Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел»

с использованием элементов ТРИЗ.

Учитель начальных классов МБУ лицея № 51 г. Тольятти

Холомина О.А.

Тема урока

Сравнение чисел.

Цель урока Сформировать представление о большем, меньшем числах и разности.

Планируе-мый результат обучения

Знать: понятия «больше на…», «меньше на…»;

правило разностного сравнения чисел.

Уметь: выполнять разностное сравнение;

находить большее и меньшее числа; сравнивать группы предметов по количеству путем составления пар; устанавливать зависимость между компонентами и результатами арифметических действий, решать текстовые задачи.


Основные понятия

-больше на …

-меньше на …

Используе-мые педагогичес-кие технологии

Проблемные

Игровые

ИКТ

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы

Учебник Л.Г.Петерсон «Математика», ч.2

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал.

Этапы урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Организаци-онный момент

Личностные:

-положительное отношение к школе;

-формирование познавательных мотивов.

Регулятивные:

-волевая саморе-гуляция (ВСР)

Один, два, три, четыре, пять,

Я хочу успешным стать.

Буду я стараться -

Будет получаться.

(Настроить детей на работу)

Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу.

II

Актуализа-ция опорных знаний и фиксирова-ние затруднения

Познавательные-структурирова- ние знаний.

Регулятивные:

-контроль;

-коррекция;

-оценка;

-ВСР.

Познавательные

-самостоятельное формулирование цели;

-структурирова-ние знаний;

-выбор критери-ев для сравнения

-построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

-ВСР;

-контроль;

-коррекция.

Коммуникатив-ные:

-владение опре-делёнными вер-бальными сред-ствами общения

-взаимоконтроль и взаимопомощь


1.Математический диктант. -Чему равна разность чисел 5 и 4? -Чему равна сумма числе 2 и 2? -Уменьшите 5 на 2? -Увеличьте 4 на 1? -Какое число нужно уменьшить на 3, чтобы получилось 4? - А теперь проверьте соседа и оцените. 2. ТРИЗ - игра «Да-Нет» Я загадала одно из чисел (4). Ваша задача - за минимальное количест-во вопросов отгадать это число. ( -Это чётное число?) 2.Учитель раздает учащимся карточки с заданием (в конверте), аналогичное задание выносится на доску. Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.





− Что вам нужно сделать? − Что вам поможет выполнить это задание? − Выполните это задание.

Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.9

6










(Снежинок на 3 меньше, чем капелек, капелек на 3 больше, чем снежинок.) − Что вы только что повторили? − Какое задание вам предстоит теперь выполнить? (Задание, в котором есть что-то новое.) − Зачем вы его получите?

− А теперь с помощью арифметического действия определите, на сколько капелек больше, чем снежинок и запишите полученное выражение. − Что нового в этом задании?






− Попробуйте выполнить это задание.


− У кого нет результата?
− Что вы не смогли сделать? − У кого есть ответ, назовите правило, которым вы пользовались. Учащиеся могут назвать правило нахождения неизвестной части. В этом случае учитель указывает на ошибочность, так как группы не образуют целое. Аналогично «отбрасываются» другие версии учащихся. − Что вы не можете сделать? − Что же делать в данной ситуации?



Записывают ответы в тетрадь, один ученик работает у доски: 1, 4, 3, 5, 7.




Сверяют с ответами на доске)

Ребята задают вопросы.









-Сравнить группы предметов по количеству.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментировани-ем, остальные учащиеся работают на карточках.
Алгоритм сравнения групп предметов по количеству. Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.





Мы не узнавали, на сколько боль-ше предметов в одной группе, чем в другой, с по-мощью арифмети-ческого действия. Учащиеся выполняют пробное действие на карточках
Учащиеся поднимают руки. Мы не смогли определить с помощью арифметического действия, на сколько больше одних предметов, чем других.


Нужно разобраться с нашим затруднением.

III

Выявление причины затруднения

IV

Физкультминутка

Познавательные-осознанное построение ре-чевого высказы-вания

Регулятивные:

-ВСР;

-целеполагание.

Коммуникатив-ные:

-владение вербальными ср-ми общения;

-умение аргумен тировать своё предложение.

Регулятивные:

-волевая саморегуляция.


Какое задание вы должны были выполнить?








− Почему возникло затруднение?






Нарядили ножки

В новые сапожки.

(поочередно выставлять ноги вперед)

Вы шагайте, ножки,

Прямо по дорожке.

(Шаги на месте)

Вы шагайте, топайте,

По лужам не шлепайте.

(Прыжки на месте)

В грязь не заходите,

Сапожки не порвите. (Шаги на месте)
Должны были определить, на сколько предметов в одной группе больше, чем в другой, с помощью арифметического действия.

У нас нет правила, как с помощью арифметических действий узнать, на сколько предметов в одной группе больше или меньше.

Выполняют под музыку физические упражнения, предлагаемые в тексте.

V

Тема урока

Построение проекта выхода из затруднения

Познавательные

-структурирова-ние знаний;

-построение логической цепи рассуждений;

-самостоятель-ное создание способов решения пробле-мы.


