Конспект открытого урока во 2 классе по русскому языку на тему: Как правильно переносить слова?

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План-конспект урока

«Как переносить слова с одной строки на другую»

  1. Кравчук О.Ю.

  2. АОУ школа № 9 г. Долгопрудного

  3. Учитель начальных классов

  4. Русский язык

  5. 2 класс

  6. Тема урока: Как переносить слова с одной строки на другую

  7. Русский язык Канакина В.П. «Школа России»

  8. Дидактическая цель урока: выявить и систематизировать представления учащихся о правилах переноса слов.

  9. Тип - обобщающий урок

  10. Модель организации УПД младших школьников - АРМ - фронтальная работа

  11. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки со словами «Вспоминай», «Решай», «Поиграй», карточки «Правила переноса слов», карточки с названиями цветов для работы в парах, красные, синие, желтые цветы (у каждого ученика в конверте) для оценивания своей работы, учебник Канакина В.П. Русский язык. Просвещение, 2013, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты обучения:

Обучающиеся должны знать: Правило переноса слов с одной строки на другую.

Обучающиеся должны уметь: Работать в паре и в группе по предложенному учителем плану; с помощью учителя определять цель деятельности на уроке.

Формирование УУД:

Личностные УУД: понимать значение и смысл обучения оценить усваиваемое содержание;

формирование познавательной потребности.

Познавательные УУД: переносить слова с одной строки на другую;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами урока и высказывать свою точку зрения, умение работать в паре, в группе,

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с

одноклассниками.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя,

учиться работать по ранее составленному плану;

проговаривать последовательность действий на уроке;

наблюдать, выделять главное.

Предметные УУД: умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую;

Межпредметные связи: окружающий мир

  1. Структура и ход урока

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

Время

(в мин.)
1 Адаптационный - Адаптировать уч-ся к деятельности на уроке































- Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы

Включаются в деловой ритм урока.

Слушают и продумывают ответ на вопрос.

Отвечают на вопрос.



Определяют тему урока.

Чтобы перенести слово с одной строки на другую.

Дети формулируют цели урока.


Располагают карточки

"Вспоминай"
"Решай"
"Поиграй"



Здравствуйте! Ребята, прикоснитесь друг друга ладошками и подарите друг другу уверенность в том, что у нас все получится! Улыбнемся друг другу и подарим друг другу хорошее настроение.

- Послушайте стихотворение, о ком в нём идёт речь?

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)

- Наш урок мы посвятим милым, добрым и заботливым мамочкам. 29 ноября - праздник День матери.

-Посмотрите, как один мальчик написал поздравление своей мамочке.

- Когда будете читать, подумайте, чем мы будем заниматься на уроке.


Слайд 1.

Дор-огая мам-очка,

Не-жно о-бним-аю,

Бы-ть с то-бою ряд-ышком

Ка-ждый де-нь меч-та-ю!

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Чем мы будем заниматься на уроке?

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Чем мы будем заниматься на уроке?

Слайд 2.


- Зачем правильно переносить слова?

-Мы будем учиться делить слова на слоги и вспомним правила переноса!

- Предлагаю вам ребята сейчас составить план нашего урока.

-Давайте расположим карточки с названиями в удобном для вас порядке. Это и будет планом нашего урока.

"Вспоминай"
"Решай"
"Поиграй"

- Объясните, почему так расположили? (Сначала - повторить, потом закрепить, потом поиграть)

- Делу - время, а потехе - час. Сделал дело, гуляй смело!



























Демонстрация презентации «Перенос слова» Слайд 1.












Демонстрация презентации Слайд 2.












8 мин.









2. Основной

- Формирование знаний
















































































































































































- Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос.


Определяют общий звук

Характеризуют звук

Находят закономерность и записывают

Определяют словарное слово.


Ученик читает лексическое значение слова в словаре.

Работа с орфографическим и толковым словарями.

Домашнее задание.



Составляют предложение, находят грамматическую основу


Повторяют правила переноса


Выполняют упражнение на дыхание и отвечают на вопрос

(оздоровительная минутка)



Читают слова, работают в парах.
Названия цветов.

Репейник.
Репейник - это не цветок. Это лекарственное растение.

Работают в парах. Подчеркивают слова: мак, ирис.

Слово из одного слога не переносят.

Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

Буквы ь, ъ, й при переносе слова остаются на строчке вместе со слогом.

