Урок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УрокУрокУрокУрокУрокУрокУрокУрок Тема урока: « Имя прилагательное»

Тип урока: открытие новых знаний.

Место урока в системе уроков: вводный урок.

Педагогические технологии: игровая деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Цели:

  • Обучающая: сформировать у учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.

  • Развивающая: развить коммуникативные навыки и словарный запас учащихся.

  • Воспитывающая: воспитание любви к природе, к прекрасному

Оборудование: учебник "Русский язык" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, рабочая тетрадь, опорный конспект, доска, индивидуальные карточки с заданием, презентация.


Ход урока

Ι. Организационный момент. (2 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный день. У вас много гостей! А урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Татьяна Владимировна.

Чтоб урок наш стал светлее

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните

В них любовь свою вложите

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

А я тоже хочу каждому подарить кусочек тепла и доброты своего сердца.

(Сердечки уже на столах)

Ход урока.

  1. Давайте в тетрадях запишем дату нашей встречи.

  2. Запись: число, классная работа.

- Отгадайте загадку.

Раскрыла с объятья,
Деревья одела в платья.
Стоит погода.
Какое это время года?


- Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь? Послушайте ещё раз:

Раскрыла снежные объятья,
Деревья одела в белые платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? Что это? ( Зима) - Нравится ли вам это время года? Почему?
- Прочитайте слова, которые помогли отгадать загадку? - Что они обозначают? Предмет, признак предмета или действие предмета? - Какую работу выполнили эти слова-признаки ?( уточнили смысл имён существительных) - О каких словах пойдёт речь на уроке? Может кто-то знает как они называются? - Как бы вы сформулировали тему урока? - Откройте учебник с.75. Прочитайте название раздела.

Имя прилагательное как часть речи.

Урок

(Начинаю заполнение схемы)

Итак, правильно, мы продолжаем изучать части речи, а конкретно начнём изучать имя прилагательное

-- Скажите, а какое сейчас время года?

-- Много произведений написано о зиме: и песен, и рассказов, и стихов.

-- На уроках литературного чтения вы познакомитесь с замечательными произведениями о зиме.

- А сегодня на уроке изучать имена прилагательные нам поможет стихотворение « Поёт зима. Аукает…, которое написал великий русский поэт Сергей Александрович Есенин.

Оно звучит легко, плавно, напевно и я предлагаю вам послушать его в необычном исполнении.

(видеоролик « Поёт зима,аукает»)


Поёт зима. Аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные,

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

-Понравилось вам? Можете выучить наизусть это стихотворение и рассказать или спеть на каком -либо празднике в классе.

-- А теперь мы обратимся к тексту стихотворения. Он лежит у вас на столах и работать вы будете в паре.

4. Работа над словарными словами. Лексическая работа.

-- Некоторые слова из стихотворения я вынесла на доску. Посмотрите на них внимательно.

Доска:

Стозвон, сосняк, с тоской, метелица, вьюга, шелковым, ставни,озябли.

-- А кто может объяснить лексическое значение слов ?

Стозвон- это образное выражение придуманное автором ( лес звенит на морозе, деревьев много)

Сосняк- сосновый лес

Тоска- грусть , уныние присуще только живым существам)

Метелица(вьюга)- синонимы .Сильный ветер со снегом, перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.

Ставни- дощатые створки для прикрытия окон.

Шёлк -прохладная ,холодящая ткань

Озябли-замёрзли

-- Запишите их в тетрадь и подчеркните орфограммы.

5. Определение целей урока.

-- Итак, с какой новой частью речи мы будем знакомиться с вами на этом уроке?

Дети: С именем прилагательным.

-- Давайте составим план, по которому мы будем изучать эту часть речи.

На какие вопросы нам надо будет ответить?

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Как изменяется?

4. Каким членом предложения является?


-Итак, работаем по намеченному плану? Работать мы будем по группам, пользуясь текстом стихотворения.

6. Работа в группах.

