Урок по русскому языку на тему Слово и формы этого слова. Родственные слова. 2 класс по УМК Перспективная начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Новоульяновская средняя общеобразовательная школа № 2











Урок русского языка

во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа»





Учитель начальных классов

Неклюдова

Тамара Юрьевна















Г. Новоульяновск

Ульяновская область





Тема урока. Слово и формы этого слова. Родственные слова. Тип урока: урок открытия новых знаний. Технология построения урока: проблемно- диалогическая Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Цель: Создать условия для сравнения разных форм одного слова и родственных слов.

Задачи:

научить отличать формы слова от родственных слов;

содействовать развитию интеллектуально-творческого потенциала учеников;

формировать навыки исследовательской деятельности;

развивать мышление, речь, самоконтроль и взаимоконтроль;

создать условия для воспитания стремления к сотрудничеству, взаимопомощи.

Задачи: Формировать УУД:

  • Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.
  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.
  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания - незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Оборудование для учителя: презентация по теме Оборудование для учеников: рабочая тетрадь I. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) II. Актуализация в пробном учебном действии. ( 2 слайд) Мише приснился страшный сон:- Я ничего не различаю: не могу сказать, где ЭТО слово, а где ДРУГОЕ… Кошмар! Что же мне делать?! Вдруг в сон Миши проникла волшебница Анишит Йокоповна:- Я помогу тебе избавиться от кошмаров, если ты, Миша, примешь мои условия. (Как вы думаете, ребята, примет ли Миша условия волшебницы?)- Вот мои условия. Ты должен быстро читать, много думать, красиво писать, чётко отвечать на вопросы. Самое верное лекарство от ночных кошмаров - это упражнения и тренировка. Начнём тренировку, а ребята нам помогут. Работа с картинкой. Прочитайте слова. Какой темой объединены эти слова? А у вас возникли затруднения? - Какую задачу мы перед собой ставим? (Помочь Мише разобраться , где формы слова, где разные слова, а где родственные)

III. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока? (Научиться различать формы слова и родственные слова) Прочтите в учебнике тему урока: «Слово и формы этого слова. Родственные слова». (1 слайд) Начнём! -Что нам необходимо для успешного проведения урока? (3 слайд) (на доске слова): Исследовать ( 1)подвергнуть научному исследованию) ( 2)рассмотреть для изучения что-либо) Исследователь (человек, который исследует, изучает, доказывает, опровергает) - Мы с вами уже не впервые сталкиваемся с этими словами. - Что они значат? - Сегодня мы ещё раз выступим в роли исследователей и будем исследовать тему «Слово и формы этого слова. Родственные слова». IV. Проблемное объяснение нового материала.
Миша запутался и не может понять разные это слова или это одно и тоже слово Я предлагаю проводить исследование поэтапно
Исследование 1 Выдвинем 1 гипотезу (4 слайд) -если это одно слово но в разных формах, то и основы у слов одинаковые.
Проверяем гипотезу. - Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение.
Работа в парах. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Работа над упражнением 61 (Два ученика работают у доски со словами из учебника, которые напечатаны на листах, выделяют основу слова) Проверка гипотезы - Давайте ознакомимся с результатами ваших исследований (Дети сообщают о своих выводах) - Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? (Да) - Какой же вывод следует из этого? Вывод Это формы одного слова, потому что у них одинаковые основы. Исследование 2 - Исходя из этого утверждения мы можем выдвинуть 2 гипотезу: (5слайд) - если это разные слова, то они обозначают совсем разные предметы Проверяем эту гипотезу. - Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение
Участие в диалоге Волшебницы и Миши ( с. 90) Сравнение слов СТУЛ и СТОЛ (6слайд) - Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? (Да) - Какой же вывод следует из этого? Вывод. СТУЛ и СТОЛ. - это разные слова, так как они обозначают разные предметы
Исследование 3 - Исходя из этого утверждения мы можем выдвинуть 3 гипотезу (7слайд): - если разные слова, но сходные по смыслу и у них разные основы, тогда это родственные слова Работа по учебнику с. 90. Беседа по вопросам из учебника. Запишите в тетрадь слова стол - столик - выделите в них основы, общую часть (8 слайд) слова СТОЛ и СТОЛИК - разные НЕ ПОТОМУ, что они обозначают разные предметы, а потому, что у них разные основы. Во второе слово входит часть, которой нет у первого, - часть -ик-. Миша никак не может понять, что слова СТОЛ и СТУЛ означают совершенно разные предметы, а слова СТОЛ и СТОЛИК - сходные предметы. Более того, эти два последних слова имеют общую часть, которая одинаково пишется. Именно поэтому можно подумать, что это вовсе не разные слова, а формы одного слова. Вот что затрудняет Мишу.
Вывод Сходные по смыслу слова с разными основами, в которых есть общая часть - родственные слова
Исследование 4 - Исходя из этого утверждения мы можем выдвинуть 4 гипотезу (9 слайд): Если слова родственные, то в них: ….( есть) общая часть, которая ….( хранит) общий смысл ….(.имеют) разные основы Проверяем гипотезу. - Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение (10 слайд) - Перед вами слова (прочитай): избушка, избушки, дом, изба, избёнка. Что скажете? (Дом и изба - разные слова, поэтому мы исключаем слово дом) А слова «избушка и избушки » - являются формами одного слова, так как имеют одинаковую основу и разные окончания. поэтому мы исключаем слово «избушки » А вот с остальными словами избушка, изба, избёнка я предлагаю провести исследование по 3 направлениям Необходимо записать слова в столбик: 1ряд обозначает общую часть в этих словах 2 ряд обозначает окончание и основу и сравнивает их 3 ряд ищет смысл каждого слова в словарях на своих планшетах

