Конспект по литературному чтению «сказки и рассказы для детей, «Фофка»» (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Утверждаю:

методики преподавания детской литературы

Преподаватель Т. Н. Зотова/

Согласовано:



Учитель/ Н. В. Лазутова /

Конспект

урока по литературному чтению

«сказки и рассказы для детей, «Фофка»»

Провела студентка группы ПНК-31: Бердникова А.И.

Место проведения: 4 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

с. Тулиновка

Дата проведения: 1.03.16

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Т. Н. Зотова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ Н. В. Лазутова/

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Т. Н. Зотова /



Тамбов

2016

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить детей с произведением А. Н. Толстого «Фофка»

Задачи урока:

Научить высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

Научить выявлять в тексте эпитеты, олицетворение, сравнение;

Научить представлять сюжет текста.

УУД: Личностные 1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур. 2. Формирование наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Познавательные 1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; 2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. 3. Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения новой темы. 4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные 1. Учиться отличать верное выполненное задание от неверного; 2. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 3. Корректировать выполнение задания.
Коммуникативные 1. Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. 2. Учиться выполнять различные роли в группе. 3. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оборудование:

учебник, презентация.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивация к познавательной деятельности

Страшно в лесу,

А если в грозу?

А в темноте ночи?

Страшно очень.

И есть там медведь,

и медведица есть,

и волки даже!

А заяц как же?

А заяц живёт,

и - ничего!

И ёжик живёт,

и детки его,

и бегают детки,

резвятся!

И я не буду бояться!

Здравствуйте, ребята, меня зовут Алина Ивановна, сегодня я проведу у вас литературное чтение

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии


Ребята, а вы знаете, кто такой Алексей Николаевич Толстой?

Не путайте его со Львом Николаевичем Толстым!

Сейчас я вам немного о нем расскажу.

Родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец - граф Николай Александрович Толстой, мать - детская писательница Александра Леонтьева Толстая.

Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище, в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.

Первые книги - «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).

Увлекали Толстого и фантастические миры. Находясь с 1918 по 1923 г. за пределами России и затем, вернувшись на родину, он создаёт рассказ «День Петра» (1918 г.), первую часть эпопеи «Хождение по мукам» (1919-1922 гг.), научно-фантастические романы «Аэлита» (1922-1923 гг.), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925- 1927 гг.).

Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о "Буратино" вполне можно говорить как о самостоятельном произведении.

В годы Великой Отечественной войны Толстой в своих статьях рассказывал о подвигах на фронте и в тылу. Силой духа русских людей писатель восхищался в «Рассказах Ивана Сударева» (1942-1944 гг.). Задумывал большой роман о войне.

Умер 23 февраля 1945 г. в Москве.

Если вас заинтересовали книги писателя, вы можете их взять в школьной библиотеке.

  1. Выявление места и причины затруднения

(на подставке от цветка лежит письмо, я беру его и читаю ученикам)

Ребята, вам «привет» от Акчобосы! Что вы на меня так удивлённо смотрите? Разве вы не знаете Акчобосу, здесь написано, что она живёт на стене, у которой нос в варенье и есть четыре подружки? А она вас знает, ей о вас Фофка рассказал. Теперь догадались? Между прочим, Фофка и Акчабос хорошо знают многих наших общих знакомых: мужчину упитанного, в меру воспитанного, в полном расцвете сил. Догадались кого? Конечно, Карлсона, а ещё они знают домового Афанасия.
Интересно, где они могли познакомиться?
А вы мне ни от кого не хотите передать привет?
Давайте придумаем своего героя и будем знать о нём только мы, ведь он будет жить только в нашем воображении.
Пусть он будет зелёный...

Зелёный, квадратный...

Зелёный, квадратный, сладкий...


А вы о нём расскажете взрослым?
А друзьям?
Он будет вашим другом? Или начнёт пугать по вечерам? А от чего это зависит?

4.Построение проекта выхода из затруднения

А теперь, ребята, прочитаем рассказ Алексея Николаевича Толстого, «Фофка» Где впервые автор предупреждает читателя о чём-то необычном и таинственном?
А в самой бумажной полосе есть ли что-то таинственное?
Почему маляр показался детям необыкновенным?
Как маляр произнёс «ну-ну!»? Попробуйте сказать «не просто "ну-ну", а что-то похуже».
О чём говорит фраза «Потом и оказалось: мама никогда такой полосы с собаками и цыплятами не покупала»?

Какие похожие на сказочные высказывания вводит в текст автор?


Какую роль в тексте они играют?
Кто из детей больший фантазёр?
Страшно ли звучит имя цыплёнка - Фофка?
Что изменилось бы, если бы дети лежали с открытыми глазами?
Почему нянька по-другому прореагировала на рассказы детей?
Много ли шалостей пришлось припоминать детям?

Прочитайте выразительно предложение, в котором содержится ответ на вопрос.

Что перепуталось в детских головках?

Какое приключение Макса и Морица проиллюстрировано Бушем?
Как это повлияло на фантазии детей?
Какие слова произнесла Зина противным голосом? Прочитайте их.
Кто же мог «страшно больно» цапнуть за нос?

Верит ли Зина в собственные выдумки?
А почему мальчик заревел не сразу, а подождал?

5.Реализация построенного проекта А кем вас пугали взрослые, когда вы долго не засыпали и шалили?
Кого дети называют госпожой «Пчелой»? Что в ней необычного?
Докажите, что даже на хозяйку магазина они смотрят как фантазёры и выдумщики.
Много ли кнопок они купили?
Почему они дождались, когда родители уйдут со двора?

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Как же получилось, что причиной страхов стал нарисованный цыплёнок с пумпушкой?

Продолжается ли фантазия детей?

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Придумайте свою клятву-заговор.
- Чем бы вы поклялись?
- Как бы звучала ваша клятва-заговор?

8.Включение в систему знаний и повторений

Что делает эту историю сказкой?

«Фофка» - это рассказ о сказке, в которой живут ... (дети), рассказ о детских ... (фантазиях).

Как А.Н. Толстой ответил на вопрос: «Как надо писать для детей?».

Что мы делали на уроке?

9.Рефлексия

Вам понравился урок?

Молодцы, вы все хорошо работали!

Домашнее задание:

Приветствие детей.



Нет











Карлосон



Ученики придумывают встречу героев



Он будет нашим другом. Нет. От нашего воображения.


«Но никто не досмотрел...»

Нет - собачки, цыплёнок с пумпушкой.

Не видно лица, ушел через чёрный ход.

Это значит, что появление полосы, задело их воображение.



«Только его и видели», «делать нечего»

Придают таинственности

Зина

Нет

С закрытыми глазами легче фантазировать.

Она удивилась их фантазии.

Нет.

Собственные шалости и шалости мальчиков - озорников Макса и Морица

Случай с ручьем и старым мужчиной.

Ребята поругались.

Фофка

Да.


Он не поверил Зининым слезам.


они считали ее волшебницей

на все 30 копеек.


Взрослые их бы не поняли и отобрали кнопки.


ребята вспомнили ситуацию с Максом и Морицом

да, про это пишется в 2х последних абзацах.


в этой истории есть герои, которых выдумали сами дети.


нужно смотреть на мир, глазами детей



© 2010-2022