- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Подвижные игры для 2-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности Подвижные игры для 2-4 классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попова С.П. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Общая характеристика учебного предмета.
Программа «Подвижные игры», составлена на основе Программы Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ Школа с. Аксарка, авторской программы: «Основы развития двигательной активности младших школьников» (автор - Г.А. Воронина». Киров, КИПК и ПРО, 2007 г. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского, Москва: Просвещение, 2013). Программа «Подвижные игры» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития российских школьников, Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Цели изучения программы:
- создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;
- развития ловкости, быстроты, силы, освоение культурного наследия русского народа.
Данная цель достигается решением следующих задач:
-
активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
-
познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
-
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
-
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
-
развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
-
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Место курса
Программа «Подвижные игры» вводится в 1-4 классах. В 1 классе - 66 часов (2 ч. в неделю), во 2 классе - 35 часов (1 ч. в неделю), в 3 классе - 70 часов (2 ч. в неделю), в 4 классе - 70 часов (2 ч. в неделю).
Данная программа направлена на создание условий:
-
для удовлетворения индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся;
-
развития и расширения содержания образования;
-
самоопределения обучающихся;
-
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
Структура курса «Подвижные игры». При разработке данной программы особое внимание уделялось тому, что современные школьники мало времени уделяют здоровому образу жизни. Поэтому перед начальной общеобразовательной школой сегодня встала важная проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно либо невозможно восполнить впоследствии. В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение. Образовательные результаты внеурочной деятельности выглядят следующим образом: Первый уровень результатов (1 класс) - приобретение обучающимися знаний о моральных нормах помощи тем, кто в ней нуждается, освоение правил здорового и безопасного образа жизни. Второй уровень результатов (2 класс) - формирование позитивных отношений обучающегося к спортивно - оздоровительным упражнениям, к физическим нагрузкам, к преодолению трудностей. Формирование соревновательных качеств ребёнка. Формирование умения работать в команде, группе, паре. Формирование правил безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях. Третий уровень результатов (3 и 4 класс) - получение школьником опыта самостоятельно планировать свою деятельность, распределять функции и ролей в совместной деятельности. Самостоятельно технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга.
Основные формы организации занятий: аудиторные (теоретические и практические). Подача материала разная. Это и беседа, подвижные игры, эстафеты, соревнования, физические упражнения, динамические прогулки, игры на свежем воздухе, игры с предметами, игра-практикум, экскурсия, выставка, проект и др. Обучающиеся активно включены в спортивно - оздоровительную деятельность в течении четырёх лет обучения.
Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий:
1.Игровая деятельность.
2.Познавательная деятельность.
3.Проблемно-ценностное общение.
4.Досугово-развлекательная деятельность.
5.Художественное творчество;
6.Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
7.Трудовая (производственная) деятельность;
8.Спортивно-оздоровительная деятельность
Основные содержательные линии
Материал программы представлен следующими содержательными линиями:
- система разнообразных занятий физическими упражнениями, закаливанием, подвижными и спортивными играми. Связь занятий со здоровьем;
- важность правильного выбора одежды для занятий физическими упражнениями;
- подбор одежды в зависимости от погодных условий.
- подвижные игры, их значение для физического развития. Самостоятельная организация и проведение игр, распределение на команды с помощью простейших считалочек.
- упражнения для формирования правильной осанки. Их отличие от других физических упражнений. Упражнения с предметами на голове (стоя у стены и в передвижении).
- упражнения для укрепления мышц туловища (без предметов и с предметами).
Содержание курса
Программа «Подвижные игры» состоит из 4 разделов "Русские народные игры» (1 - 4 класс), "Игры народов России" (2 - 4 класс), "Современные подвижные игры" (1 - 4 класс), "Эстафеты" (1 - 4 класс).
-
Раздел - "Русские народные игры» (1 - 4 класс) реализует цель: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические
способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
-
Раздел - "Игры народов России" (2 - 4 класс) реализует цель: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
-
Раздел - "Современные подвижные игры" (1 - 4 класс) реализует цель: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
-
Раздел - "Эстафеты" (1 - 4 класс) реализует цель: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
-
Ценностные ориентиры содержания курса.
Содержание программы направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение разнообразных мероприятий оздоровительного характера;
- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
- организация и проведение подвижных игр, активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, хоккейная коробка)
Системно-деятельностный подход как основной метод обучения.
Важную роль в обучении подвижным играм играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; - содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции
-
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
- ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преодолении учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к спортивно - оздоровительным упражнениям;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- планирование общей цели и пути её достижения;
- распределение функций и ролей в совместной деятельности;
- конструктивное разрешение конфликтов;
- осуществление взаимного контроля;
- оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Коммуникативные УУД: Выпускник научится:
- взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
- двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
- развитие физических способностей;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
- развитие психических и нравственных качеств;
- повышение социальной и трудовой активности;
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
-
Содержание программы «Подвижные игры»
№
п/п
Наименование разделов
Кол-во занятий
Задачи раздела
Содержание деятельности
Содержание проблемы
Формы реализации
Предполагаемый результат
1
Русские народные игры
- формировать представление у младших школьников об русских народных играх; - освоение техники безопасности при проведении игр; - освоение гигиены осанки; - научить детей играть активно и самостоятельно; · познакомить с играми, традициями, историей и культурой разных народов; · обучить правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности; · прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
В рамках этого раздела содержание деятельности направлено на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания. формирование коммуникативных навыков.