Тюль-пан, репей-ник.


Дети выполняют соответствующие движения.



Находят ошибки, исправляют их и объясняют


Работают в тетради.


  1. "Вспоминай"

- С какой работы мы начинаем всегда наш урок русского языка?

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


  1. Минутка чистописания

- Послушайте стихотворение и скажите, какой звук мы чаще всего слышим?

Маму звал телёнок: «М-м-м-у!
Где же мама, не пойм-м-му!»
«М-м-му!» - зовёт корову сын -
«Я изм-м-мучился один!»
«М-м-м-у!» (м)

- Что мы знаем о звуке [м]? (Согл., звонк., непарный, бывает твердый и мягкий)

- Какой буквой обозначается звук [м] на письме? (эм)

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву М заглавную и букву м строчную. Скажите, какую закономерность заметили?

Мма Ммб Ммв

-Напишите и продолжите.


  1. Словарная работа

МПЛОСЙУНДРА

- Из цепочки уберите буквы, которые обозначают непарные звонкие звуки, и получите словарное слово.

(Посуда)

Слайд 3.


- Найдите слово в словаре. Давайте запишем слово с комментированием. На какой вопрос отвечает? Что обозначает?

- Объясните лексическое значение слова. Где мы можем посмотреть более точное значение слова (Толковый словарь)

-Прочитайте.

- Дома вы поработаете с упр.113, из которого вы узнаете интересную информацию о том, из чего делали же посуду раньше.

- Найдите в словаре слова на тему: «Посуда» (Тарелка, стакан)

- Прочитайте на слайде слова, которые расположились со словом «посуда».

Слайд 4.

- Составьте предложение. Запишите его на этой же строке. Подчеркните грамматическую основу.

- У кого не уместилось предложение на строке?

- Что делали? (Перенесли слово)

- Что нужно знать, чтобы правильно перенести слово?

(на доске появляется запись "Правила переноса слов"

- Как переносится слово с одной строки на другую?

(на доску вывешивается запись: "Слово переносится по слогам"

- Приведите примеры.

- Мамочки любят цветы. Они выращивают их в саду и на подоконнике. Закройте глаза и представьте эти цветы. Давайте понюхаем их. Медленный глубокий вдох, задержим дыхание, запомним аромат, долгий полный выдох. Какое впечатление осталось?

- Мы сейчас мы поработаем в парах со своим соседом, но сначала надо повторить правила дружной работы.


Слайд 5. (жалюзи)






Конверт 1.


- Прочитайте слова на карточке (на парте конверты со словами: мак, роза, ирис, репейник, тюльпан).

-Подумайте, что они обозначают? Все ли слова понятны?
- Назовите "лишнее" слово.
- Почему оно "лишнее"? Что такое репейник? - Сорное растение с цепкими, колючими соцветиями или плодами (фото растения).

- Подумайте в парах: все ли слова можно перенести при письме?

Подчеркните те, которые нельзя перенести.

- Почему подчеркнули слово "мак"?

(на доску вывешивается запись "Слово, состоящее из одного слога, не переносится"

-Какое ещё слово нельзя перенести?

- Почему выделили слово "ирис"?

(на доску вывешивается запись "Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую."

- Как перенести слова с "ь", "й" ?

(на доску вывешивается запись "Буквы ь, ъ, й при переносе слова остаются на строчке вместе со слогом."

- Мы вспомнили правила переноса слова, справились с первым этапом урока «Вспоминай».

Физкультминутка

- Немного отдохнем. Встаньте.

Если слово можно перенести, поднимите руки вверх, если нельзя перенести, то приседайте: лось, грибы, дом, Яша, буква, слог, слова, осень, окно, яма.

-Следующий этап урока Этап 2 "Решай"

- Давайте вспомним, с какого задания начинался наш урок? (Поздравление мальчика)

- Мы начали со стихотворения мальчика, которое было неправильно разделено на слоги для переноса.

Слайд 6

Дор-огая мам-очка,

Не-жно о-бним-аю,

Бы-ть с то-бою ряд-ышком

Ка-ждый де-нь меч-та-ю!

- Можно такое поздравление написать маме?

-Давайте разделим слова в этом стихотворении для переноса правильно и объясним, каким правилом мы пользовались.

-Запишем с комментированием.

