- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-исследование в 1 классе по окружающему миру на тему Что такое хвоинки
Урок-исследование в 1 классе по окружающему миру на тему Что такое хвоинки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бекиш О.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок - исследование по окружающему миру в 1 классе (Школа России)
Бекиш Оксана Викторовна
учитель начальных классов
МКОУ "Мишкинская СОШ"
Тема: «Что такое хвоинки?
Цели: познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам, воспитывать бережное отношение к природе
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что хвоинки - это листья хвойных деревьев; научиться различать сосну и ель.
Оборудование:
у учителя: компьютер, проектор, презентация,
у учащихся: гербарии с листьями, ветки, шишки и хвоинки сосны и ели, ветки лиственницы, лупа, цветные карандаши.
Ход урока.
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Орг. момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность. (Слайд 1 )
Слушают учителя.
Личностные УУД: умение настроиться на работу
2.
Актуализация знаний
- Ребята, наш Муравьишка вопросик подслушал разговор листьев:
Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с кленов!
- Мы с яблонь!
-Мы с вязов!
-Мы с вишен!
- С осинки!
- С черемухи!
С дуба!
С березы!
Везде листопад!
На пороге - морозы!
- С каких деревьев опали листья? Назовите их. (Слайды 2-9) - Покажите эти листья, они лежат у вас на партах в конвертах. - Ребята, вспомните , о чем мы говорили на прошлом уроке? -Молодцы! А как называются перечисленные деревья?
- Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки. Отгадав их, вы узнаете, о каких деревьях пойдёт речь сегодня на уроке.
Ее всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
(слайд 10 )
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна)
(Слайд 11, 12 )
-Какие деревья вы видите в этом лесу?
( слайд 13 )
-Это еловый лес. Его называют ельник. В еловом лесу деревья стоят близко друг к другу, поэтому он густой и тенистый. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь жили Баба Яга и Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу прохладно и темно.
-А что это за деревья? (слайд 14 )
-Это сосновый лес. Его называют - сосновый бор. Сосновый бор - это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Легко и свободно дышится в сосновом лесу, светло и сухо в нём. Древесина - дар сосны. Она используется в строительстве кораблей и жилищ. Слушают учителя, отвечают на вопросы.
-Клены, вязы, яблони, вишни, осины, черемуха, дуб, береза.
-о листьях
-лиственные.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять учебные действия в умственной форме.
3.
Постановка проблемы
- К какой группе можно отнести эти растения?
- Чем они похожи друг на друга?
- А как называются такие деревья?
-Правильно, сегодня мы с вами поговорим о хвойных деревьях. И ответим на главный вопрос нашего урока. Прочитаем этот вопрос в учебнике на стр. 30
-Чтобы ответить на этот вопрос мы проведем исследование. -Это тоже деревья.
-У них иголки.
-Хвойные.
-Что такое хвоинки.
Познавательные УУД:
- постановка и формулирование проблемы
- поиск и выделение необходимой информации
4.
Определение темы исследования, цели.
- Сформулируйте тему нашего исследования
- Поставьте цель исследования
-Что такое хвоинки?
-Изучение образцов хвойных деревьев, их сравнение
Регулятивные УУД: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение
5.
Выдвижение гипотез
- Ребята, а кто из вас знает, почему эти деревья называются хвойными? - Предположения детей. Все гипотезы записываются на доске
Коммуникативные УУД: Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение; задавать вопросы.
6.
Определение методов исследования -Какими методами исследования мы можем воспользоваться? - Наблюдение, сравнение
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
7.
Ознакомление с планом исследования.
- Рассмотрите план исследования. (план исследования записан на доске)
1. Изучение образцов ели и сосны в группах.
2. Результаты исследования. Выступление групп.
3. Сравнение ели и сосны по внешнему виду.
4. Формулирование вывода. Изучают план исследования.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации
8.
Проведение исследования.
1. Изучение образцов ели и сосны в группах.
