- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Слово и формы этого слова. Родственные слова. 2 класс по УМК Перспективная начальная школа
Урок по русскому языку на тему Слово и формы этого слова. Родственные слова. 2 класс по УМК Перспективная начальная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Неклюдова Т.Ю. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
Новоульяновская средняя общеобразовательная школа № 2
Урок русского языка
во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа»
Учитель начальных классов
Неклюдова
Тамара Юрьевна
Г. Новоульяновск
Ульяновская область
Тема урока. Слово и формы этого слова. Родственные слова. Тип урока: урок открытия новых знаний. Технология построения урока: проблемно- диалогическая Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Цель: Создать условия для сравнения разных форм одного слова и родственных слов.
Задачи:
научить отличать формы слова от родственных слов;
содействовать развитию интеллектуально-творческого потенциала учеников;
формировать навыки исследовательской деятельности;
развивать мышление, речь, самоконтроль и взаимоконтроль;
создать условия для воспитания стремления к сотрудничеству, взаимопомощи.
Задачи: Формировать УУД:
- Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания - незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
III. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока? (Научиться различать формы слова и родственные слова) Прочтите в учебнике тему урока: «Слово и формы этого слова. Родственные слова». (1 слайд) Начнём! -Что нам необходимо для успешного проведения урока? (3 слайд) (на доске слова): Исследовать ( 1)подвергнуть научному исследованию) ( 2)рассмотреть для изучения что-либо) Исследователь (человек, который исследует, изучает, доказывает, опровергает) - Мы с вами уже не впервые сталкиваемся с этими словами. - Что они значат? - Сегодня мы ещё раз выступим в роли исследователей и будем исследовать тему «Слово и формы этого слова. Родственные слова». IV. Проблемное объяснение нового материала.
Миша запутался и не может понять разные это слова или это одно и тоже слово Я предлагаю проводить исследование поэтапно
Исследование 1 Выдвинем 1 гипотезу (4 слайд) -если это одно слово но в разных формах, то и основы у слов одинаковые.
Проверяем гипотезу. - Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение.
Работа в парах. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Работа над упражнением 61 (Два ученика работают у доски со словами из учебника, которые напечатаны на листах, выделяют основу слова) Проверка гипотезы - Давайте ознакомимся с результатами ваших исследований (Дети сообщают о своих выводах) - Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? (Да) - Какой же вывод следует из этого? Вывод Это формы одного слова, потому что у них одинаковые основы. Исследование 2 - Исходя из этого утверждения мы можем выдвинуть 2 гипотезу: (5слайд) - если это разные слова, то они обозначают совсем разные предметы Проверяем эту гипотезу. - Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение
Участие в диалоге Волшебницы и Миши ( с. 90) Сравнение слов СТУЛ и СТОЛ (6слайд) - Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? (Да) - Какой же вывод следует из этого? Вывод. СТУЛ и СТОЛ. - это разные слова, так как они обозначают разные предметы
Исследование 3 - Исходя из этого утверждения мы можем выдвинуть 3 гипотезу (7слайд): - если разные слова, но сходные по смыслу и у них разные основы, тогда это родственные слова Работа по учебнику с. 90. Беседа по вопросам из учебника. Запишите в тетрадь слова стол - столик - выделите в них основы, общую часть (8 слайд) слова СТОЛ и СТОЛИК - разные НЕ ПОТОМУ, что они обозначают разные предметы, а потому, что у них разные основы. Во второе слово входит часть, которой нет у первого, - часть -ик-. Миша никак не может понять, что слова СТОЛ и СТУЛ означают совершенно разные предметы, а слова СТОЛ и СТОЛИК - сходные предметы. Более того, эти два последних слова имеют общую часть, которая одинаково пишется. Именно поэтому можно подумать, что это вовсе не разные слова, а формы одного слова. Вот что затрудняет Мишу.
Вывод Сходные по смыслу слова с разными основами, в которых есть общая часть - родственные слова
Исследование 4 - Исходя из этого утверждения мы можем выдвинуть 4 гипотезу (9 слайд): Если слова родственные, то в них: ….( есть) общая часть, которая ….( хранит) общий смысл ….(.имеют) разные основы Проверяем гипотезу. - Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение (10 слайд) - Перед вами слова (прочитай): избушка, избушки, дом, изба, избёнка. Что скажете? (Дом и изба - разные слова, поэтому мы исключаем слово дом) А слова «избушка и избушки » - являются формами одного слова, так как имеют одинаковую основу и разные окончания. поэтому мы исключаем слово «избушки » А вот с остальными словами избушка, изба, избёнка я предлагаю провести исследование по 3 направлениям Необходимо записать слова в столбик: 1ряд обозначает общую часть в этих словах 2 ряд обозначает окончание и основу и сравнивает их 3 ряд ищет смысл каждого слова в словарях на своих планшетах
Проверка гипотезы ( слайды 11-13) - Давайте ознакомимся с результатами ваших исследований (Дети сообщают о своих выводах) Вывод 1 у слов изба, избушка, избёнка есть общая часть, значит они родственные) Вывод 2 : слова «изба, избёнка, избушка» - не являются формами одного слова, так как у слов разная основа. Вывод 3 смысл у этих слов одинаковый Изба - Изба ИЗБА', избы, вин. избу, мн. избы. 1. Деревянный крестьянский дом в деревне. Избушка -уменьшительное к изба. Избушка на курьих ножках Избёнка- уменьшительное к изба У дороги стояла покосившаяся старая избёнка - Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? (Да) - Какой же вывод следует из этого? (14 слайд) Вывод: : слова «изба, избёнка, избушка» - не являются формами одного слова, так как у слов разная основа, но у них есть общая часть и общий смысл - значит это родственные слова. - Посмотрим плакат Мыши, который еще раз объясняет, что такое родственные слова (С. 91). - найдите в нем те пояснения, которые не учел Миша. (Это объяснение сделано немного другими словами, в иной последовательности, чем на С. 86.).
VI. Первичное закрепление. Вернёмся ко сну Миши и к иллюстрации на с. 89. Сделайте вывод по этой иллюстрации (15 слайд) - Я думаю, что Миша всё понял. А вы, ребята, можете дополнить моё высказывание: (16слайд)
Формы слова отличаются ____________________ (окончанием), а вот ________________ (основа) у них всегда одинаковая. Родственные слова имеют _______(общую значимую часть) , а вот основа у них всегда ___________(разная). МОЛОДЦЫ! В роли кого мы сегодня были на уроке и какой работой занимались? (17 слайд) А что вы можете сказать про слова ИССЛЕДОВАТЬ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? - Это родственные слова. -Докажите. VII. Подведение итогов исследований. VIII. Рефлексия.
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли её решить?
- Каким способом?
- Что хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
- Где можно применить новое знание?
Оцените свою деятельность и класса на уроке