Мастер-класс по формированию межэтнической толератности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование межэтнической толерантности, уважения к культуре и истории народов России и мира на уроках технологии. Кукла-мотанка.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости. Я хотела бы познакомить вас со способами формирования межэтнической толерантности, уважения к культуре и истории народов России на уроках технологии на примере одной из техник работы с ткаными материалами - на основе изготовления куклы-мотанки, а так же показать, как можно в ходе урока отработать знания по таким образовательным курсам как: «Краеведение», «Окружающий мир», «технология». Вы прекрасно знаете, как грамотно построить урок по требованиям ФГОС НОО и поэтому целесообразно перейти к практической деятельности. Цель формирование уважительного отношения к культуре и истории народов России. Для работы нам необходимы будут следующие материалы и оборудование: презентация, компьютер, проектор, ткань, нитки, ножницы, коробочка для мусора, репродукции с изображением народных костюмов. Необходимо будет провести так же предварительную работу, которая заключается в изучении и отработке знаний:

  • по работе с ткаными материалами,
  • изучению свойства натуральных волокон различного происхождения,
  • изучению элементов народного костюма, его цветовой гаммы, особенностей.
Первая и главная роль куклы в древности была помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. И когда человек умирал, ему в гроб тоже клали куклу, чтобы она защищала умершего в загробной жизни. Куклы-обереги всегда безликие. Эти куклы очень красивые, делали из простых и дорогих тканей. В настоящее время возрождается старинный вид женского рукоделия - изготовление традиционной тряпичной куклы. Такая кукла несёт память русской культуры, память о наших бабушках и прабабушках. В курсе технологии на протяжении всего курса обучения с первого по четвертый класс идет работа с тканными и волокнистыми материалами. Таким образом необходимо создать условия для овладения детьми определенных компетенций с данной области. Я предлагаю обратить внимание, при работы в данном направлении, именно изготовлению кукол в техники куклы-мотанки, так как данная техника позволяет овладеть всеми необходимыми компетенциями. Для первого класса - изготовление рождественского ангела, или птички. Для второго класса - кукла-мотанка с элементами народного костюма (белоруссочка, украинка, русская, татарская, монгольская, Для третьего класса- кукла-мотанка: барыня, Берегиня, неразлучники, Весна, Пелагея, и др. Для четвертого класса - изготовление куклы-мотанки с элементами вышевки узоров, изготовление сказочных героев (бабы Яги, домовенка Кузи и прочее) Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что включая данный вид деятельности в курс технологии дети:
  • Изучают техники работы с тканными материалами.
  • Изучают свойство натуральных волокон растительного и животного происхождения.
  • Знакомятся с историей народной тряпичной куклы в России.
  • Знакомятся с ролью куклы в народном быту.
  • Овладевают приемам изготовления куклы в соответствии с народными традициями.
  • Развивают логическое, пространственное и аналитическое мышление, внимание, координацию, мелкую моторику.
  • Развивают навыки аккуратности и точности в работе.
  • Знакомятся с народами живущими в родном крае.
Теперь я предлагаю вам сделать куклу-мотанку. Для начала определите костюм какой национальности вы будите делать. В пермском крае проживают следующие народы: Русские. Особенность - кофта (белая), юбка (нижняя и верхняя), передник, платок на голове. Цвета - белый, синий, красный. Мастер-класс по формированию межэтнической толератности. Татары. Особенность - платье, безрукавка, платок на голове. Цвет - зеленый. Мастер-класс по формированию межэтнической толератности. Коми-Пермяки. Особенность - передник, головной убор косынка. Цвет - белый, синий. Мастер-класс по формированию межэтнической толератности. Башкиры. Особенность - длинное, однотонное платье, с нижней юбкой, множественные декоративные укрощения. Цвета яркие - красный, белый, черный. Мастер-класс по формированию межэтнической толератности. Удмурты. Особенность - передник, укрощения из монет, головной убор. Цвета - белый, синий. Мастер-класс по формированию межэтнической толератности. Украинцы. Особенность - передник, головной убор украшен лентами и цветами. Цвета яркие, сочный. Мастер-класс по формированию межэтнической толератности. Белорусы. Особенность - на одежде много вышивки, головной убор либо косынка, либо венок из цветов, передник. Цвета- синий, белый, красный. Мастер-класс по формированию межэтнической толератности. Марийцы. Особенность - передник, двойная юбка, на голове косынка. Цвета - белый, красный. Мастер-класс по формированию межэтнической толератности. Мы свами сделаем куклу-мотанку и оденем ее в национальный костюм. Мастер-класс по формированию межэтнической толератности.

Нам понадобится:
белая ткань (бязь, ситец)

клочки цветной ткани;

синтепон или вата для набивки;

нитки для сматывания куколки (акрил, шерсть, лен, хлопок - на ваш вкус);

по желанию - кружева, тесьма или ленты для украшения мотанки. Ход работы. Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива. В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой. Выполняем тугое закручивание. Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки. На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой. Мастер-класс по формированию межэтнической толератности.

Берем два маленьких, одинаковых по размеру, квадратика белой ткани, набиваем их ватой, у основания заматываем ниткой, после чего к скрутке привязываем грудь будущей куклы:


Мастер-класс по формированию межэтнической толератности.

После привязываем руки. Они делаются из двух рукавов, к концам которых привязаны скрученные кусочки ткани, которые обозначают ладошки:


Мастер-класс по формированию межэтнической толератности.

Далее делаем кофту и одеваем ее, привязывая ее наизнанку на уровне шеи:



Мастер-класс по формированию межэтнической толератности.

Когда кофту хорошо примотали к шее, выворачиваем ее на лицевую сторону и привязываем низ кофты на уровне талии:

Мастер-класс по формированию межэтнической толератности.


Затем одеваем юбку, для пышности, можно сделать две юбки - нижнюю и верхнюю: Мастер-класс по формированию межэтнической толератности. Теперь перейдём наиболее увлекательному этапу - наряд куклы. Тут вы можете приложить всю вашу фантазию, творчество и умение. Но я предлагаю вам сделать наряд в обычаях вашей национальной принадлежности. У каждого национального костюма есть свои особенности, которые вы можете наблюдать на карточках, обратите внимание на расцветку тканей, головные уборы, пояса, передники и тд. Далее обязательно украшаем юбку передником. Делаем головной убор в виде косынки или платка, при желании можно сделать волосы из льна или шерстяных ниток. Наша кукла готова. Спасибо за участие!


© 2010-2022