-Что нам предстоит сделать сначала?
1 группа изучает сосновые ветки
2 группа изучает еловые ветки
3 группа изучает сосновые шишки
4 группа изучает еловые шишки.
2. Выступление групп.
3. Сравнение ели и сосны по внешнему виду. - А теперь давайте сравним веточки ели и сосны. Чем они отличаются? (Показ слайдов 15-16 )
- Выполним задание в рабочей тетради на стр.20 № 2
- Теперь сравним шишки. Чем они отличаются? Зарисуйте их в тетради. (Показ слайдов 17-18 ) Откройте ваши учебники на с. 16. Рассмотрите рисунки и скажите, где расположена ель, а где - сосна? Положите веточку ели на рисунок ели, а веточку сосны на рисунок сосны. -Как вы определили? (Ответы детей). Рассмотрите шишки. Сравните их. Покажите еловую шишку. Положите её на ветку ели. Покажите сосновую шишку. Положите её на ветку сосны. - Как называют такие деревья? (Слайд 19 )
- Молодцы!
4. Формулирование вывода. - Но Муравьишка Вопросик просит вас все-таки ответить на главный вопрос урока: "Что такое хвоинки? " (Слайд 20 ) -Хвоинки - это действительно листья, только особой формы - длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки даже зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. -Как вы думаете, меняется ли внешний вид этих деревьев с приходом осени? -Да, ведь известна всем загадка: «Зимой и летом одним цветом». Эта загадка о наших красавицах. Ведь недаром их называют «вечнозелёными».
- исследовать образцы хвойных деревьев
Группы по очереди рассказывают о тех образцах, которые изучали - внешний вид, размер, цвет, форма и т.д.
- у сосны хвоинки длиннее, а у ели короче; у ели хвоинки расположены на ветке по одной, а у сосны по две
зарисовывают расположение хвоинок у сосны и ели
Зарисовывают в тетради шишки ели и сосны.
- хвойные
- это листья
-нет
Коммуникативные УУД:
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - умение выражать свои мысли
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение обобщать, делать выводы.
Регулятивные УУД: высказывают своё предположение
Личностные УУД: опора на свой жизненный опыт
9.
Дополнительные сведения. - Ребята, у вас на партах есть еще одна веточка. Возьмите ее в руки. -Можно ли это дерево отнести к хвойным деревьям? Почему? (Слайд 21 ) -Как расположены хвоинки? Посмотрите на слайде как выглядит это дерево летом и зимой. (Слайды 22-24 ) -Чем оно отличается от других хвойных деревьев? (Слайд 25 ) -Так как это дерево осенью желтеет и сбрасывает листья, как это делают лиственные деревья, то отсюда такое название - лиственница. (Слайд 26 )
дети рассматривают веточку лиственницы, отвечают на вопросы учителя.
Личностные УУД: опора на свой жизненный опыт
Регулятивные УУД: высказывают своё предположение
Познавательные УУД:
осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.
10.
Итог.
-Какая у нас была цель исследования?
-Достигли мы ее?
-Сравните гипотезы и выводы исследования.
- Какие гипотезы мы подтвердили?
- определить, что такое хвоинки
Отвечают на вопросы учителя.
Познавательные УУД:
Умение обобщать, делать выводы.
Личностные УУД: опора на свой жизненный опыт
Регулятивные УУД: высказывают своё предположение
11.
Рефлексия
-Какая учебная цель стояла на уроке? - Кто считает, что он достиг этой цели поднимите веселый смайлик, у кого были затруднения и кто не совсем понял о чем мы говорили на уроке - поднимите грустный смайлик. (Слайд 27)
- Изучить образцы хвойных деревьев и сравнить их.
Регулятивные УУД: вспомнить тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё мнение, свое отношение к уроку.
12.
Домашнее задание.
Приготовить сообщение о любом дереве.
Записывают домашнее задание
Личностные УУД:
опора на свой жизненный опыт
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других