- Преподавателю
- Начальные классы
- Научно-практическая конференция по патриотическому воспитанию
Научно-практическая конференция по патриотическому воспитанию
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шаова Ф.И. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Патриотическое воспитание в начальной школе.
Ф.И. Шаова
учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 Шовгеновский район
«Любовь к родному краю, к родной культуре,
к родному селу или городу, к родителям,
к родной речи начинается с малого -
с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своей школе, постепенно расширяясь,
эта любовь к родному переходит к своей
стране, к ее истории, ее прошлому
и настоящему».
Д.С. Лихачев
Слайд 1
Демократия широко распахнула «железный занавес», закрывавший от нас долгие годы культуру и идеологию других стран. Но вместо высоких образцов культуры с экрана телевизора, с компьютерных дисков, с обложек книг и журналов на нас хлынул мутный поток низкопробной массовой культуры других стран. Этот поток захлестнул наших детей и подрастающее поколение Адыгеи и всей России захлебывается в нем. Нравственность, культура предков, народная мудрость, патриотизм уходят на задний план. Слайд 2
Школа сегодня, может быть, единственное место, где пытаются говорить о духовности, нравственности, патриотизме. Однако, школа не может быть отдельным островом. Школе надо помогать. Это стало понятно всем и рядовым гражданам, и руководству страны.
В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового - российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.
Перед учителями государство ставит задачи - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Наша важная воспитательная миссия заключается в том, чтобы человек; которого мы творим, отвечал не только за каждый шаг своего сегодняшнего поведения, но и за будущее, а будущее - это ум, чувства, убеждения живого человека, корни которого закладываются в настоящем. И поэтому к учителю начальных классов предъявляются большие требования. Воспитать патриота в одночасье нельзя - требуется ежедневная работа, продолжительная и целенаправленная. Формируя чувство патриотизма у своих учащихся, я, как классный руководитель, опираюсь на любовь детей к семье, селу, природе. Приучаю их учиться чувствовать тех, кто и что их окружает, как это важно для них. В работе по патриотическому воспитанию я использую следующие формы работы: - уроки мужества - родительские собрания -тематические беседы; -классные часы; -экскурсии; -выпуск стенгазет; -внеклассные мероприятия; -проектная деятельность.
Слайд 3
Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс - серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Патриотическое воспитание начинается с первого родительского собрания. Любовь и преданность к Родине начинается с признательности к матери, отцу.
На доске высказывание:
"Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
(А.С. Макаренко)
Я предлагаю родителям рассказ В. А. Сухомлинского,
"Две матери"
В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери - Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери - утром, у Белокосой - вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. - Музыкантом или пианистом, известным всему миру. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит в космос к далекой звезде ... Вот для чего хочется жить...
А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать.- Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил родину и ненавидел врагов…
После чтения рассказа родители выбирают пословицу, которая подходит к рассказу.
"Мать, помни ты - главный воспитатель, главный педагог". (В.А.Сухомлинский)
В первом классе у нас была проблема: мальчики не хотели служить в армии. После того, как они поработали над проектом «Где служил мой папа»,
(Слайд 4)
«Наши земляки - герои»,( Слайд 5,6) они заинтересовались родами войск. Теперь мечтают, что каждый, как папа, будет служить в армии.
Традиционными стали ежегодные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Дед Мороз в гостях у первоклассников», «Осенняя ярмарка».
Слайд 7
С первого класса все учащиеся выписывают республиканские детские журналы «Родничок» и «Жъогъобын». Они не только выписывают, но и являются авторами многих рассказов. (Слайд 8,9)После проведения интересных мероприятий, учащиеся через газету делятся своими впечатлениями.
Слайды 10,11,12,13
В нашей школе работает «Хьак1эщ» - «Гостиная». В Хьак1эщ мы приглашаем почетных гостей нашей школы: членов Совета ветеранов, писателей, знаменитых спортсменов, старейшин аула. Здесь проводятся такие обрядовые мероприятия, как «Лъэтегъэуцу»-праздник первого шага, «К1ащ»-обряд врачевания больного, «Встреча весны», «Адыгэ джэгу», уроки этнокультуры.
Мои дети любят не только свой дом, свою семью, школу, но и свой аул- его улицы, такие родные и близкие, наш лес с его красотой и дарами.
Слайд 14
Они убирают мусор, помогают старикам, развешивают кормушки и скворечники, а ведь это тоже, пусть маленькая, но ступенька к патриотическому чувству. Учащиеся принимают активное участие в районных и республиканских природоохранных мероприятиях и завоевывают призовые места.
Доброта начинается от любви ко всему живому. В этом помогают нам экскурсии по родному краю. Слайд 15
Ребята не могут оставаться равнодушными, познавая удивительный мир природы и работая над такими проектами как «Защитим планету вместе», Слайды 16,17
«Мой аул», Слайд 18
«Курганы», Слайд 19
«День птиц» Слайд 20
Откровенные беседы с учащимися дают очень хороший результат только в том случае, когда они чувствуют искренность собеседника. Вот тогда они прислушиваются к мнению взрослого, станут подражать его поступкам и это тоже необходимо использовать в работе над воспитанием чувства патриотизма, но если у взрослого это чувство есть. Ещё хочется сказать, что ответственность за свои поступки ведёт к ответственности за дела коллектива. А ответственность - тоже составляющая патриотического воспитания.
Слайд 21
Мои ребята ответственно относятся ко всем мероприятиям - результат: класс является победителем различных школьных, районных и республиканских конкурсов. Слайды 22, 23,24,25, 26
Слайд 27 Подводя итог, хочется сказать, что при формировании чувства патриотизма необходимо учитывать интересы и ценностные установки детского коллектива, вовремя корректировать формы работы, показывать личный пример, а самое главное - формировать личность ребёнка на основе традиций и духовных ценностей семьи, школы, аула, всего многонационального народа.
Слайд 28
У каждого человека Родина начинается с колыбельной песни, которую пела ему мать, потому что тот человек, который знает свои корни, любит свою малую Родину, гордится славой и культурой своих предков, будет уважать, и другие народы и понимать их национальные чувства.
Литература:
1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010
2. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная пресса, 2011
3.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
4.Шоров И.А. Адыгейская народная педагогика. Монография.- Майкоп, 1989.
5