Регулятивные:

-планирование;

-контроль;

-коррекция;

-ВСР.


Коммуникатив-ные:

-владение определёнными вербальными ср-ми общения;

-умение аргументировать своё предл-е;

-умение слушать собеседника. Назовите тему урока? (Учитель фиксирует тему на доске)





Учитель фиксирует части плана на доске:

Сделать вывод.

предметы, друг под другом.

Определить, сколько и каких предметов осталось без пары.

Подобрать арифметическое действие, с помощью которого можно получить этот результат без рисунка.











− Перед вами шаги плана, по которому вы будете открывать новое знание, но они не расставлены по порядку. Вам надо прочитать каждый шаг и определить правильную последовательность шагов.

Составить пары, расположив предметы, друг под другом.

2

3


Определить сколько и каких предметов осталось парыпары пары.


Подобрать арифметическое действие, с помощью которого можно получить этот результат без рисунка.







Сделать вывод.






− Сумеем ли выполнить план на этом уроке? − Тогда в путь. -Я предлагаю выполнить план в группах. Вспомните правила работы. Учитель раздает каждой группе оборудование

Проверка проводится на интерактивной доске
Как же узнать разницу?
− Вы правильно сформулировали правило, а теперь запишем это правило с помощью букв.
− Как узнать, насколько одно число меньше второго?


− Что вы узнаете? − Что вы только что сделали? Учитель вывешивает заранее заготовленный эталон на доску

Б

Р

М

Р = Б - ММ







− Смогли вы преодолеть затруднение? − Где вы можете использовать это правило?

Сравнение чисел.





Учащиеся предлагают фронтально свои варианты, проводится коррекция ответов и согласованный вариант фиксируется на доске:












Да.


Ученики в группах выкладывают друг под другом снежинки и капельки.


Нужно из большего числа вычесть меньшее число.) Один из учащихся записывает на доске: Р = Б - М.
Нужно из большего числа вычесть меньшее число. Разность. Построили эталон.


-Да
-В заданиях, в которых надо найти, на сколько, одно число больше или меньше другого.

VI

Физкультминутка

ТРИЗ-игра «Мои друзья»

Регулятивные:

-волевая саморегуляция.

Общеучебные: структурирова-ние знаний.

Логические: выбор критериев для классифика-ции объектов.


-Возьмите карточки с цифрами. Каждый из вас будет играть роль числа на его карточке.

- Мои друзья - все числа, которые больше 6. Идите ко мне, мои друзья.

- Докажите, что вы мои друзья.

- Мои друзья - все числа, которые меньше 9. Идите ко мне, мои друзья.

Подбегают те дети, у которых число на карточке больше 6.

Доказывают.

VII

Закрепление

Познавательные

-структурирова-ние знаний;

-построение речевого высказывания;

-знаково-симво-лическое модели-рование;

-выбор критериев для сравнения;

-доказательство

Регулятивные:

-контроль;

-коррекция; -Откройте учебник на с.52 задание 1.Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ. -Выполните задание с объяснением.


Один учащийся проговаривает с места свои действия вслух: − Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее число. Поэтому из 5 вычитаю 2, получаю 3.

-ВСР.

Коммуникатив-ные:

-умение слушать собеседника;

-способность строить понятные высказывания.

№3 с.52

-Составьте выражения

-Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

-Как найти большее число?

-Как найти меньшее число?

№4 с. 53Технологическая карта урока математики в 1 В классе по теме «Сравнение чисел» с использованием элементов ТРИЗ.

− Придумайте задачу к первой схеме. − Что надо найти? −Каким правилом воспользуетесь?


− Придумайте задачу ко второй схеме. − Что надо найти?
− Как найти сколько всего белочек?



− Как найти большее число по меньшему числу и разности?

На доску вывешивается карточка с правилом

Б = М + Р− Придумайте задачу к третьей схеме. − Что надо найти?
− Как найти количество мишек?

− Как найти меньшее число?
На доску вывешивается карточка с правилом

М = Б - Р

Нужно из большего вычесть меньшее число:Б-М

Нужно к меньшему числу прибавить разность: М+Р

Нужно из большего числа вычесть разность:

Б-Р



Разность. Чтобы найти разность надо из большего числа вычесть меньшее.

Надо узнать, сколько всего белочек. Надо к трём прибавить два.

Надо к меньшему числу прибавить разность.




Надо узнать, сколько всего мишек. Надо из числа челочек вычесть разность.
Надо из большего вычесть разность.

VIII

Рефлексия учебной деятельнос-ти на уроке (итог)

Познавательные

- структурирова-ние знаний;

-построение речевого высказывания;

Коммуникатив-ные:

-рефлексия своих действий.

Личностные:

-способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

-Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

-Оцените свои достижения на уроке.

-Кто доволен своей работой?

-Все ли было понятно?

Завершается урок.

Он пошел ребятам впрок?

Постарались все понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали? Ответы детей.


© 2010-2022