Коллектив в учебной и вне учебной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на педагогическом совете Швырковой Т.Ю.(март 2012г.)


Тема: «Формирование коллектива в учебной и вне учебной деятельности».


Цель: Обобщить опыт личной работы учителя начальных классов по формированию коллектива в учебно-воспитательном процессе.

Личность - это особое системное качество, характеризующее включенность индивида в общественные отношения. Возможность реализации указанной потребности создает группа высшего уровня развития - коллектив, где «персонализация каждого является условием персонализации всех».

Таким образом, эксперимент по обучению и воспитанию моих питомцев ведется уже не один год. За период своей педагогической деятельности (17 лет) я изучила, смыслила немало методических статей, пособий, книг педагогов-новаторов. Отобрала, на мой взгляд, самые оптимальные методы и формы работы с учетом возможностей и психологических особенностей младших школьников.

Главные цели нашего эксперимента:

  • всестороннее развитие личности каждого ученика;

  • формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.

Чтобы реализовать данные цели, необходимо решать следующие задачи:

  • дать учащимся прочные и глубокие знания по предметам;

  • содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;

  • развивать субъектность личности каждого учащегося;

  • воспитывать у детей любознательность, самостоятельность, честность, личную инициативу;

  • добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял с учителем ответственность за качество знаний, умений, уровень овладения нравственно-этическими нормами;

  • создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.

Организация учителями и воспитателями учебно-воспита­тельного процесса как совместной деятельности должна соот­ветствовать следующим правилам.

  • 1) предоставлять каждому школьнику возможность свободно­го выбора деятельности;

  • 2) давать ученику возможность смены социальной позиции в процессе его жизнедеятельности;

  • 3) побуждать учащихся ставить себя на место другого (при­менение механизма идентификации).

Для до­стижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми груп­пами. Работа в малых группах менее утоми­тельна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Зна­ешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, на­учи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ре­бенок учится объективно сравнивать собст­венное умение с умениями сверстников, со­поставлять свое мнение с мнениями других.

Первоклассников мы учим объединять­ся сначала в пары, затем в четверки, шес­терки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выпол­нения задания. Работа в паре учит детей слушать и слы­шать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе.

Уже во II классе дети могут опреде­лить знатока, который действительно может помочь по отдельным предметам. К окончанию III класса дети в основном овладели навыками конст­руктивного общения. У них сформирова­лась личностная позиция: могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважи­тельно отнестись к мнению другого, подчи­нить свое мнение мнению товарищей, они готовы к самостоятельной деятельности.

Учёбы вне общения не бывает. Непосредственное общение в обучении имеет 3 разновидности:

1) общение в паре, когда каждого говорящего слушает только один человек;

2) групповая работа - один учит одновременно несколько человек.

3) коллективная форма организации обучения и она только одна- работа в парах сменного состава.

При этом главным в деятельности ученика становится то, что он готовится для того, чтобы рассказать об этом другим, дать знания своим товарищам. Это и очень трудно, но и одновременно здорово! (кратко о каждом)

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются "Индивидуальность", "Самостоятельность", "Доброта", "Творчество", "Активность", "Коллектив", которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности "пронизывали" все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Поэтому его только надо "откопать". А для этого у каждого школьника надо выявить не только интересы, наклонности, способности, но и, наконец, таланты. Но чтобы развивать и углублять их, необходимо включать всех учащихся в воспитательную деятельность: эстетическую, нравственно-этическую, оздоровительную (как на уроке, так и вне его).

Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности.

В данном случае цель работы педагога - формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика.

Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

  • Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.

  • Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.

  • Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.

  • Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.

  • Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Главным системообразующим фактором построения и функционирования воспитательной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.

Основанные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики - учитель - родители - шефы) базируются на следующих принципах:

  • много знать - престижно;

  • помогать друг другу - нормально;

  • готовить дело по чужому сценарию - невозможно;

  • жить в неуютной обстановке - нельзя.

Если говорить о духовно-нравственном воспитании, то именно в коллективе под влиянием критики и самокритики, здорового общественного мнения воспитывается в процессе общественно полезного труда воля человека: умение и готовность подчинить свои личные интересы общественным, способность во что бы то ни стало осуществить намеченную цель.

В коллективе человек находит поддержку, получает необходимый совет, а если потребуется, то и помощь делом. Получая объективную оценку со стороны коллектива, человек более уверенно чувствует себя, осознает свое место в жизни. Если человек осознает себя как член коллектива, если он чувствует ответственность перед коллективом, он найдет энергию, волю для выполнения порученного дела.

Коллектив оказывает исключительное воздействие на поведение ребенка. Даже в том случае, когда в семье имеют место недостатки в воспитании детей, коллектив в значительной мере может способствовать их преодолению.

Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями?

Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:

  • Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.

  • Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.

  • Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

  • В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

Воспитательную работу строить по алгоритму:

  • предварительная работа организатора;

  • коллективное планирование;

  • коллективная подготовка;

  • коллективное проведение дела;

  • коллективное подведение итогов

В педагогике нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовая, групповая и индивидуальная формы.

Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, смотр знаний, научные конференции, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, устный журнал, и т. д.

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и т. д.

При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, "Час поэзии", экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных изданий и т. д.

При организации физического воспитания широко применяются игры типа "Веселые старты", малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями разных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы и гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.

Наши достижения: Результаты внеучебной деятельности за 2010-2012 уч.год

1.Участие обучающихся в дистанционных Всероссийских творческих конкурсах на интерент-портале «МИНОБР»

  • Исследовательская работа « Любимый праздник - Новый год!»- 4 участника:

1.Ульянов Никита

2. Савченко Вероника

3.Тимирова Софья

4. Швыркова Дарья - 2 место

  • Творческий конкурс «Юные сказочники» в трёх номинациях:

  1. Иллюстрация к любимой сказке- 6 участников:

Лауреаты:

Валеев Оскар, Белкина Полина, Званитайс Анастасия, Казакова Евгения, Герасёва Елизавета, Ульянов Никита

  1. Сочини сказку - 2 участника:

Антипина Ангелина, Ульянов Никита,

  1. « А если бы…» (своё продолжение известной сказки)- 2 участника:

Ахтареева Азалия и Швыркова Дарья - 3 место

  • Творческий конкурс «Ребята-поварята»

Антипина Ангелина - 2 место

4)Участие детей в НПК «Старт в науку!» (5чел.)

Казакова Е., Валеев О., Ульянов Н., Ахтареева А., Тимирова С.- 1 место в секции «Психология» (район).

  • 1 место в «Весёлых стартах» , посвящённых недели ЗОЖ.

  • 1 место в «Весёлых стартах», Посвящённых Дню защитника Отечества.

  • 1место в Дне лицеиста среди 2-х классов.

  • 1место в «Мисс лицея 2012» среди 2-х классов.


© 2010-2022