- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Н. Носов На горке
Конспект урока Н. Носов На горке
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хайруллина А.Т. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №113
Дёмского
Урок литературного чтения
Тема: Н.Н. Носов «На горке»
2 класс
Хайруллина АйгульТагировна
Учитель начальных классов
г. Уфа 2015
Предмет: литературное чтение
Тип урока: комбинированный
Тема: Н. Н.Носов «На горке»
Цель: формирование читательских умений на примере рассказа Н. Носова « На горке».
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; делить текст на части, озаглавливать части; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; подробно и выборочно пересказывать текст; составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; размышлять о характере и поступках героя; относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 часть, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, презентация, аудиозапись рассказа, снежинки.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
1. Организационный момент. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Перемена быстро пролетела,
Нужно браться нам за дело!
Слушать вам надо внимательно,
Работать вам надо старательно,
Много нового узнать
И получить отметку «пять»! Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Личностные УУД: 1.оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; 2.эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 3.понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 4.высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
II.Актуализация знаний.
2 4 1 2 6 10 Проверка домашнего задания -Давайте послушаем, как вы дома подготовили пересказ рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа». Учитель проверяет усвоение содержания рассказа «Живая шляпа», прослушивает пересказ рассказа по цепочке по плану (3-5 человек). Участвуют в диалоге с учителем, пересказывают рассказ по цепочке, используя план рассказа, оценивают выполнение домашнего задания в целом. Познавательные УУД: 1.ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; 2.находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 3.делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 4.преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
III. Сообщение темы и задач урока.
1 2 1 2 Произведения, какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения? (Слайд 2) - Какие это произведения? - Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов. Дети разгадывают анаграмму: А Н К Е Г О Р (Слайд 3)
Сформулируйте тему урока полностью.
Тема урока: Николай Носов «На горке».( Дети формируют тему урока)
- Что мы узнаем на уроке? Дети формируют цели урока)
Цели:
-
познакомиться со сведениями из биографии Н. Носова
-
познакомиться с произведением Н.Носова «На горке»
-
учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение Н. Носова «На горке»(Слайд 4)
Да, его рассказы смешные, но поучительные. - Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя, и в конце урока вы мне скажите, чему он учит. Дети определяют тему нового произведения, тему урока, определяют цель урока, высказывают свои мнения о содержании текста, прослушивают аудиозапись рассказа «На горке», следят по учебнику, определяют тему и основную мысль произведения. Предметные УУД: 1.воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся; 2.осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; 3.понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; 4.делить текст на части, озаглавливать части; 5.выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; 6. подробно и выборочно пересказывать текст; 7.составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; 8.размышлять о характере и поступках героя; 9.относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; 10.соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
IV.Подготовка к первичному восприятию текста.
331 31 21 - Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Как вы думаете, какая книга? Книга эта у нас в гостях («ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».) (Слайд 8).
- Что означает за слово «горка»? («Горка - это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью».)(Слайд 9).
- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.(Слайд10,11).
- Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.. (Слайд 12). -Каким является слово горка? (Многозначным словом) -Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) (Слайд 13) - Как вы догадались? ( Иллюстрация в учеб.) - Делали ли вы горки зимой? -Скажите, что нужно для строительства снежной горки?(Строительство горки - нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться).
- Ребята, а вы любите бывать на горке?(Да)
- Почему? - А сейчас мы послушаем это произведение, и вы подумаете, к какому виду литературного жанра оно относится. - прослушайте аудиозапись произведения. (Стр.60-63 учебника)(Слайд 14). Учащиеся участвуют в диалоге, рассказывают о своих впечатлениях
Регулятивные УУД: 1.определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 2.проговаривать последовательность действий на уроке; 3.учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 4.учиться работать по предложенному учителем плану.
V.Проверка первичного восприятия текста.
1 4 3 1 2 9 Учитель проверяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности учащихся через фронтальную беседу для определения уровня осмысления содержания услышанного текста. - Понравилось ли вам произведение Н. Носова? - Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему? Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите об этом. - Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении? - К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете? - Какое настроение вызывает этот рассказ? Почему? - Хочется ли вам самим выразительно прочитать его? 1.Работа над лексическим значением слов. Давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. - Читаем по слогам, а затем целыми словами: СГРЕ-БА-ЛИ - СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ - СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ - ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ-КА-Я -СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ-СЯ - ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом влезть, вскарабкаться)(Слайд 15)
ДВОР-НИЦ-КА-Я ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника) - Давайте подберём родственные слов. Дворницкая - (устаревшее), помещение для дворника. - Подберите слова, которыми можно заменить данное слово (склад, подсобка…)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ- ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово? Человек стоит, одновременно опираясь на обе ноги и обе руки)
НА-ПОР-ТИЛ - НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкие по значению: сломал, повредить, напортачить.)(Слайд 16). Учащиеся участвуют в диалоге, рассказывают о своих впечатлениях. Коммуникативные УУД 1.оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 2.слушать и понимать речь других; 3.выразительно читать и пересказывать текст; 4.договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; 5.учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
VI.
Физкультминутка.
