Урок-исследование в 1 классе по окружающему миру на тему Что такое хвоинки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - исследование по окружающему миру в 1 классе (Школа России)


Бекиш Оксана Викторовна

учитель начальных классов

МКОУ "Мишкинская СОШ"

Тема: «Что такое хвоинки?

Цели: познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам, воспитывать бережное отношение к природе

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что хвоинки - это листья хвойных деревьев; научиться различать сосну и ель.

Оборудование:

у учителя: компьютер, проектор, презентация,

у учащихся: гербарии с листьями, ветки, шишки и хвоинки сосны и ели, ветки лиственницы, лупа, цветные карандаши.

Ход урока.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Орг. момент.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность. (Слайд 1 )

Слушают учителя.

Личностные УУД: умение настроиться на работу

2.

Актуализация знаний

- Ребята, наш Муравьишка вопросик подслушал разговор листьев:

Опавшей листвы разговор еле слышен:

- Мы с кленов!

- Мы с яблонь!

-Мы с вязов!

-Мы с вишен!

- С осинки!

- С черемухи!

С дуба!

С березы!

Везде листопад!

На пороге - морозы!


- С каких деревьев опали листья? Назовите их. (Слайды 2-9) - Покажите эти листья, они лежат у вас на партах в конвертах. - Ребята, вспомните , о чем мы говорили на прошлом уроке? -Молодцы! А как называются перечисленные деревья?

- Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки. Отгадав их, вы узнаете, о каких деревьях пойдёт речь сегодня на уроке.

Ее всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

(слайд 10 )

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна)

(Слайд 11, 12 )

-Какие деревья вы видите в этом лесу?

( слайд 13 )

-Это еловый лес. Его называют ельник. В еловом лесу деревья стоят близко друг к другу, поэтому он густой и тенистый. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь жили Баба Яга и Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу прохладно и темно.

-А что это за деревья? (слайд 14 )

-Это сосновый лес. Его называют - сосновый бор. Сосновый бор - это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Легко и свободно дышится в сосновом лесу, светло и сухо в нём. Древесина - дар сосны. Она используется в строительстве кораблей и жилищ. Слушают учителя, отвечают на вопросы.











-Клены, вязы, яблони, вишни, осины, черемуха, дуб, береза.
-о листьях
-лиственные.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять учебные действия в умственной форме.


3.

Постановка проблемы


- К какой группе можно отнести эти растения?

- Чем они похожи друг на друга?

- А как называются такие деревья?

-Правильно, сегодня мы с вами поговорим о хвойных деревьях. И ответим на главный вопрос нашего урока. Прочитаем этот вопрос в учебнике на стр. 30

-Чтобы ответить на этот вопрос мы проведем исследование. -Это тоже деревья.

-У них иголки.
-Хвойные.



-Что такое хвоинки.

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации


4.

Определение темы исследования, цели.

- Сформулируйте тему нашего исследования

- Поставьте цель исследования


-Что такое хвоинки?

-Изучение образцов хвойных деревьев, их сравнение

Регулятивные УУД: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение


5.

Выдвижение гипотез


- Ребята, а кто из вас знает, почему эти деревья называются хвойными? - Предположения детей. Все гипотезы записываются на доске

Коммуникативные УУД: Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение; задавать вопросы.

6.

Определение методов исследования -Какими методами исследования мы можем воспользоваться? - Наблюдение, сравнение

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.

7.

Ознакомление с планом исследования.


- Рассмотрите план исследования. (план исследования записан на доске)

1. Изучение образцов ели и сосны в группах.

2. Результаты исследования. Выступление групп.

3. Сравнение ели и сосны по внешнему виду.

4. Формулирование вывода. Изучают план исследования.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации

8.





































































Проведение исследования.

1. Изучение образцов ели и сосны в группах.

-Что нам предстоит сделать сначала?

1 группа изучает сосновые ветки

2 группа изучает еловые ветки

3 группа изучает сосновые шишки

4 группа изучает еловые шишки.

2. Выступление групп.

3. Сравнение ели и сосны по внешнему виду. - А теперь давайте сравним веточки ели и сосны. Чем они отличаются? (Показ слайдов 15-16 )

- Выполним задание в рабочей тетради на стр.20 № 2

- Теперь сравним шишки. Чем они отличаются? Зарисуйте их в тетради. (Показ слайдов 17-18 ) Откройте ваши учебники на с. 16. Рассмотрите рисунки и скажите, где расположена ель, а где - сосна? Положите веточку ели на рисунок ели, а веточку сосны на рисунок сосны. -Как вы определили? (Ответы детей). Рассмотрите шишки. Сравните их. Покажите еловую шишку. Положите её на ветку ели. Покажите сосновую шишку. Положите её на ветку сосны. - Как называют такие деревья? (Слайд 19 )

- Молодцы!

4. Формулирование вывода. - Но Муравьишка Вопросик просит вас все-таки ответить на главный вопрос урока: "Что такое хвоинки? " (Слайд 20 ) -Хвоинки - это действительно листья, только особой формы - длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки даже зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. -Как вы думаете, меняется ли внешний вид этих деревьев с приходом осени? -Да, ведь известна всем загадка: «Зимой и летом одним цветом». Эта загадка о наших красавицах. Ведь недаром их называют «вечнозелёными».

- исследовать образцы хвойных деревьев



Группы по очереди рассказывают о тех образцах, которые изучали - внешний вид, размер, цвет, форма и т.д.

- у сосны хвоинки длиннее, а у ели короче; у ели хвоинки расположены на ветке по одной, а у сосны по две






зарисовывают расположение хвоинок у сосны и ели

Зарисовывают в тетради шишки ели и сосны.

















- хвойные





- это листья









-нет

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - умение выражать свои мысли

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение обобщать, делать выводы.

Регулятивные УУД: высказывают своё предположение

Личностные УУД: опора на свой жизненный опыт


9.

Дополнительные сведения. - Ребята, у вас на партах есть еще одна веточка. Возьмите ее в руки. -Можно ли это дерево отнести к хвойным деревьям? Почему? (Слайд 21 ) -Как расположены хвоинки? Посмотрите на слайде как выглядит это дерево летом и зимой. (Слайды 22-24 ) -Чем оно отличается от других хвойных деревьев? (Слайд 25 ) -Так как это дерево осенью желтеет и сбрасывает листья, как это делают лиственные деревья, то отсюда такое название - лиственница. (Слайд 26 )

дети рассматривают веточку лиственницы, отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД: опора на свой жизненный опыт

Регулятивные УУД: высказывают своё предположение

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

10.

Итог.

-Какая у нас была цель исследования?

-Достигли мы ее?

-Сравните гипотезы и выводы исследования.

- Какие гипотезы мы подтвердили?

- определить, что такое хвоинки

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

Умение обобщать, делать выводы.

Личностные УУД: опора на свой жизненный опыт

Регулятивные УУД: высказывают своё предположение

11.

Рефлексия

-Какая учебная цель стояла на уроке? - Кто считает, что он достиг этой цели поднимите веселый смайлик, у кого были затруднения и кто не совсем понял о чем мы говорили на уроке - поднимите грустный смайлик. (Слайд 27)

- Изучить образцы хвойных деревьев и сравнить их.

Регулятивные УУД: вспомнить тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё мнение, свое отношение к уроку.

12.

Домашнее задание.

Приготовить сообщение о любом дереве.

Записывают домашнее задание

Личностные УУД:

опора на свой жизненный опыт

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других



© 2010-2022