- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему Красная книга
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему Красная книга
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ганичева Л.Н. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка
2 класс
Тема: Повторение способов и приёмов проверки орфограмм Цели:
- Повторить три правила, которые «учат писать корень»: о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных.
- Повторить разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпически-графическим), 3) слышу и/но пишу, выбирая букву
- Упражнять в решении орфографических задач, в графическом обосновании орфограмм и проверочного слова. Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов.
-
Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов.
-
Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой.
-
Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова.
- Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре.
Определение темы урока Прочтите слова на слайде и попробуйте по ним определить тему нашего урока (Орфограммы корня)
Актуализация знаний.
Рассмотрите схему, попробуйте по ней рассказать о том, какие знания нам нужны? (слайд) Вернемся к словам. А к какой группе мы отнесем слово книга? ( ни к какой, его мы пишем, как слышим)
Постановка целей урока.
Чтобы наш урок был успешным, мы должны поставить определённые цели.
- Каких целей мы должны достичь на уроке?
-
Я повторю (орфограммы корня)
-
Я научусь …(подбирать проверочные слова, для чего? - чтобы грамотно писать)
-
Я узнаю….
Человек живёт на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Михаил Пришвин сказал: «Мы хозяева нашей природы». (запись на доске) Вслушайтесь в это слово - «хозяева». Но всегда ли по-хозяйски мы относимся к окружающей нас природе? Мы дохозяйничали до того, что на нашей планете стали исчезать растения и животные. И в этом огромная вина человека. - Почему некоторых животных и растений остаётся так мало на Земле или они вообще исчезают? Да, люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а другие нахо-дятся на грани исчезновения. Это означает, что их мало, что они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.
Сегодня многие страны имеют национальные Красные книги. (слайд) - Как вы думаете, почему переплёт этой книги красного цвета? - Красный цвет - это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. - Он, как красный цвет светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда! «Красная книга - это особая и важная природоохранная книга».
Чистописание Назовите первую букву каждого слова. Давайте используем её для минутки чистописания. 1) Но сначала выполним росчерки, в которые входит элемент этой буквы. Пропишите строчку. (запись на доске) 2) Запишите половину строки заглавную и строчную буквы К в чередовании (образец записи на доске) 3) Запишите словосочетание Красная книга.
Страницы Красной книги разноцветные. Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый.
- Зелёная - восстановленные виды
- Жёлтая - редкие виды
- Красная - исчезающие виды
- Чёрная - уже вымерли
А мы отправляемся на зеленые страницы Красной книги.
Словарная работа Давайте побываем на желтых страницах. Эти страницы говорят о том, что есть на Земле животные и растения, которых осталось мало, и люди делают всё для того, чтобы они не исчезли совсем. (Показ слайдов с опроговариванием орфограмм) Страус - самая крупная птица, которая не умеет летать.
Леопард - самые скрытные из больших кошек, поэтому выследить их практически невозможно. Что самцы, что самки - это беспощадные машины для убийства и убивают все что видят. Любят прятаться на деревьях и подолгу вылизывать свою шерсть.
Морж - у него толстая кожа покрыта короткими прилегающими жёлто-бурыми волосами, но с возрастом их становится меньше, и у старых моржей кожа почти совершенно голая.
Ландыш - этот прекрасный цветок лекарственное растение, он ядовит. Легенда рассказывает, что он вырос там, где упали слезы девушки, которая ждала своего жениха из далекого похода.
Жираф -его рост до 6 м. Не умеет быстро бегать. У жирафов черный язык до 45 см.
Лотос - живет в воде всего 4 дня. Цветы раскрываются только ночью. А в Индии это растение считается священным, есть даже храм Лотоса.
Лев - оказывается, охотятся только львицы, и только когда ей не удается завалить крупное животное, на помощь приходит лев.
-Запишите слова по памяти, обозначьте орфограмму графически. Проверьте (слайд) Работаем устно. Прочтите слова: прекрасный, грустный, радостный, прелестный (слайд) Объясните их написание. Соедините с названиями животных и растений по смыслу так, чтобы у вас получились словосочетания. (работа у доски)
Физминутка (прохлопать, услышав не название птицы)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели, птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!
