- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок самопознания на тему: Щедрость и великодушие
Урок самопознания на тему: Щедрость и великодушие
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Л.В. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок по предмету «Самопознание» в 3 классе
Тема урока: Щедрость и великодушие.
Цель урока: Расширять представление о щедрости и великодушии.
Задачи урока:
Раскрыть значение понятий «щедрость», «скупость», «великодушие»;
Развивать стремление совершать добрые поступки;
Воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям.
Оборудование: кораблики, рисунок выполненный на ватмане, ножницы, клей, цветная бумага, картон для открытки «солнышко», презентация выполненная в Microsoft Power Point, песня «Дорога к солнцу», мелодия для минутки тишины.
Ход урока:
(Слайд 1-2)
1. Позитивный настрой. (под музыку)
- Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как частичка космоса, как маленькое солнышко: светит и озаряет светом, согревает всех своим теплом. Радуйтесь, удивляйте и удивляйтесь миром, в котором живёте.
- А сейчас, ребята, поприветствуйте наших гостей.
Учащиеся: Здравствуйте!
Миг.
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг,
За шагом шаг,
Впадайте в изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье!
- Так давайте же увеличивать добро на земле, хотя бы вокруг нас. А иначе нельзя!
- А сейчас сожмите ладошку в кулак. Как вы думаете, на что похож наш кулачок? Оказывается наш кулак - это размер нашего сердца, которое находится у нас в груди.
(Слайд 3)
Сердце я своё открою,
Счастьем поделюсь с тобою.
Все хорошие слова,
Говорю я для тебя!
2. Проверка домашнего задания. (Слайд 4)
- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О доброжелательности)
- Что вам было задано на дом? (Написать на лепестках цветка, как можно проявить доброжелательность по отношению к окружающим)
- Расскажите, что же вы написали?
- Радуетесь ли вы успехам друга? Расскажите об этом.
- Как проявляется доброжелательность в дружбе?
- Молодцы, с домашним заданием вы справились. Ну а сегодня на уроке мы продолжаем наше знакомство с человеческими ценностями и будем говорить о щедрости и великодушие.
3. Высказывание к уроку. (Слайд 5)
Цитатой нашего урока станет сегодня народная мудрость.
Настоящая щедрость - делать что-нибудь хорошее так, чтобы об этом не узнали.
- Как вы понимаете смысл изречения? (ответы учащихся)
- Что значит быть щедрым, быть великодушным?
- Как мы называем людей, которые не умеют проявлять щедрость?
- Великодушие и щедрость - это одно и то же? Можно ли проявить щедрость, не будучи великодушным?
(Ответы учащихся)
- Щедрость и великодушие человека проявляются не только в умении дарить материальные блага, но и в способности быть добрым, отзывчивым, внимательным.
- Прочитайте высказывания на слайде. (Слайд 6)
- Объясните смысл каждого изречения.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
А.Н.Радищев
Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя.
А.Стендаль
Великодушие - это способность участвовать в судьбе других людей.
И.Кант
4. Чтение. (Слайд 7)
Сорок золотых.
Притча.
Один падишах собрал самых выдающихся зодчих и приказал им выстроить такой дворец, в котором размещалось бы огромная золотая кладовая с сорока окнами.
Спустя некоторое время такой дворец, благодаря усилиям зодчих и строителей, появился на самом видном месте его столицы. Падишах приказал заполнить размещавшуюся в нем кладовую золотыми монетами и сделать ее государственной казной. Со всей страны в столицу потянулись повозки с золотыми монетами. Когда работа была закончена и казна была заполнена, глашатаи объявили указ падишаха: «Слушайте все! По воле царя царей, фонтана щедрости, выстроена новая казна-дворец с срока окнами. С этого дня сам падишах через окна будет раздавать золото всем нуждающимся. Прославляйте же деяния самого щедрого царя!».
Неудивительно, что к дворцу потекли бесчисленные толпы народа. Изо дня в день падишах появлялся в одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой. Раздавая милостыню, он обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходи к окну, получал золотую монету и уходил.
Поначалу монарх решил, что дервиш берет золото для какого-нибудь бедняка, который не в состоянии прийти за милостыней сам. Затем, увидев его снов, он подумал: «Может быть, он следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других». И так каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но когда дервиш пришел на сороковой день и, по своему обыкновению, опять молча взял золотую монету, терпению падишаха пришел конец. Схватив его за руку, монарх в страшном гневе закричал:
- Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, не произнёс ни одного благодарного слова за мое благодеяние. Ты что же, копишь эти деньги или даешь их в рост? Ты только позоришь высокую честь дервиша!
Только разгневанный падишах умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил в течении сорока дней и сказал:
- Знай, о падишах, что щедрость только тогда воистину щедрость, когда проявляющий ее соблюдает три условия…
- Подумайте и скажите, какие три условия необходимы для человека, который стремится стать щедрым и великодушным по-настоящему?
(Ответы учащихся)
Окончание
…Дервиш продолжал:
- Первое условие - давать, не думая о своей щедрости. Второе условие - не ждать ничего в замен. И третье - доверять, не питать в душе подозрений.
Но падишаху так и не удалось стать воистину щедрым, ведь он стремился к щедрости только потому, что хотел прославиться среди людей.