Актуальным вопросом является повысить уровень двигательной активности; Способствовать физическому, психическому развитию детей. Согласно медицинскому осмотру и мониторингу детей, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Подвижные игры, эстафеты, конкурсы, динамические игры, соревнования, игры на свежем воздухе, групповые игры Активно участвовать в спортивных мероприятиях и показывать хороший результат. Правильно вести себя со сверстниками во время групповых и командных игр. Соблюдать технику безопасности при проведении игр. Соблюдать гигиенические требования.
2
Игры народов России
- формировать представления о разнообразии игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе. Осознанно выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы.
Воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Формирование у детей представлений о разнообразии народных играх; Формирование эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим. Расширение интеллектуальных способностей у ребёнка Развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Подвижные игры, эстафеты, конкурсы, динамические игры, соревнования, игры на свежем воздухе, групповые игры Активно участвовать в играх разных народов России. Соблюдать правила игр и технику безопасности при проведении игры. Умение применять игры самостоятельно. Умение работать в коллективе.
Углубление знаний об истории, культуре народных игр.
3
Современные подвижные игры
Формирование понятия современная игра.
Развитие правил поведения при проведении современных игр.
Совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
Формирование навыков нравственного поведения при посещении спортивных площадок на улице и в школьном дворе. Поведение в школе, на улице, спортзале, спортивных площадках.
Современные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все современные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Подвижные игры, эстафеты, конкурсы, динамические игры, соревнования, игры на свежем воздухе, групповые игры Активно участвовать в играх разных народов России. Соблюдать правила игр и технику безопасности при проведении игры. Умение применять игры самостоятельно. Умение работать в коллективе.
Углубление знаний об истории, культуре народных игр.
4
Эстафеты
Формирование правил безопасного поведения при проведении эстафет.
Познакомить с особенностями проведения игр-эстафет.
Познакомить с названиями нескольких эстафет.
Познакомить со способами деления на команды, считалки.
Развитие умения организовать и провести совместно со сверстниками эстафеты. В рамках этого раздела содержание деятельности направлено на формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Формирование навыков проведения эстафет. Формирование умения работать в группе, команде, умение общаться друг с другом.
Актуальным вопросом является повысить уровень двигательной активности;
Способствовать физическому, психическому развитию детей.
Способствовать доброжелательному отношению между детьми.
Способствовать сплочению коллектива. Подвижные игры, эстафеты, конкурсы, динамические игры, соревнования, игры на свежем воздухе, групповые игры Активно участвовать в играх разных народов России. Соблюдать правила игр и технику безопасности при проведении игры. Умение применять игры самостоятельно. Умение работать в коллективе.
Углубление знаний об истории, культуре народных игр.
-
Материально - техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса "Физическая культура" в частности. К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечание
О.А.Степанова: Подвижные игры и физкультминутки в начальной школе. Методическое пособие.
Д
Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г.
Д
Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадина: Физическая культура. Учебник. Книга 1. 1 - 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г
Д
Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2004г.
Д
Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. - М., 2002г.
Д
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные
Ф
Аптечка
Д
Скакалка детская
Ф/Д
Технические средства обучения
Классная доска
Д
Интерактивная доска
Д
Телевизор
Д
Мультимедийный проектор
Д
Музыкальный центр
Д
Компьютер
Д
Экрано-звуковые пособия
Д
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программе по русскому языку
Д
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев
К
Стол учительский с тумбой
К
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и т.д.
К
Стенды для вывешивания иллюстративного материала
Д
Преемственные связи
Нельзя не использовать межпредметные связи в программе внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры», так как многие темы других предметов по своему содержанию достаточно тесно соприкасаются с темами данного курса. Связь с математикой. С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д. Счет предметов, сравнение предметов, устные вычислительные приемы и т.д. Связь с литературой. В процессе игры дети знакомятся с русским народным творчеством: закличками, считалками, песнями, прибаутками, поговорками. Связь с окружающим миром. Для характеристики того или иного периода школьникам напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую обусловленность взглядов, идей. Важно познакомить учащихся с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности.
Литература
Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие - М., Советский спорт, 2005. - 40 с.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. - М., 1990.
Васильков Г.А., От игр к спорту. - М., 198
Глязер С., Зимние игры и развлечения. - М., 1993.
Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. - М., 2005
Жуков М.Н., Подвижные игры. - М., 2000
Железняк М.Н., Спортивные игры. - М., 2001
Коробейников Н.К., Физическое воспитание. - М., 1989
Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. - М.,1991
Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. - М., 1986.
Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. - М., 1999.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. - М., 1989.
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. - М., 1984.
Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. - М., 1998.