Конспект урока Н. Носов На горке

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №113

Дёмского









Урок литературного чтения
Тема: Н.Н. Носов «На горке»

2 класс

Хайруллина АйгульТагировна

Учитель начальных классов

г. Уфа 2015

Предмет: литературное чтение

Тип урока: комбинированный
Тема: Н. Н.Носов «На горке»
Цель: формирование читательских умений на примере рассказа Н. Носова « На горке».

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; делить текст на части, озаглавливать части; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; подробно и выборочно пересказывать текст; составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; размышлять о характере и поступках героя; относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 часть, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, презентация, аудиозапись рассказа, снежинки.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые
УУД

1. Организационный момент. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Перемена быстро пролетела,

Нужно браться нам за дело!

Слушать вам надо внимательно,

Работать вам надо старательно,

Много нового узнать

И получить отметку «пять»! Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Личностные УУД: 1.оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; 2.эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 3.понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 4.высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

II.Актуализация знаний.


2 4 1 2 6 10 Проверка домашнего задания -Давайте послушаем, как вы дома подготовили пересказ рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа». Учитель проверяет усвоение содержания рассказа «Живая шляпа», прослушивает пересказ рассказа по цепочке по плану (3-5 человек). Участвуют в диалоге с учителем, пересказывают рассказ по цепочке, используя план рассказа, оценивают выполнение домашнего задания в целом. Познавательные УУД: 1.ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; 2.находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 3.делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 4.преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

III. Сообщение темы и задач урока.

1 2 1 2 Произведения, какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения? (Слайд 2) - Какие это произведения? - Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов. Дети разгадывают анаграмму: А Н К Е Г О Р (Слайд 3)

Сформулируйте тему урока полностью.

Тема урока: Николай Носов «На горке».( Дети формируют тему урока)

- Что мы узнаем на уроке? Дети формируют цели урока)

Цели:

  • познакомиться со сведениями из биографии Н. Носова

  • познакомиться с произведением Н.Носова «На горке»

  • учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение Н. Носова «На горке»(Слайд 4)

Что вы уже знаете о Николае Николаевиче Носове? (ответы детей) (Слайд5): (рассказ о биографии Н.Н. Носова) Н. Носов в юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов. - Какие произведения этого автора вы знаете? (Он написал такие произведения «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей»)(Слайд 6). Н. Носов Написал много произведений, которые были переведены на различные языки. Произведения, каких жанров он писал? (Рассказы, повести, сказки, стихи) (Слайд 7). Н.Носова называют писателем- юмористом. -Как вы понимаете писатель - юморист? (пишет смешные рассказы)
Да, его рассказы смешные, но поучительные. - Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя, и в конце урока вы мне скажите, чему он учит. Дети определяют тему нового произведения, тему урока, определяют цель урока, высказывают свои мнения о содержании текста, прослушивают аудиозапись рассказа «На горке», следят по учебнику, определяют тему и основную мысль произведения. Предметные УУД: 1.воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся; 2.осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; 3.понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; 4.делить текст на части, озаглавливать части; 5.выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; 6. подробно и выборочно пересказывать текст; 7.составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; 8.размышлять о характере и поступках героя; 9.относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; 10.соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

IV.Подготовка к первичному восприятию текста.

331 31 21 - Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Как вы думаете, какая книга? Книга эта у нас в гостях («ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».) (Слайд 8).
- Что означает за слово «горка»? («Горка - это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью».)(Слайд 9).
- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.(Слайд10,11).
- Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.. (Слайд 12). -Каким является слово горка? (Многозначным словом) -Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) (Слайд 13) - Как вы догадались? ( Иллюстрация в учеб.) - Делали ли вы горки зимой? -Скажите, что нужно для строительства снежной горки?(Строительство горки - нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться).