Слайд 7 (проверка) - закрыть!!!




















































Демонстрация презентации Слайд 3.



























Демонстрация презентации Слайд 4.































Демонстрация презентации Слайд 5






































































Демонстрация презентации Слайд 6















Демонстрация презентации Слайд 7
20 мин 3 Творческий

- Первичное закрепление нового материала




- Повышение уровня формируемых знаний на основе самостоятельного выполнения творческой задачи

Работают в группе.

Распределяют роли в группе.

Дети выполняют соответствующие движения.

Варианты ответов детей.

Слушают.

Групповая работа (по рядам)

.

Делят слова на слоги для переноса.

Выполняют задание.



Берут цветочки



Дети вспоминают цель урока

3 этап «Поиграйка»

-Сейчас мы с вами будем работать в группах (по рядам).

- Но сначала подготовимся к этой работе.

Физкультминутка

«Шапочка умника» (активизапция головного мозга)

Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

- Откройте учебник (с.71 упр.108). Прочитайте задание. Значение всех слов понятно?

- Назовите многозначные слова (язык, ключ, молния, русский)

Игра «Составим цветок для мамы»

На лепестках слова. Разделите их вертикальной линией для переноса: медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, иней, учитель, обувь. Подумайте, все ли из них можно перенести? Соберите цветок только из тех слов, которые можно перенести. Остались ли у вас «лишние» слова?

Кому бы вы хотели подарить эту ромашку?

- Мы справились с третьим этапом урока.

Дифференцированная работа.

- Перед вами на столе лежит по 2 карточки, выберите одну по своим силам и выполнить задание. Зеленая - задание несложное, а красная - посложнее.

- Кто выбрал карточку №1?

Раздели их для переноса .

Ваня, лайка, дубок,

пеньки, ванна.

-Кто выбрал карточку №2?

Подчеркни слова, которые

нельзя переносить. Раздели

остальные слова

для переноса.

Ирина, Иван, Ваня, Рая,

Раиса, лайка, дубок, пеньки,

ванна.

- Карточки положите в тетрадь. Каждый получит отметку за урок после проверки.

- А сейчас оцените свою работу сами.

Если вы хорошо справились с заданием, то возьмите из конвертика себе зеленый цветочек, если у вас были затруднения при выполнении заданий, то желтый цветочек, если вы не справились с заданием, то красный.

- А теперь посмотрите на свои цветочки. Это результат вашей работы на уроке. Цветочки мы можем использовать на уроке труда, когда будем для мамы делать подарок.

- Подумайте и ответьте мне, какую цель мы поставили для себя в начале урока?

(Вспомнить правила переноса и научиться правильно переносить слова.

- Мы достигли этой цели?

- Еще мы подготовились к контрольной работе, которая будет на следующем уроке. Благодарю всех за урок!











































17 мин




















































Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

Целеполагание и

мотивация

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Планирование деятельности

Составление и реализация плана


Включение в систему знаний и повторений











Оздоровительная минутка.

Работа в парах.

Самопроверка по эталону

Рефлексия




Работа в группах

Смысловое чтение

Взаимопроверка

Самопроверка по эталону


Рефлексия


Физкультминутка.

Включение в систему знаний и повторений

Игровой момент

Списывание

Рефлексия

Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Здравствуйте! Ребята, прикоснитесь друг друга ладошками и подарите друг другу уверенность в том, что у нас все получится! Улыбнемся друг другу и подарим друг другу хорошее настроение.

- Послушайте стихотворение, о ком в нём идёт речь?

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)

- Наш урок мы посвятим милым, добрым и заботливым мамочкам. 29 ноября - праздник День матери.

-Посмотрите, как один мальчик написал поздравление своей мамочке.

- Когда будете читать, подумайте, чем мы будем заниматься на уроке.

Слайд 1.

Дор-огая мам-очка,

Не-жно о-бним-аю,

Бы-ть с то-бою ряд-ышком

Ка-ждый де-нь меч-та-ю!

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Чем мы будем заниматься на уроке?

Слайд 2.


- Зачем правильно переносить слова?

-Мы будем учиться делить слова на слоги и вспомним правила переноса!

- Предлагаю вам ребята сейчас составить план нашего урока.

-Давайте расположим карточки с названиями в удобном для вас порядке. Это и будет планом нашего урока.

