Поделитесь с коллегами:
Классный час в 4 классе
«Лучшее слово о дружбе».
Цели и задачи: Показать детям ценность и необходимость дружбы и товарищества. Доказать, что верность и бескорыстие - главные черты дружбы. Развивать умения учащихся вести рассуждение. Формировать умения аргументировать свою точку зрения. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу. Оборудование: Таблички со словами «друг», «товарищ». Запись предложения: «Друг - это тот, кто…». Пословицы о дружбе. Наглядность для упражнения «Составим ромашку». Запись песен «О дружбе», «Если с другом вышел в путь». Литература: Шемшурина А.И. «Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1 - 4 классов». Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей, Москва, «Лика», 2006г. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя», Москва, «ВАКО»,2013 г. Классный час начинается под музыку песни «О Дружбе».
- Вступительная беседа.
Игра «Вежливые слова». Трое учащихся выходят к доске. Называя доброе слово, каждый делает шаг вперёд. Кто окажется первым, тот и выиграл. - Для чего нужны вежливые слова? - Зачем людям нужно общаться друг с другом? - Представьте, что вы сидите одни дома несколько дней, и никто к вам не заходит. Что вы будите чувствовать при этом? -Зачем вам нужны люди рядом? -Интересно бы было учиться в классе, если бы в нём был только один ученик? Почему? Существуют такие слова друг, товарищ (прикрепить на доске). -Объясните значение этих слов. Чем эти слова отличаются друг от друга?
- Работа над значением слова «товарищ».
Слово товарищ появилось в 11 веке, так называли людей, которых набирал купец, чтобы перевезти свой товар в другие страны и возвратиться назад. -Как, вы думаете, какими должны быть люди, чтобы им доверять и вместе отправиться в дальние чужие страны? (Смелыми, сильными, умеющими прийти на помощь, т.е. люди, которые все вместе делают одно общее дело). Слово «товарищ» означает, что люди вместе работают или учатся, живут в одном доме, вместе что-то делают. Вот вы все вместе учитесь в одном классе. Вы - товарищи, т.е. делите вместе трудную работу, в данном случае учёбу. -Кто сможет мне назвать своих товарищей? -Как вы думаете, что значит дружить? -Что делают вместе люди, которые дружат? -Скажите, каждому человеку из своего класса вы бы доверили свой секрет? -А кому бы вы его доверили? Ш. Работа над смыслом слова «друг». -Продолжите предложение: «Друг - это тот, кто…» (прикрепить на доске). Ребята по цепочке рассуждают о том, кто называется другом. Друг - это человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно. Ещё в 12 веке князь набирал дружину, когда нападали враги, и каждый член дружины назывался другом. -Какими чертами характера, должен был обладать друг в дружине? (Надёжный, верный, преданный, умеющий защитить в бою.) -А хотели бы вы, чтобы такие качества были у вашего друга? -А сами хотели бы быть такими? -Что для этого нужно делать? IV. Анализ стихотворения А.Барто «Требуется друг». Все живут, не тужат, а со мной не дружат. Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной». Есть разряд у Ильиной и девчонок свита. Подружусь и я с Ильиной - стану знаменита. Все пятёрки до одной у Светловой Нади. Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день! Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать». А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!» Не вставать же на колени уговаривать подруг. Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг».
-Как вы думаете, поможет девочке это объявление? -В чём она, по-вашему, не права? -Как, по каким критериям, качествам она выбирает подруг? -Что бы вы ей посоветовали? - Какими качествами должен обладать настоящий друг, обсуждение.
-Ребята, сейчас каждый из вас подумает и выберет на свой взгляд самое необходимое качество, каким должен обладать настоящий друг и свой выбор напишет большими буквами на лепестках будущей ромашки, которая у нас появится на доске в классе. Дети берут лепесток будущей ромашки и каждый, в тайне от всех, пишет одно самое главное качество, без которого дружба не может состояться. Дети по одному выходят к доске, прикрепляют каждый свой лепесток и объясняют свой выбор. Класс соглашается или нет. -Учитель анализирует работу в соответствии с предложенными качествами. Предлагает свои варианты для обсуждения, если дети их не назвали: доброта, отзывчивость, справедливость, верность, бескорыстность, честность. - Рассказ учащихся о своих друзьях.
Составьте портрет своего друга (по желанию). Обязательно укажите его положительные качества, но и внешний вид опишите тоже. Если это ученик нашего класса, то не называйте имя, мы постараемся догадаться, о ком идёт речь. Рассказ начинайте словами: мой друг, моя подруга. - Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.
Три группы. В конвертах по две проблемные ситуации. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твой друг совершил плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе не разрешают с ним дружить. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. Ребята обсуждают ситуацию в группах. -Зачитайте ситуации, с которыми вам пришлось столкнуться, объясните свои действия при этом. VIII. Пословицы и поговорки о дружбе. -Вспомните, какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? Настоящую дружбу и водой не разольёшь. Человек без друзей, что дерево без корней. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Настоящий друг всегда верен. Глаза дружбы редко ошибаются. Недруг поддакивает, а друг спорит. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. Игра «Собери пословицу». Каждому ребёнку достаётся половинка пословицы, необходимо найти свою половинку. Дети находят друг друга, выходят к доске, зачитывают полученную пословицу, крепят на доску и объясняют её. -Чему нас с вами учат все эти пословицы? IX. Создаём правила дружбы. Ребята, назовите, что необходимо помнить для того, что бы дружить. Что бы вас называли другом, и чтобы вы кому-нибудь могли бы дать это звание - друг. Обобщить ответы детей. Памятка для стенда в классе, предложить зачитать детям по одному пункту. Дружи бескорыстно, не жди благ для себя. Будь с другом честным, справедливым и добрым. Приходи другу на помощь в трудных ситуациях. Разделяй с ним не только радость, но и печальные моменты в жизни. Помоги исправить другу его недостатки, если они есть, а способности поддерживай. X. Исполнение песни «Если с другом вышел в путь».
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ. Дружи бескорыстно, не жди благ для себя. Будь с другом честным, справедливым и добрым. Приходи другу на помощь в трудных ситуациях. Разделяй с ним не только радость, но и печальные моменты в жизни. Помоги исправить другу его недостатки, если они есть, а способности поддерживай. Радуйся успехам друга, как своим.