- Ребята, а вы любите бывать на горке?(Да)
- Почему? - А сейчас мы послушаем это произведение, и вы подумаете, к какому виду литературного жанра оно относится. - прослушайте аудиозапись произведения. (Стр.60-63 учебника)(Слайд 14). Учащиеся участвуют в диалоге, рассказывают о своих впечатлениях
Регулятивные УУД: 1.определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 2.проговаривать последовательность действий на уроке; 3.учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 4.учиться работать по предложенному учителем плану.

V.Проверка первичного восприятия текста.


1 4 3 1 2 9 Учитель проверяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности учащихся через фронтальную беседу для определения уровня осмысления содержания услышанного текста. - Понравилось ли вам произведение Н. Носова? - Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему? Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите об этом. - Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении? - К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете? - Какое настроение вызывает этот рассказ? Почему? - Хочется ли вам самим выразительно прочитать его? 1.Работа над лексическим значением слов. Давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. - Читаем по слогам, а затем целыми словами: СГРЕ-БА-ЛИ - СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ - СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ - ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ-КА-Я -СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ-СЯ - ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом влезть, вскарабкаться)(Слайд 15)
ДВОР-НИЦ-КА-Я ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника) - Давайте подберём родственные слов. Конспект урока Н. Носов На горке Дворницкая - (устаревшее), помещение для дворника. - Подберите слова, которыми можно заменить данное слово (склад, подсобка…)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ- ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово? Человек стоит, одновременно опираясь на обе ноги и обе руки)
НА-ПОР-ТИЛ - НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкие по значению: сломал, повредить, напортачить.)(Слайд 16). Учащиеся участвуют в диалоге, рассказывают о своих впечатлениях. Коммуникативные УУД 1.оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 2.слушать и понимать речь других; 3.выразительно читать и пересказывать текст; 4.договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; 5.учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

VI.

Физкультминутка.


Учитель организует смену деятельности детей, через проведение динамической паузы в игровой форме. - Молодцы, ребята! Вы внимательные слушатели. Сейчас мы отдохнем, а потом прочитаем интересный рассказ. (Слайд 17)





Раз, два, раз, два-

(хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой,

(имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой

(вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два

(ритмично топаем)
Вот и кончилась игра. Ребята выполняют физические упражнения для снятия напряжения.

VII.Вторичное восприятие произведения, анализ содержания, выборочное чтение, составление плана с опорой на сюжетные картинки. 1 2 3 4 3 2 3 4 1 2 3 2 4 5 6 8 Учитель организует чтение текста вслух по цепочке, следит за интонацией, постановкой ударения в словах, проводит проверку усвоения содержания и идейного замысла текста через постановку вопросов, выборочное чтение, выполнение заданий со слайдов презентации для обобщения высказываний учащихся об основной мысли текста и для составления плана на основе иллюстраций в учебнике. -А сейчас мы прочитаем рассказ вслух по цепочке и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему? (Чтение по цепочке) Вопросы после чтения: - А что делал Котька, когда ребята трудились? -Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься) -Какой он? (хитрый) - Что произошло, когда ребята ушли обедать? - Почему Котька спешил, когда собирался на улицу? - Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. - А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться) - Что из этого вышло? Прочитайте. -Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). - Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег) - Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста… - Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше). - Кто помог ему стать лучше? (его товарищи) - Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: 1. Поспешишь - людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться. - Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3? (Слайд 18) - Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним. - Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. (Слайд 19) - Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет) - Давайте расставим картинки по порядку. (Слайд 20) - Каких картинок не хватает? (Слайд 21) - Давайте озаглавим каждую картинку и добавим недостающие заглавия в наш план. План (Слайд 22).

  1. Ребята строят горку .
  2. Хитрый Котька смотрит в окно.
  3. Хитрец на скользкой горке.
  4. Котька испортил горку песком.
  5. Ребята ругают Котьку.
  6. Котька помогает ребятам.
  7. Котька делает ступеньки.
Пересказ текста. -Какие виды пересказа вы знаете? (Подробный, сжатый, пересказ от … лица) - Давайте попробуем пересказать кратко. Дети читают текст по цепочке, следят за чтением товарищей, участвуют в диалоге по содержанию прочитанного, выполняют задания по поиску информации в тексте, озаглавливают логические части текста в соответствии с сюжетными картинками учебника, сравнивают и объясняют смысл пословиц.