-- Я прошу каждую группу выбрать руководителя.

Руководитель открывает конверт и раздаёт карточки каждому. Ознакомьтесь с заданиями.

После выполнения задания вы должны посовещаться сделать вывод и ответить на поставленный вопрос.

-- Приступите к выполнению заданий!

(Дети выполняют задание для групп, не забывая о том, что в конце задания они должны сделать вывод.)

-- Итак, какое задание досталось первой группе?

1 группа.

Карточка:

Подберите к существительным из стихотворения соответствующую пару.

Запиши в тетради столбиком.

лес (какой?) ____________________________(мохнатый)

тоска (какая?) ____________________________(глубокая)

пташки (какие?) ____________________________(нежные)

вихри(какие?) ____________________________(снежные)

- Что они обозначают?

Вывод: подобранные слова обозначают признак предмета, значит имя прилагательное обозначает признак предмета.

(Учитель открывает вывод на доске.)

2 группа.

Карточка:

Поставьте вопрос от имён существительных к данным словам.

Запиши словосочетания с вопросами.

окно ( ?) мёрзлое

страна ( ?) далёкая

лес ( ?) мохнатый

вихри (________?)снежные

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

(Учитель открывает вывод на доске.)

3 группа.

Карточка:

Свяжите по смыслу слово голубой с существительными и запишите их парами.

Обозначьте род и число имён существительных и связанных с ними имён прилагательных.

цвет--_____________________________________

река--______________________________________

голубой

небо-_____________________________________

глаза --_____________________________________

Вывод: имена прилагательные изменяются по родам и числам.

(Учитель открывает вывод на доске.)

4 группа:

Карточка:

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, определите часть речи, которой они выражены.

Запиши в тетрадь.

Воробышки игривые прижались у окна.

И дремлют пташки нежные.

Вывод: имя прилагательное относится к второстепенным членам предложения.

(Учитель открывает вывод на доске.)

-- Итак, к какому же выводу при исследовании задания пришли группы:

Доска:

1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3. Имя прилагательное изменяется по родам и числам.

4. Имя прилагательное является второстепенным членом предложения.

Работая в группах, попробуйте составить правило об имени прилагательном, пользуясь таблицей-памяткой.

(Заслушивание нескольких пар.)

Откройте учебник на с.77, найдите правило, прочитайте его, сравните с вашими выводами. Совпадает ли смысл? Значит, мы сами смогли сделать небольшое открытие о части речи - имя прилагательное.

А может, кто-то из вас догадывается, почему имя прилагательное так назвали? (Ответы детей.)

А проверить себя можете по тексту упражнения 308. С.77. Прочитайте.

7. Ф/м.1

1) Если вы увидите прилагательное, то сделайте прыжок на месте, существительное - приседание с вытянутыми вперёд руками, местоимение - круговые вращения головы.

сосняк, ты, глубокий, они, окно, сиротливые, вихри, прекрасная, я, солнце, усталые, ставни, нежные,

Ф/м.2 музыкальная для глаз

8.Закрепление.

- Снова обратимся к тексту стихотворения. Поработайте в паре. Найдите и подчеркните все имена прилагательные.

1-я группа в 1-м четверостишье т.д.

Проверка по четверостишьям.

1 ученик называет имя прилагательное, если слово правильное, то дети делают хлопок.

-А теперь представьте, что все имена прилагательные исчезли…

И дремлют пташки,

Под эти вихри

У окна.

И снится им,

В улыбках солнца

Красавица весна.

-что случилось?

-Стало не очень интересно, красиво и ярко

- Ребята, а у меня возник ещё вопрос: А для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи? Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была ~ красивой, ~ яркой, ~ интересной, ~ а также ~ для точности описания предметов.

7. Работа по выбору:

- А сейчас предлагаю вам поиграть в Грамматичекое домино под названием « Имя прилагательное»

В этой игре мы будем закреплять знания об имени прилагательном, пополнять свой словарный запас , развивать орфографическую зоркость

Один человек от группы выбирает у меня конверт для игры.
От количества снежинок зависит уровень сложности задания.