"Вспоминай"
"Решай"
"Поиграй"

- Объясните, почему так расположили? (Сначала - повторить, потом закрепить, потом поиграть)

- Делу - время, а потехе - час. Сделал дело, гуляй смело!


  1. "Вспоминай"

- С какой работы мы начинаем всегда наш урок русского языка?

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


  1. Минутка чистописания

- Послушайте стихотворение и скажите, какой звук мы чаще всего слышим?

Маму звал телёнок: «М-м-м-у!
Где же мама, не пойм-м-му!»
«М-м-му!» - зовёт корову сын -
«Я изм-м-мучился один!»
«М-м-м-у!» (м)

- Что мы знаем о звуке [м]? (Согл., звонк., непарный, бывает твердый и мягкий)

- Какой буквой обозначается звук [м] на письме? (эм)

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву М заглавную и букву м строчную. Скажите, какую закономерность заметили?

Мма Ммб Ммв

-Напишите и продолжите.


  1. Словарная работа

МПЛОСЙУНДРА

- Из цепочки уберите буквы, которые обозначают непарные звонкие звуки, и получите словарное слово.

(Посуда)

Слайд 3.


- Найдите слово в словаре. Давайте запишем слово с комментированием. На какой вопрос отвечает? Что обозначает?

- Объясните лексическое значение слова. Где мы можем посмотреть более точное значение слова (Толковый словарь)

-Прочитайте.

- Дома вы поработаете с упр.113, из которого вы узнаете интересную информацию о том, из чего делали же посуду раньше.

- Найдите в словаре слова на тему: «Посуда» (Тарелка, стакан)

- Прочитайте на слайде слова, которые расположились со словом «посуда».

Слайд 4.

- Составьте предложение. Запишите его на этой же строке. Подчеркните грамматическую основу.

- У кого не уместилось предложение на строке?

- Что делали? (Перенесли слово)

- Что нужно знать, чтобы правильно перенести слово?

(на доске появляется запись "Правила переноса слов"

- Как переносится слово с одной строки на другую?

(на доску вывешивается запись: "Слово переносится по слогам"

- Приведите примеры.

- Мамочки любят цветы. Они выращивают их в саду и на подоконнике. Закройте глаза и представьте эти цветы. Давайте понюхаем их. Медленный глубокий вдох, задержим дыхание, запомним аромат, долгий полный выдох. Какое впечатление осталось?

- Мы сейчас мы поработаем в парах со своим соседом, но сначала надо повторить правила дружной работы.

Слайд 5. (жалюзи)

Конверт 1.


- Прочитайте слова на карточке (на парте конверты со словами: мак, роза, ирис, репейник, тюльпан).

-Подумайте, что они обозначают? Все ли слова понятны?
- Назовите "лишнее" слово.
- Почему оно "лишнее"? Что такое репейник? - Сорное растение с цепкими, колючими соцветиями или плодами (фото растения).

- Подумайте в парах: все ли слова можно перенести при письме?

Подчеркните те, которые нельзя перенести.

- Почему подчеркнули слово "мак"?

(на доску вывешивается запись "Слово, состоящее из одного слога, не переносится"

-Какое ещё слово нельзя перенести?

- Почему выделили слово "ирис"?

(на доску вывешивается запись "Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую."

- Как перенести слова с "ь", "й" ?

(на доску вывешивается запись "Буквы ь, ъ, й при переносе слова остаются на строчке вместе со слогом."

- Мы вспомнили правила переноса слова, справились с первым этапом урока «Вспоминай».

Физкультминутка

- Немного отдохнем. Встаньте.

Если слово можно перенести, поднимите руки вверх, если нельзя перенести, то приседайте: лось, грибы, дом, Яша, буква, слог, слова, осень, окно, яма.

-Следующий этап урока Этап 2 "Решай"

- Давайте вспомним, с какого задания начинался наш урок? (Поздравление мальчика)

- Мы начали со стихотворения мальчика, которое было неправильно разделено на слоги для переноса.

Слайд 6

Дор-огая мам-очка,

Не-жно о-бним-аю,

Бы-ть с то-бою ряд-ышком

Ка-ждый де-нь меч-та-ю!

- Можно такое поздравление написать маме?

-Давайте разделить слова в этом стихотворении для переноса правильно и объяснить, каким правилом мы пользовались.

-Запишем с комментированием.

Слайд 7 (проверка) - закрыть!

3 этап «Поиграйка»

-Сейчас мы с вами будем работать в группах (по рядам).