Дети хлопают.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
соловьи,, стрижи,
Аисты, кукушки
дятлы и лягушки…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Лебеди, скворцы…
Тест
А теперь я вам предлагаю посетить красные страницы книги. Здесь записываются животные, которые продолжают исчезать.
Мы будем рассматривать животных, занесенных на эти страницы и выполнять задания теста. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из ответов. Выбранный ответ записывайте буквой в тетрадь.
(Показ на слайдах животных и заданий теста)
А) Водяной орех
Его ещё называют рогульником- на зрелых костянках твердые, изогнутые "рога". Ими водяной орех, как якорь, цепляется за неровности на дне. В некоторых местах его называют чертовым орехом. Действительно, можно углядеть в плодах сходство с рогатой головой чертика.
Сколько непроверяемых безударных гласных в корнях этих слов?
Одна (п)
Две (б)
Б) Речной бобр
Речной бобр - животное, которое по вине человека чуть не исчезло с лица нашей планеты. Всему виной стала его красивая шкурка, из которой в больших количествах шили шапки и шубы. Голый черный хвост покрыт чешуей, у основания хвоста речного бобра имеются две железы, которые вырабатывают пахучее вещество, которое люди используют в парфюмерии.
Выбери проверочное слово:
речка ( Е )
река ( У )
В) Красный волк
Красные волки - чрезвычайно «разговорчивые» звери. Они почти постоянно издают тихое поскуливание.
Какая орфограмма есть в корнях этих слов?
Безударный гласный ( М)
Парный согласный ( Л )
Г) Ночница
Приносит пользу тем, что уничтожает много комаров. Интересна тем, что на зиму улетает.
Безударный гласный в корне этого слова:
проверяемый ( Ы )
непроверяемый ( И )
Д) Венерин башмачок
Забрела однажды в северные леса Венера, и, увидев дорогую гостью, страшно обрадовались ей все цветы и деревья. Сразу посветлел их наряд, и небо очистилось от серых туч, а любопытное солнышко тотчас выглянуло из-за облаков. И соловей откуда-то прилетел, начал богиню красоты славить, а Венера, притомившись и устав после долгой дороги, присела на лужайку и башмачки свои сбросила - пусть ноги отдохнут... когда же домой уходила, про башмачки свои позабыла, и превратились они в чудный цветок. Увидели его люди, так и назвали: "венерин башмачок".
На месте безударного гласного звука нужно писать :
букву О ( Л )
букву А ( Й )
Какое слово получилось? - белый
Название какого животного начинается с этого слова? (белый медведь) (слайд)
Он тоже занесен в красную книгу и находится на её красных страничках. Белый медведь - не впадает в спячку. Живет в Арктике. Они большие чистюли, каждый день моются по 20 мин. А кожа под белым мехом у них черная.
Самостоятельная работа Следующее задание - по ступенькам. На доске текст. Зеленые колокольчики - списать, вставить буквы. Синие - выписать однокоренные слова Красные - разобрать по составу любые два имени существительных Белый м.две.ь - кру.ный хищ.ный зверь. Шу.ка его белая, как сне. . Под шерст.ю слой ж.ра. В такой шубе ему не страшен моро. . Результат этого задания вы узнаете завтра. Кто смог подняться на ступеньку выше?
А давайте побываем на черных страницах Красной книги . Выполнив задание в паре, вы узнаете, сколько зверей полностью исчезли за последние сто лет. (25)
вода земля звёздный мак известный травка глазки сердце честный рог след светло
Обозначьте цифрой орфограмму в корне каждого слова. Посчитайте общий результат
- Проверяемый безударный гласный
- Парный согласный
- Непроизносимый согласный
Итог урока. - Удалось ли нам достичь тех целей. Которые мы ставили перед собой? Рефлексия Прикрепите цветную страничку к доске: Красная-всё понравилось, всё понятно Зеленая - иногда допускал ошибки Желтая- допускал много ошибок, было трудно Черная- ничего не понятно
7