1.Подбери подходящие имена прилагательные.

2.Образуй однокоренные имена прилагательные.

3.Подбери антонимы.

4.Подбери синонимы.

7. Итог урока.

-- С какой частью речи вы познакомились на уроке?

-- Что о ней узнали?

-- Все ли пункты плана, которые обозначили, выполнили?

-- А можно ли сказать, что мы уже всё узнали об имени прилагательном?

Рефлексия:

Лесенка знаний.

Наш зимний урок открытия нового знания заканчивается. А с чудесами и волшебством зимы вы можете ещё встретится , если побываете на прогулке в лесу или парке, посмотрите на причудливые узоры на окне, полюбуетесь полётом снежинок и серебристым инеем. А с именами прилагательными

Домашнее задание: выполнить мини-проект «Какой я?»

Цели- лучше узнать себя и своих одноклассников , закрепить знания об именах прилагательных, повторить изученные орфограммы.

Выполнять будете на сердечках.

Напишите на сердечках о себе : ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ КАЧЕСТВА используя только имена прилагательные.

Результат своей работы представите на следующем уроке. Можете обсудить, как избавиться от плохих качеств своей личности.

Вежливый, старательный, скромный и внимательный. Добрый, ласковый и смирный. Нежный, вежливый и мирный. Злой, сердитый и крикливый. Ленивый и драчливый. Сколько качеств есть на свете.

Выбирайте себе, дети!

Спасибо за работу на уроке!

Приложение1 : « Грамматическое домино»

праздничный

соловьи

приветливый

звезда

голосистые

человек

звёздный

чудеса

трудолюбивый

апельсин

чудесный

место

оранжевый

актриса

местный

рябина

известная

почерк

рябиновый

город

аккуратный

погода

городской

картофель

ненастная

сердце

картофельный

яблоко

доброе

путешествие

яблочный

молоко

интересное

костюм

молочный

привет

неопрятный

нежный

зимний

трусливый

ласковый

мудрый

храбрый

мягкий

умный

смелый

твёрдый

острый

храбрый

холодный

тупой

здоровый

ледяной

душистый

больной

чёрствый

ароматный

грустный

свежий

длинный

печальный

известный

короткий

сытый

знаменитый

весёлый

голодный

добрый

радостный

неряшливый

злой

летний


Приложение 2: «Карточки»

Задание:

Подбери подходящие имена прилагательные.

Задание:

Образуй однокоренные имена прилагательные.

Задание:

Подбери антонимы.

( Слова противоположные по смыслу)

Задание:

Подбери синонимы.

( Слова близкие по смыслу)

1 группа.

Задание:

Подберите к существительным из стихотворения соответствующую пару.

Запишите в тетради столбиком.

лес (какой?) ____________________________(мохнатый)

тоска (какая?) ____________________________(глубокая)

пташки (какие?) ____________________________(нежные)

вихри(какие?) ____________________________(снежные)

- Что они обозначают?

-Сделайте вывод.

2 группа.

Задание:

Поставьте вопрос к именам прилагательным.

Запиши словосочетания с вопросами в тетрадь столбиком.

окно ( ?) мёрзлое

страна ( ?) далёкая

лес ( ?) мохнатый

вихри (________?)снежные

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

-Сделайте вывод.


3 группа.

Задание:

Свяжите по смыслу прилагательные с существительными и запишите их парами столбиком

Обозначьте род и число имён существительных и связанных с ними имён прилагательных.

цвет--_____________________________________

река--______________________________________

голубой

небо-_____________________________________

глаза --_____________________________________

Сделайте вывод о том, как изменяются имена прилагательные.

4 группа:

Карточка:

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, определите часть речи, которой они выражены.

Запиши в тетрадь.

Воробышки игривые прижались у окна.

И дремлют пташки нежные.

- Сделайте вывод.


© 2010-2022