КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТемаСклонение имен существительных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект открытого урока русского языка,

проведенного в классе-комплекте ¾

КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»
Дата проведения: 1 марта 2016 года Учитель: Коптева Наталья Валерьевна Программа обучения: адаптированная образовательная программа
Тема: «Склонение имен существительных». Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного - склонение. Обучающие цели: - ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; -установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения; -научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме; Развивающие: - формирование учебно-познавательной деятельности; - формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности; - развитие речи, умения слушать. -развитие внимания и орфографической зоркости; - развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила; - развитие интереса к предмету Воспитывающие: - воспитание навыка самостоятельной работы; - воспитание навыка работы в парах; - воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности. Задачи:

  1. Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
  2. Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
  3. Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД: - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; - готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка; Регулятивные УУД: - умение формулировать цель урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение осуществлять контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение. Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.
Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации. Основные методы -объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа. Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная. Средства обучения - презентация. Оборудование: таблицы «Три склонения существительных» «Род имен существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, тетрадь, карточки-знаки 3 цветов, лист самооценки. Источники информации: -программа дисциплины; -технологическая карта урока; -литература для учителя; -учебники; -интернет-сайты
Структура и содержание урока.
I Организационный момент. (Создание эмоционального настроя). - Как ты слышишь, скажи Максим? - Спроси, как слышит Никита, Мила. - Ты слышишь хорошо, Карина? - Какой будет урок, спроси у Карины, Максим? - Какое сегодня число, скажи, Никита. - Будем проводить фонетическую зарядку. Какой дежурный звук на этой неделе? 1. Фонетическая зарядка. Звук [ш] - Будем говорить слитно слоги, слова и предложения со звуком ш, соблюдать ударение. - Послушайте, как скажу я: ша, … Скажем вместе. Повтори, Карина. - Что мы делали? Следите за дежурным звуком, говорите на уроке хорошо. Сядьте. - Откройте тетрадь и запишите: Первое марта. Классная работа. II Актуализация знаний. Словарная работа. 1.Словарная работа (дифференцированная) - Что будем делать сначала, спроси у Никиты, Карина? Скажем вместе. - Никита будет списывать слова с карточки, вставлять пропущенные буквы, остальные смотрим на картинку, записываем слова с красной строки, с заглавной буквы, через запятую. Бассейн, трамвай, солнце, морковь, Москва, сирень, тетрадь, болото, пирожное, картина, аптека, собака (дядя, дедушка) - Будем проверять. Внимательно посмотрите на экран и проверьте себя. -Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть. У кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Оцените свою работу. -Все ли словарные слова вы записали? Почему? Что заметили? (дядя и дедушка не словарные слова). -Как вы думаете, а для чего они записаны? -Запишите их в тетрадь. -Ребята, что вы можете сказать о всех этих словах? Какой частью речи они являются? 2.Определение окончания и рода существительных. - Во всех словах выделите окончание и определите род. - Работаем по цепочке. -А на сколько групп можно разделить слова? Почему? Скажем вместе: Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. - В каком падеже стоят эти существительные? (в именительном падеже) - Если посмотреть на окончание и род существительного в именительном падеже, то можно все существительные можно разделить на 3 группы, т.е. на 3склонения. III. Сообщение темы урока. Постановка цели. - Какую тему мы будем сегодня изучать на уроке? (Склонение имен существительных). Целеполагание. - Попробуйте сформулировать цель нашего урока (Цель: учиться определять склонение имен существительных). Запишите тему урока.
IV. Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.) 1. Самостоятельное изучение новой темы. - Перед вами таблица. - Посмотрите на таблицу и попробуйте вставить в правило недостающие слова.
( Решение проблемы - работа в парах: 1 пара - вставить в карточку слова, 2 пара - вписать слова самостоятельно)
К первому склонению относятся существительные ____________ и ____________ рода, которые имеют окончания ___, ___. Ко второму склонению относятся существительные _____________ рода, имеющие ___________ окончание и существительные ____________ рода, которые имеют окончания _____, _____ . К третьему склонению относятся существительные ________________ рода, которые не имеют окончания ( с ___ на конце). - Проверьте себя. - А теперь вернемся к нашим словарным словам и попробуем у них определить склонение. По цепочке. Запишите эти слова в три столбика.
1СКЛ. (Ж.Р.,М.Р.)-А,Я 2СКЛ. (М.Р. С.Р.-О,Е) 3СКЛ. (Ж.Р. с Ь знаком на конце) Москва болото морковь аптека
сирень дядя
тетрадь дедушка


