Интегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему Красная книга

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

2 класс
Тема: Повторение способов и приёмов проверки орфограмм Цели:

  • Повторить три правила, которые «учат писать корень»: о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных.
  • Повторить разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпически-графическим), 3) слышу и/но пишу, выбирая букву
  • Упражнять в решении орфографических задач, в графическом обосновании орфограмм и проверочного слова. Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов.
УУД
  • Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов.

  • Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой.

  • Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова.

  • Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре.

Определение темы урока Прочтите слова на слайде и попробуйте по ним определить тему нашего урока (Орфограммы корня)
Актуализация знаний.

Рассмотрите схему, попробуйте по ней рассказать о том, какие знания нам нужны? (слайд) Вернемся к словам. А к какой группе мы отнесем слово книга? ( ни к какой, его мы пишем, как слышим)

Постановка целей урока.

Чтобы наш урок был успешным, мы должны поставить определённые цели.

- Каких целей мы должны достичь на уроке?

  • Я повторю (орфограммы корня)

  • Я научусь …(подбирать проверочные слова, для чего? - чтобы грамотно писать)

  • Я узнаю….

Сегодня я хочу, чтобы вы узнали об одной важной книге (слайд) - Красной книге - А как вы думаете, что же записывается в Красную книгу? «В Красную книгу вносят сведения о редких и исчезающих представителях живой природы: растениях и животных, которые нуждаются в охране и спасении»

Человек живёт на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Михаил Пришвин сказал: «Мы хозяева нашей природы». (запись на доске) Вслушайтесь в это слово - «хозяева». Но всегда ли по-хозяйски мы относимся к окружающей нас природе? Мы дохозяйничали до того, что на нашей планете стали исчезать растения и животные. И в этом огромная вина человека. - Почему некоторых животных и растений остаётся так мало на Земле или они вообще исчезают? Да, люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а другие нахо-дятся на грани исчезновения. Это означает, что их мало, что они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.
Сегодня многие страны имеют национальные Красные книги. (слайд) - Как вы думаете, почему переплёт этой книги красного цвета? - Красный цвет - это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. - Он, как красный цвет светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда! «Красная книга - это особая и важная природоохранная книга».

Чистописание Назовите первую букву каждого слова. Давайте используем её для минутки чистописания. 1) Но сначала выполним росчерки, в которые входит элемент этой буквы. Пропишите строчку. (запись на доске) 2) Запишите половину строки заглавную и строчную буквы К в чередовании (образец записи на доске) 3) Запишите словосочетание Красная книга.
Страницы Красной книги разноцветные. Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый.
  • Зелёная - восстановленные виды
  • Жёлтая - редкие виды
  • Красная - исчезающие виды
  • Чёрная - уже вымерли

А мы отправляемся на зеленые страницы Красной книги.

Словарная работа Давайте побываем на желтых страницах. Эти страницы говорят о том, что есть на Земле животные и растения, которых осталось мало, и люди делают всё для того, чтобы они не исчезли совсем. (Показ слайдов с опроговариванием орфограмм) Страус - самая крупная птица, которая не умеет летать.

Леопард - самые скрытные из больших кошек, поэтому выследить их практически невозможно. Что самцы, что самки - это беспощадные машины для убийства и убивают все что видят. Любят прятаться на деревьях и подолгу вылизывать свою шерсть.
Морж - у него толстая кожа покрыта короткими прилегающими жёлто-бурыми волосами, но с возрастом их становится меньше, и у старых моржей кожа почти совершенно голая.
Ландыш - этот прекрасный цветок лекарственное растение, он ядовит. Легенда рассказывает, что он вырос там, где упали слезы девушки, которая ждала своего жениха из далекого похода.
Жираф -его рост до 6 м. Не умеет быстро бегать. У жирафов черный язык до 45 см.
Лотос - живет в воде всего 4 дня. Цветы раскрываются только ночью. А в Индии это растение считается священным, есть даже храм Лотоса.
Лев - оказывается, охотятся только львицы, и только когда ей не удается завалить крупное животное, на помощь приходит лев.
-Запишите слова по памяти, обозначьте орфограмму графически. Проверьте (слайд) Работаем устно. Прочтите слова: прекрасный, грустный, радостный, прелестный (слайд) Объясните их написание. Соедините с названиями животных и растений по смыслу так, чтобы у вас получились словосочетания. (работа у доски)

Физминутка (прохлопать, услышав не название птицы)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

Прилетели, птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!

