
-
предварительная работа организатора;
-
коллективное планирование;
-
коллективная подготовка;
-
коллективное проведение дела;
-
коллективное подведение итогов
В педагогике нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовая, групповая и индивидуальная формы.
Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, смотр знаний, научные конференции, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, устный журнал, и т. д.
При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и т. д.
При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, "Час поэзии", экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных изданий и т. д.
При организации физического воспитания широко применяются игры типа "Веселые старты", малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями разных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы и гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.
Наши достижения: Результаты внеучебной деятельности за 2010-2012 уч.год
1.Участие обучающихся в дистанционных Всероссийских творческих конкурсах на интерент-портале «МИНОБР»
-
Исследовательская работа « Любимый праздник - Новый год!»- 4 участника:
1.Ульянов Никита
2. Савченко Вероника
3.Тимирова Софья
4. Швыркова Дарья - 2 место
-
Творческий конкурс «Юные сказочники» в трёх номинациях:
-
Иллюстрация к любимой сказке- 6 участников:
Лауреаты:
Валеев Оскар, Белкина Полина, Званитайс Анастасия, Казакова Евгения, Герасёва Елизавета, Ульянов Никита
-
Сочини сказку - 2 участника:
Антипина Ангелина, Ульянов Никита,
-
« А если бы…» (своё продолжение известной сказки)- 2 участника:
Ахтареева Азалия и Швыркова Дарья - 3 место
-
Творческий конкурс «Ребята-поварята»
Антипина Ангелина - 2 место
4)Участие детей в НПК «Старт в науку!» (5чел.)
Казакова Е., Валеев О., Ульянов Н., Ахтареева А., Тимирова С.- 1 место в секции «Психология» (район).
-
1 место в «Весёлых стартах» , посвящённых недели ЗОЖ.
-
1 место в «Весёлых стартах», Посвящённых Дню защитника Отечества.
-
1место в Дне лицеиста среди 2-х классов.
-
1место в «Мисс лицея 2012» среди 2-х классов.