Вывод: - Итак, какой вывод мы можем сделать? - Попробуйте его сформулировать.
Склонение - это ….. Изменение слов по падежам Существует ….. склонения имен существительных. Скажем вместе.
- Прочитайте памятку, как определить склонение существительного.
Чтобы определить склонение существительного. надо: .- поставить слова в начальную форму (единственное число, именительный падеж); - выделить окончание; - определить род; - указать склонение. - Будем выполнять упражнения, чтобы научиться определять склонение существительных.
VI. Первичное закрепление знаний. 1. Работа со словами (в паре, Пару выбрать по жребию). (слова на табличках врассыпную) - Посмотрите на таблички и докажите, правильно ли расставлены слова по склонениям? (ночь, тетрадь, земля, конь, окно, папа, радость, тетрадка, солнце). Оцените свою работу. VII. Закрепление знаний и умений. -Возьмите карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь лучше всего. 1. Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой. 3 уровень на «3»: : З а п и ш и т е слова в три столбика: 1 скл., 2 скл., 3 скл. по образцу.Выделите окончание. Образец: шапка, Шапка, бабочка, братишка, страх, болезнь, озеро, лещ, соль, яблоня, свирель, закат, дядя, солнце, ночь. 2 уровень на «4»: Распределите слова в три столбика, определите их склонение и выделите окончание. Шапка, бабочка, братишка, страх, болезнь, озеро, лещ, соль, яблоня, свирель, закат, дядя, солнце, ночь. Придумайте и запишите ещё по 2 слова в каждый столбик. 1 уровень: на «5»: З а п и ш и т е слова, укажите склонение, выделите окончание. Шапка, бабочка, братишка, страх, болезнь, озеро, лещ, соль, яблоня, свирель, закат, дядя, солнце, ночь. Составьте 2 предложения с любыми словами, запишите их и выделите грамматическую основу. - Оцените свою работу. VIII. Физминутка (для глаз).
IX. Обобщение и систематизация знаний. - Какая была цель урока? - Достигли ее? Рефлексия учебной деятельности на уроке. X. Информация о домашнем задании. 1. Правило выучить. 2. с. 87, упражнение 87. З записать предложения, определить склонение сущ.
-Спасибо за урок!



































Памятка. Как определить склонение существительного?
1. поставить слово в начальную форму (единственное число, именительный падеж); 2. выделить окончание; 3. определить род; 4. указать склонение. Например: В лесу живет белка. вКОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТемаСклонение имен существительных лесу - сущ., н.ф. - (что?) - лес м.р., 2 скл.; бКОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТемаСклонение имен существительныхелка - сущ., н.ф. - (кто?) - белк а ж. р., 1 скл. . З а п и ш и т е слова в три столбика: 1 скл., 2 скл., 3 скл. по образцу.Выделите окончание. Образец: шапка, Шапка, бабочка, братишка, страх, болезнь, озеро, лещ, соль, яблоня, свирель, закат, дядя, солнце, ночь.
Распределите слова в три столбика, определите их склонение и выделите окончание. Шапка, бабочка, братишка, страх, болезнь, озеро, лещ, соль, яблоня, свирель, закат, дядя, солнце, ночь.
Придумайте и запишите ещё по 2 слова в каждый столбик.
З а п и ш и т е слова, укажите склонение, выделите окончание. Шапка, бабочка, братишка, страх, болезнь, озеро, лещ, соль, яблоня, свирель, закат, дядя, солнце, ночь. Составьте 2 предложения с любыми словами, запишите их и выделите грамматическую основу.

Задание Определи тип склонения по его признакам.
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл. Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл. Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.

К первому склонению относятся существительные ____________ и ____________ рода, которые имеют окончания ___, ___. Ко второму склонению относятся существительные _____________ рода, имеющие ___________ окончание и существительные ____________ рода, которые имеют окончания _____, _____ . К третьему склонению относятся существительные ________________ рода, которые не имеют окончания ( с ___ на конце).
К первому склонению относятся существительные ____________ и ____________ рода, которые имеют окончания ___, ___. Ко второму склонению относятся существительные _____________ рода, имеющие ___________ окончание и существительные ____________ рода, которые имеют окончания _____, _____ . К третьему склонению относятся существительные ________________ рода, которые не имеют окончания ( с ___ на конце).
мужского женского среднего мужского
женского а я нулевое о е ь
© 2010-2022