Фрагмент урока по русскому языку по темеЙотированные гласные. (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Йотированные гласные

Цели: активизировать знания детей о йотированных гласных и буквах, их обозначающих;

совершенствовать умение делить слова на слоги;

развивать умение конструировать предложение из слов.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

! Игра «Кто быстрее соберёт?».

На доске выставлены предметные картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями предметов.

Дети, сидящие на первом ряду, подбирают картинки с односложными названиями предметов, на втором ряду - с двусложными, на третьем - с трёхсложными.

Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолёт, чайник, линейка, лук, дом, ложка, сорока.

II. Словарная работа.

1. Ребята - мальчики и девочки в раннем возрасте.

 Этимология слова.

Слово ребята произошло от слова ребёнок. В старину ребёнок означало «маленький».

- Запишите это слово, проговаривая по слогам, выделите орфограмму, разделите на слоги, поставьте ударение.

2. Хорош? - так, как надо.

Дождь покапал и прошёл,

Солнце в целом свете.

Это очень хорошо

И большим и детям.

В. Маяковский

 Этимология слова.

Происхождение слова неясно. Возможно, в древности оно имело значение «чистый» или «храбрый».

III. Формирование новых знаний.

1. Слово учителя.

В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» - «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

Фрагмент урока по русскому языку по темеЙотированные гласные.(1 класс)

- В конце этого слова есть звук [й'] и специальная буква для него - Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Фрагмент урока по русскому языку по темеЙотированные гласные.(1 класс)

- Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й'] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Я, Ю, Е, Ё, которые обозначают сразу два звука:

Фрагмент урока по русскому языку по темеЙотированные гласные.(1 класс)

2. Выполнение упражнения 30.

- Сколько слогов в каждом слове?

- Сколько букв в первом слоге каждого слова?

- Какие это буквы?

- Какие звуки они обозначают?

- В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков, если стоят:

 в начале слова;

 после гласных;

 после ь и ъ знаков.

Звукобуквенный разбор одного из записанных слов:

Юла - ю - ла

ю - [й'] - согласный, мягкий, звонкий.

[у] - гласный, безударный.

л - [л] - согласный, звонкий, твёрдый.

а - [а] - гласный, ударный.

- Почему букв меньше, чем звуков?

Физкультминутка

IV. Составление рассказа по картинке.

1. Выполнение упражнения.

2. Работа над конструированием предложений.

V. Итог урока.

- Какие гласные называются йотированными? Перечислите их.

- Хлопните в ладоши, когда услышите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Юбка, ярмарка, енот, мел, йод, веретено, яблоко, ёлка, моряк.


© 2010-2022