- Но сначала подготовимся к этой работе.

«Шапочка умника»

Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

- Откройте учебник (с.71 упр.108). Прочитайте задание. Значение всех слов понятно?

- Назовите многозначные слова (язык, ключ, молния, русский)

Игра «Составим цветок для мамы»

На лепестках слова. Разделите их вертикальной линией для переноса: медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, иней, учитель, обувь. Подумайте, все ли из них можно перенести? Соберите цветок только из тех слов, которые можно перенести. Остались ли у вас «лишние» слова?

Кому бы вы хотели подарить эту ромашку?

- Мы справились с третьим этапом урока.

Дифференцированная работа.

- Перед вами на столе лежит по 2 карточки, выберите одну по своим силам и выполнить задание. Зеленая - задание несложное, а красная - посложнее.

Кто выбрал карточку №1?

Раздели их для переноса .

Ваня, лайка, дубок, пеньки, ванна.

Кто выбрал карточку №2?

Подчеркни слова, которые нельзя переносить. Раздели остальные слова для переноса.

Ирина, Иван, Ваня, Рая, Раиса, лайка, дубок, пеньки, ванна.

- Карточки положите в тетрадь. Каждый получит отметку за урок после проверки.

- А сейчас оцените свою работу сами.

Если вы хорошо справились с заданием, то возьмите из конвертика себе зеленый цветочек, если у вас были затруднения при выполнении заданий, то желтый цветочек, если вы не справились с заданием, то красный.

- А теперь посмотрите на свои цветочки. Это результат вашей работы на уроке. Цветочки мы можем использовать на уроке труда, когда будем для мамы делать подарок.

- Подумайте и ответьте мне, какую цель мы поставили для себя в начале урока?

(Вспомнить правила переноса и научиться правильно переносить слова.

- Мы достигли этой цели?

- Еще мы подготовились к контрольной работе, которая будет на следующем уроке.

Благодарю всех за урок!

Включаются в деловой ритм урока.

Слушают и продумывают ответ на вопрос.

Отвечают на вопрос.



Определяют тему урока.

Чтобы перенести слово с одной строки на другую.

Дети формулируют цели урока.


Располагают карточки

"Вспоминай"
"Решай"
"Поиграй"


Правила переноса.

По слогам.

Определяют лишнюю букву

Характеризуют звук

Находят закономерность и записывают



Определяют словарное слово


Ученик читает лексическое значение слова в словаре.

Работа с орфографическим и толковым словарями




Выполняют упражнение на дыхание и отвечают на вопрос.





Читают слова, работают в парах.
Названия цветов.

Репейник.
Репейник - это не цветок. Это лекарственное растение.

Работают в парах. Обводят слова: мак, ирис.

Слово из одного слога не переносят.

Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

Буквы ь, ъ, й при переносе слова остаются на строчке вместе со слогом.

Тюль-пан, репей-ник.

Работают в группе.

Распределяют роли в группе.

Варианты ответов детей.

Слушают.

Работают в тетради.

Берут цветочки.

Дети выполняют соответствующие движения.


Делят слова на слоги для переноса.

Выполняют задание

Дети записывают предложения.

Берут цветочки


Дети вспоминают цель урока

Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.


Мотивация на использование и углубление приобретённых знаний

Осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий.

Совместное определение цели урока

Совместное составление плана урока


Усвоение правил

Умение использовать свои знания

Умение обобщать и находить лишнее

Сотрудничество и взаимопомощь

Усвоение теоретических знаний

Умение оценивать свою деятельность



Мотивация на коллективное обсуждение задания




Отдых и расслабление

Сотрудничество и взаимопомощь

Расширение кругозора учащихся

Умение оценивать свою деятельность

Отвлечение детей от учебной деятельности

Мотивация на самореализацию через практическую деятельность

Умение оценивать свою деятельность

Развитие внимания, умения сопоставлять.

Умение оценивать свою деятельность



ВСПОМИНАЙ


Р Е Ш А Й
П О И Г Р А Й



П Р А В И Л А

П Е Р Е Н О С А

С Л О В

Слово переносится по слогам




Слово, состоящее из одного слога, не переносится

Одну букву нельзя оставлять на строчке

Буквы ь, ъ, й остаются на строчке вместе со слогом


МПЛОСЙУНДРА








33


© 2010-2022