Учитель организует смену деятельности детей, через проведение динамической паузы в игровой форме. - Молодцы, ребята! Вы внимательные слушатели. Сейчас мы отдохнем, а потом прочитаем интересный рассказ. (Слайд 17)
Раз, два, раз, два-
(хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой,
(имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой
(вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два
(ритмично топаем)
Вот и кончилась игра. Ребята выполняют физические упражнения для снятия напряжения.
VII.Вторичное восприятие произведения, анализ содержания, выборочное чтение, составление плана с опорой на сюжетные картинки. 1 2 3 4 3 2 3 4 1 2 3 2 4 5 6 8 Учитель организует чтение текста вслух по цепочке, следит за интонацией, постановкой ударения в словах, проводит проверку усвоения содержания и идейного замысла текста через постановку вопросов, выборочное чтение, выполнение заданий со слайдов презентации для обобщения высказываний учащихся об основной мысли текста и для составления плана на основе иллюстраций в учебнике. -А сейчас мы прочитаем рассказ вслух по цепочке и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему? (Чтение по цепочке) Вопросы после чтения: - А что делал Котька, когда ребята трудились? -Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься) -Какой он? (хитрый) - Что произошло, когда ребята ушли обедать? - Почему Котька спешил, когда собирался на улицу? - Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. - А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться) - Что из этого вышло? Прочитайте. -Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). - Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег) - Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста… - Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше). - Кто помог ему стать лучше? (его товарищи) - Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: 1. Поспешишь - людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться. - Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3? (Слайд 18) - Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним. - Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. (Слайд 19) - Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет) - Давайте расставим картинки по порядку. (Слайд 20) - Каких картинок не хватает? (Слайд 21) - Давайте озаглавим каждую картинку и добавим недостающие заглавия в наш план. План (Слайд 22).
- Ребята строят горку .
- Хитрый Котька смотрит в окно.
- Хитрец на скользкой горке.
- Котька испортил горку песком.
- Ребята ругают Котьку.
- Котька помогает ребятам.
- Котька делает ступеньки.
VIII.Итог урока:
Обобщение материала
урока.
Оценивание детей. 4 3 1 2 4 8 - С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? (Слайд 24). Чтобы:
- Развеселить читателя.
- Подшутить над кем-нибудь.
- Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
- Разбудить фантазию.
- Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
IX.Домашнее задание. 4 4 4 Мы прослушали текст, прочитали рассказ вслух, составили план к нашему рассказу. Выберите задание на дом по своим силам и желанию, объединившись в пары: нужно подготовить пересказ рассказа по сюжетным картинкам, нарисовать картинку для недостающего 7 пункта плана «Котька делает ступеньки», или выразительное чтение по ролям.(Слайд 25) Дети распределяются по парам и выбирают задание на дом, записывают его в дневник.
X.Рефлексия. 3 - Перед вами лежит снежинка, возьмите её. - Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску. Заканчивается встреча с замечательным литературным произведением. Молодцы, вы хорошо поработали! На следующем уроке мы продолжим работу с этим произведением. А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас будет добрая душа, будьте трудолюбивы, играйте дружно, помогайте друг другу и тогда у вас все получится! (Слайд 26, 27) Ребята дают самооценку своей деятельности в течение всего урока.
Список литературы:
- Зубарева Е. Детская литература. Учебное пособие. - М., Просвещение, 2010
- Контрольно-измерительные материалы.Литературное чтение: 2 класс / Сост. С.В. Кутявина. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2015. - 80 с. - (Контрольно-измерительные материалы).
- Н. Носов. Рассказы.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М., 2013 г.
- ООП НОО МБОУ СОШ № 113
- Писатели в учебной литературе: Начальная школа / Сост. С. В. Кутявина .- 2-е изд. - М.: ВАКО,2015. - 96 с. - (Школьный словарик).
- Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. - М.:ВАКО, 2015.- 413 с - (В помощь школьному учителю).
- Разумиевич В. Книги на всю жизнь. - М., Просвещение, 2012
- Сивоконь С. Веселые ваши друзья. В об. Детская литература, 2013, с.101
- Тимофеева И. «100 книг вашему ребенку». - М., Книга, 2014
Сведения об авторе.
ФИО автора: Хайруллина АйгульТагировна;
Место работы: МБОУ СОШ № 113 г. Уфы, учитель начальных классов;
Педагогический стаж: 4 года;
Используемая в работе УМК: Школа России;
Email: [email protected];
Телефон: 8-919-609-35-98;
Тема урока: Н.Н. Носов «На горке», 2 класс.
Предметные результаты освоения
основной образовательной программы
начального общего образования
Литературное чтение
2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: 1.оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; 2.эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 4. высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 1.определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 2. проговаривать последовательность действий на уроке; 3. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 4. учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: 1. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; 2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 4. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: 1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 2. слушать и понимать речь других; 3. выразительно читать и пересказывать текст; 4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; 5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: 1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся; 2. осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; 3.понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; 4.делить текст на части, озаглавливать части; 5. выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; 6. подробно и выборочно пересказывать текст; 7. составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; 8. размышлять о характере и поступках героя; 9. относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; 10. соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.