- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по литературному чтению «сказки и рассказы для детей, «Фофка»» (4 класс)
Конспект по литературному чтению «сказки и рассказы для детей, «Фофка»» (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бердникова А.И. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Утверждаю:
методики преподавания детской литературы
Преподаватель Т. Н. Зотова/
Согласовано:
Учитель/ Н. В. Лазутова /
Конспект
урока по литературному чтению
«сказки и рассказы для детей, «Фофка»»
Провела студентка группы ПНК-31: Бердникова А.И.
Место проведения: 4 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в
с. Тулиновка
Дата проведения: 1.03.16
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Т. Н. Зотова /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ Н. В. Лазутова/
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Т. Н. Зотова /
Тамбов
2016
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить детей с произведением А. Н. Толстого «Фофка»
Задачи урока:
Научить высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
Научить выявлять в тексте эпитеты, олицетворение, сравнение;
Научить представлять сюжет текста.
УУД: Личностные 1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур. 2. Формирование наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Познавательные 1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; 2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. 3. Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения новой темы. 4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные 1. Учиться отличать верное выполненное задание от неверного; 2. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 3. Корректировать выполнение задания.
Коммуникативные 1. Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. 2. Учиться выполнять различные роли в группе. 3. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Оборудование:
учебник, презентация.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
-
Мотивация к познавательной деятельности
Страшно в лесу,
А если в грозу?
А в темноте ночи?
Страшно очень.
И есть там медведь,
и медведица есть,
и волки даже!
А заяц как же?
А заяц живёт,
и - ничего!
И ёжик живёт,
и детки его,
и бегают детки,
резвятся!
И я не буду бояться!
Здравствуйте, ребята, меня зовут Алина Ивановна, сегодня я проведу у вас литературное чтение
-
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Ребята, а вы знаете, кто такой Алексей Николаевич Толстой?
Не путайте его со Львом Николаевичем Толстым!
Сейчас я вам немного о нем расскажу.
Родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец - граф Николай Александрович Толстой, мать - детская писательница Александра Леонтьева Толстая.
Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище, в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.
Первые книги - «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).
Увлекали Толстого и фантастические миры. Находясь с 1918 по 1923 г. за пределами России и затем, вернувшись на родину, он создаёт рассказ «День Петра» (1918 г.), первую часть эпопеи «Хождение по мукам» (1919-1922 гг.), научно-фантастические романы «Аэлита» (1922-1923 гг.), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925- 1927 гг.).
Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о "Буратино" вполне можно говорить как о самостоятельном произведении.
В годы Великой Отечественной войны Толстой в своих статьях рассказывал о подвигах на фронте и в тылу. Силой духа русских людей писатель восхищался в «Рассказах Ивана Сударева» (1942-1944 гг.). Задумывал большой роман о войне.
Умер 23 февраля 1945 г. в Москве.
Если вас заинтересовали книги писателя, вы можете их взять в школьной библиотеке.
-
Выявление места и причины затруднения
(на подставке от цветка лежит письмо, я беру его и читаю ученикам)
Ребята, вам «привет» от Акчобосы! Что вы на меня так удивлённо смотрите? Разве вы не знаете Акчобосу, здесь написано, что она живёт на стене, у которой нос в варенье и есть четыре подружки? А она вас знает, ей о вас Фофка рассказал. Теперь догадались? Между прочим, Фофка и Акчабос хорошо знают многих наших общих знакомых: мужчину упитанного, в меру воспитанного, в полном расцвете сил. Догадались кого? Конечно, Карлсона, а ещё они знают домового Афанасия.
Интересно, где они могли познакомиться?
А вы мне ни от кого не хотите передать привет?
Давайте придумаем своего героя и будем знать о нём только мы, ведь он будет жить только в нашем воображении.
Пусть он будет зелёный...
Зелёный, квадратный...
Зелёный, квадратный, сладкий...
А вы о нём расскажете взрослым?
А друзьям?
Он будет вашим другом? Или начнёт пугать по вечерам? А от чего это зависит?
4.Построение проекта выхода из затруднения
А теперь, ребята, прочитаем рассказ Алексея Николаевича Толстого, «Фофка» Где впервые автор предупреждает читателя о чём-то необычном и таинственном?
А в самой бумажной полосе есть ли что-то таинственное?
Почему маляр показался детям необыкновенным?
Как маляр произнёс «ну-ну!»? Попробуйте сказать «не просто "ну-ну", а что-то похуже».
О чём говорит фраза «Потом и оказалось: мама никогда такой полосы с собаками и цыплятами не покупала»?
Какие похожие на сказочные высказывания вводит в текст автор?
Какую роль в тексте они играют?
Кто из детей больший фантазёр?
Страшно ли звучит имя цыплёнка - Фофка?
Что изменилось бы, если бы дети лежали с открытыми глазами?
Почему нянька по-другому прореагировала на рассказы детей?
Много ли шалостей пришлось припоминать детям?
Прочитайте выразительно предложение, в котором содержится ответ на вопрос.
Что перепуталось в детских головках?
Какое приключение Макса и Морица проиллюстрировано Бушем?
Как это повлияло на фантазии детей?
Какие слова произнесла Зина противным голосом? Прочитайте их.
Кто же мог «страшно больно» цапнуть за нос?
Верит ли Зина в собственные выдумки?
А почему мальчик заревел не сразу, а подождал?
5.Реализация построенного проекта А кем вас пугали взрослые, когда вы долго не засыпали и шалили?
Кого дети называют госпожой «Пчелой»? Что в ней необычного?
Докажите, что даже на хозяйку магазина они смотрят как фантазёры и выдумщики.
Много ли кнопок они купили?
Почему они дождались, когда родители уйдут со двора?
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Как же получилось, что причиной страхов стал нарисованный цыплёнок с пумпушкой?
Продолжается ли фантазия детей?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Придумайте свою клятву-заговор.
- Чем бы вы поклялись?
- Как бы звучала ваша клятва-заговор?
8.Включение в систему знаний и повторений
Что делает эту историю сказкой?
«Фофка» - это рассказ о сказке, в которой живут ... (дети), рассказ о детских ... (фантазиях).
Как А.Н. Толстой ответил на вопрос: «Как надо писать для детей?».
Что мы делали на уроке?
9.Рефлексия
Вам понравился урок?
Молодцы, вы все хорошо работали!
Домашнее задание:
Приветствие детей.
Нет
Карлосон
Ученики придумывают встречу героев
Он будет нашим другом. Нет. От нашего воображения.
«Но никто не досмотрел...»
Нет - собачки, цыплёнок с пумпушкой.
Не видно лица, ушел через чёрный ход.
Это значит, что появление полосы, задело их воображение.
«Только его и видели», «делать нечего»
Придают таинственности
Зина
Нет
С закрытыми глазами легче фантазировать.
Она удивилась их фантазии.
Нет.
Собственные шалости и шалости мальчиков - озорников Макса и Морица
Случай с ручьем и старым мужчиной.
Ребята поругались.
Фофка
Да.
Он не поверил Зининым слезам.
они считали ее волшебницей
на все 30 копеек.
Взрослые их бы не поняли и отобрали кнопки.
ребята вспомнили ситуацию с Максом и Морицом
да, про это пишется в 2х последних абзацах.
в этой истории есть герои, которых выдумали сами дети.
нужно смотреть на мир, глазами детей