VIII.Итог урока:

Обобщение материала

урока.

Оценивание детей. 4 3 1 2 4 8 - С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? (Слайд 24). Чтобы:

  • Развеселить читателя.
  • Подшутить над кем-нибудь.
  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  • Разбудить фантазию.
  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
- Итак, я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. Оценки за урок (комментарии учителя). Почему дети так любят читать рассказы Носова? (Рассказы очень смешные, поучительные, весёлые…) Все его произведения юмористического характера. Автор обычно изображает людей, их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Он выражает насмешливое отношение к ним. Ребята участвуют в диалоге по подведению итогов урока, высказывают свое отношение к содержанию урока.

IX.Домашнее задание. 4 4 4 Мы прослушали текст, прочитали рассказ вслух, составили план к нашему рассказу. Выберите задание на дом по своим силам и желанию, объединившись в пары: нужно подготовить пересказ рассказа по сюжетным картинкам, нарисовать картинку для недостающего 7 пункта плана «Котька делает ступеньки», или выразительное чтение по ролям.(Слайд 25) Дети распределяются по парам и выбирают задание на дом, записывают его в дневник.

X.Рефлексия. 3 - Перед вами лежит снежинка, возьмите её. - Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску. Заканчивается встреча с замечательным литературным произведением. Молодцы, вы хорошо поработали! На следующем уроке мы продолжим работу с этим произведением. А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас будет добрая душа, будьте трудолюбивы, играйте дружно, помогайте друг другу и тогда у вас все получится! (Слайд 26, 27) Ребята дают самооценку своей деятельности в течение всего урока.







Список литературы:

  1. Зубарева Е. Детская литература. Учебное пособие. - М., Просвещение, 2010
  2. Контрольно-измерительные материалы.Литературное чтение: 2 класс / Сост. С.В. Кутявина. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2015. - 80 с. - (Контрольно-измерительные материалы).
  3. Н. Носов. Рассказы.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М., 2013 г.
  5. ООП НОО МБОУ СОШ № 113
  6. Писатели в учебной литературе: Начальная школа / Сост. С. В. Кутявина .- 2-е изд. - М.: ВАКО,2015. - 96 с. - (Школьный словарик).
  7. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. - М.:ВАКО, 2015.- 413 с - (В помощь школьному учителю).
  8. Разумиевич В. Книги на всю жизнь. - М., Просвещение, 2012
  9. Сивоконь С. Веселые ваши друзья. В об. Детская литература, 2013, с.101
  10. Тимофеева И. «100 книг вашему ребенку». - М., Книга, 2014



Сведения об авторе.

ФИО автора: Хайруллина АйгульТагировна;

Место работы: МБОУ СОШ № 113 г. Уфы, учитель начальных классов;

Педагогический стаж: 4 года;

Используемая в работе УМК: Школа России;

Email: [email protected];

Телефон: 8-919-609-35-98;

Тема урока: Н.Н. Носов «На горке», 2 класс.



Предметные результаты освоения

основной образовательной программы

начального общего образования


Литературное чтение
2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: 1.оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; 2.эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 4. высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 1.определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 2. проговаривать последовательность действий на уроке; 3. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 4. учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: 1. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; 2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 4. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: 1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 2. слушать и понимать речь других; 3. выразительно читать и пересказывать текст; 4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; 5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: 1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся; 2. осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; 3.понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; 4.делить текст на части, озаглавливать части; 5. выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; 6. подробно и выборочно пересказывать текст; 7. составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; 8. размышлять о характере и поступках героя; 9. относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; 10. соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.



© 2010-2022