- Щедрость - бесценное качество человека, оказание бескорыстной помощи. Проявлять щедрость - значит стремиться помогать тем, кто нуждается в помощи.
Вопросы
- Что значит быть щедрым человеком?
- Что значит быть великодушным?
(ответы детей)
Дервиш - мусульманский нищенствующий монах.
(Слайд 8)
Игра «да-нет».
Учащиеся хором отвечают словами «да» или «нет» на вопрос:
Является ли щедрым человек, который ….
- всегда делится всем, что имеет?
- ждет ответной благодарности?
- радуется, когда делает подарки?
- замечает, что кому-то нужна его помощь?
- подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям?
- всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил?
- счастлив, когда у других появляется что-то хорошее?
(Слайд 9)
Задание.
Чтение стихотворения из учебника стр.67 (учащимися).
Вишня
М.Исаковский
В ясный полдень, на исходе лета
Шел старик дорогой полевой,
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами на поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память у дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь, и в высоту,
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят, экая досада,
Я об этом вовсе не тужу».
И решил он:
«Все равно на память
У дороги вишню посажу».
Вопросы:
- Как вы думаете, в чем проявились щедрость и великодушие пожилого человека?
(ответы учащихся)
- Человеку от природы свойственно быть щедрым и великодушным, дарить радость людям.
- Ребята, в вашей жизни бывали случаи, когда приходилось делиться чем-либо, а может и прощать, просить прощения?
5. Творческая деятельность. (Слайд 10)
Учащимся предлагается изготовить подарок для человека, с которым были в ссоре.
- Проявите великодушие - сделайте первый шаг к примирению. Подарите открытку - солнышко. Напишите в открытке добрые пожелания. А в центре солнышка напишите имя человека, которому адресована открытка. И в конце нашего урока подарите эту открытку.
6. Групповое пение. (Слайд 11)
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Дорога к солнцу»
К. Брейтбурга. мл.; А. Кавалеряна
(дети исполняют песню)
Весь мир нарисован, зеленым и синим
И солнце протянет, к нам золота нить
А эти дороги - как тысячи линий,
Которые можем мы соединить
Припев:
Дорога к солнцу, сквозь дни и ночи,
По ней идем все дальше ты и я,
Дорога к солнцу, всегда короче,
Когда с тобою рядом верные друзья
Есть кисти и краски, а значит понятно,
Что цвет можешь выбрать, себе ты любой
Пока на планете, есть белые пятна
Мы можем их вместе раскрасить с тобой
Припев.
Нет музыки солнца, на свете чудесней,
И нам еще надо так много успеть
Обычные ноты, становятся песней,
Которую можем с тобою мы спеть
Припев.(2 раза)
Когда с тобою рядом верные друзья.
- Молодцы, я уверенна в том, что если вы по жизни будете добрыми, отзывчивыми, понимающими, щедрыми, будете тянуться к солнышку, как говорится в этой песни, идти дорогою добра, то и жизнь ваша станет удачной и весёлой.
7. Домашнее задание.
Учащиеся должны написать, какие поступки своих родных, друзей, знакомых они считают проявлением щедрости и великодушия.
8. Минутка тишины. (Слайд 12)под музыку
- А сейчас я вас приглашаю побыть наедине со своими мыслями. Если хотите, можете закрыть глаза. Послушайте музыку и представьте себе, что вы пришли на зеленую поляну (пауза). Светит нежное ласковое солнце. Солнышко прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно (пауза). На поляне много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки (пауза). Этих бабочек послали родители (перечисляет имена всех присутствующих детей). Бабочки покружились и сели вам на руку (пауза). Почувствуйте, как приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза). Почувствуйте, как ваше сердце любит окружающий мир, родную семью (пауза). Почувствуйте, как хорошо вам в вашей семье (пауза). Поднимите бабочку руками высоко - высоко к солнцу и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру расскажет, какая у вас замечательная, прекрасная и счастливая семья. Скажите бабочке «спасибо». Пожелайте вашей семье, вашему дому счастья и благополучия. Берегите свою семью. Дорожите своим домом. Откройте глаза. Потянитесь. Вздохните. Молодцы!
- Ребята, что можете сделать вы, чтобы ваша семья была счастливой?
- Я думаю, каждому из вас уже в таком возрасте есть за что сказать «спасибо» своим родителям.
Обобщение (под музыку) (Слайд 13)
- Щедрость и великодушие - это ценности, живущие в сердце человека, который бескорыстно, из самых лучших побуждений спешит на помощь, ничего не требуя взамен. Щедрость человека проявляется не только в умении дарить материальные блага, но и в умении быть добрым, отзывчивым, поддерживать добрым словом, теплым взглядом.
- Посмотрите на доску: корабль, плывущий по волнам. Это - корабль жизни. Я вам желаю, чтобы ваши маленькие кораблики, которые только сейчас начинают свое большое плаванье, плыли по волнам «доброты», «любви», «щедрости», «великодушия» (учитель прикрепляет на доску волны, на которых написаны данные слова). В добрый вам путь по волнам вашей счастливой жизни.
(Учащиеся подходят к доске и приклеивают свои кораблики)
(Слайд 14)
- На этом наш урок самопознания окончен, благодарю вас за внимание и работу на уроке. До скорой встречи!