Дети хлопают.

Прилетели птицы:
Голуби, куницы!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Страусы, чижи…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
соловьи,, стрижи,
Аисты, кукушки
дятлы и лягушки

Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Лебеди, скворцы…

Тест

А теперь я вам предлагаю посетить красные страницы книги. Здесь записываются животные, которые продолжают исчезать.

Мы будем рассматривать животных, занесенных на эти страницы и выполнять задания теста. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из ответов. Выбранный ответ записывайте буквой в тетрадь.

(Показ на слайдах животных и заданий теста)

А) Водяной орех

Его ещё называют рогульником- на зрелых костянках твердые, изогнутые "рога". Ими водяной орех, как якорь, цепляется за неровности на дне. В некоторых местах его называют чертовым орехом. Действительно, можно углядеть в плодах сходство с рогатой головой чертика.

Сколько непроверяемых безударных гласных в корнях этих слов?

Одна (п)

Две (б)

Б) Речной бобр

Речной бобр - животное, которое по вине человека чуть не исчезло с лица нашей планеты. Всему виной стала его красивая шкурка, из которой в больших количествах шили шапки и шубы. Голый черный хвост покрыт чешуей, у основания хвоста речного бобра имеются две железы, которые вырабатывают пахучее вещество, которое люди используют в парфюмерии.

Выбери проверочное слово:

речка ( Е )

река ( У )

В) Красный волк

Красные волки - чрезвычайно «разговорчивые» звери. Они почти постоянно издают тихое поскуливание.

Какая орфограмма есть в корнях этих слов?

Безударный гласный ( М)

Парный согласный ( Л )

Г) Ночница

Приносит пользу тем, что уничтожает много комаров. Интересна тем, что на зиму улетает.

Безударный гласный в корне этого слова:

проверяемый ( Ы )

непроверяемый ( И )

Д) Венерин башмачок

Забрела однажды в северные леса Венера, и, увидев дорогую гостью, страшно обрадовались ей все цветы и деревья. Сразу посветлел их наряд, и небо очистилось от серых туч, а любопытное солнышко тотчас выглянуло из-за облаков. И соловей откуда-то прилетел, начал богиню красоты славить, а Венера, притомившись и устав после долгой дороги, присела на лужайку и башмачки свои сбросила - пусть ноги отдохнут... когда же домой уходила, про башмачки свои позабыла, и превратились они в чудный цветок. Увидели его люди, так и назвали: "венерин башмачок".

На месте безударного гласного звука нужно писать :

букву О ( Л )

букву А ( Й )

Какое слово получилось? - белый

Название какого животного начинается с этого слова? (белый медведь) (слайд)

Он тоже занесен в красную книгу и находится на её красных страничках. Белый медведь - не впадает в спячку. Живет в Арктике. Они большие чистюли, каждый день моются по 20 мин. А кожа под белым мехом у них черная.
Самостоятельная работа Следующее задание - по ступенькам. На доске текст. Зеленые колокольчики - списать, вставить буквы. Синие - выписать однокоренные слова Красные - разобрать по составу любые два имени существительных Белый м.две.ь - кру.ный хищ.ный зверь. Шу.ка его белая, как сне. . Под шерст.ю слой ж.ра. В такой шубе ему не страшен моро. . Результат этого задания вы узнаете завтра. Кто смог подняться на ступеньку выше?
А давайте побываем на черных страницах Красной книги . Выполнив задание в паре, вы узнаете, сколько зверей полностью исчезли за последние сто лет. (25)
вода земля звёздный мак известный травка глазки сердце честный рог след светло












Обозначьте цифрой орфограмму в корне каждого слова. Посчитайте общий результат

  1. Проверяемый безударный гласный
  2. Парный согласный
  3. Непроизносимый согласный


Итог урока. - Удалось ли нам достичь тех целей. Которые мы ставили перед собой? Рефлексия Прикрепите цветную страничку к доске: Красная-всё понравилось, всё понятно Зеленая - иногда допускал ошибки Желтая- допускал много ошибок, было трудно Черная- ничего не понятно



Интегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему Красная книгаИнтегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему Красная книга

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему Красная книгаИнтегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему Красная книга

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему Красная книгаИнтегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему Красная книга

7

© 2010-2022