Проверка гипотезы ( слайды 11-13) - Давайте ознакомимся с результатами ваших исследований (Дети сообщают о своих выводах) Вывод 1 у слов изба, избушка, избёнка есть общая часть, значит они родственные) Вывод 2 : слова «изба, избёнка, избушка» - не являются формами одного слова, так как у слов разная основа. Вывод 3 смысл у этих слов одинаковый Изба - Изба ИЗБА', избы, вин. избу, мн. избы. 1. Деревянный крестьянский дом в деревне. Избушка -уменьшительное к изба. Избушка на курьих ножках Избёнка- уменьшительное к изба У дороги стояла покосившаяся старая избёнка - Подтвердилась ли выдвинутая гипотеза? (Да) - Какой же вывод следует из этого? (14 слайд) Вывод: : слова «изба, избёнка, избушка» - не являются формами одного слова, так как у слов разная основа, но у них есть общая часть и общий смысл - значит это родственные слова. - Посмотрим плакат Мыши, который еще раз объясняет, что такое родственные слова (С. 91). - найдите в нем те пояснения, которые не учел Миша. (Это объяснение сделано немного другими словами, в иной последовательности, чем на С. 86.).

VI. Первичное закрепление. Вернёмся ко сну Миши и к иллюстрации на с. 89. Сделайте вывод по этой иллюстрации (15 слайд) - Я думаю, что Миша всё понял. А вы, ребята, можете дополнить моё высказывание: (16слайд)

Формы слова отличаются ____________________ (окончанием), а вот ________________ (основа) у них всегда одинаковая. Родственные слова имеют _______(общую значимую часть) , а вот основа у них всегда ___________(разная). МОЛОДЦЫ! В роли кого мы сегодня были на уроке и какой работой занимались? (17 слайд) А что вы можете сказать про слова ИССЛЕДОВАТЬ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? - Это родственные слова. -Докажите. VII. Подведение итогов исследований. VIII. Рефлексия.

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли её решить?

- Каким способом?

- Что хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Где можно применить новое знание?

Оцените свою деятельность и класса на уроке

© 2010-2022