Методическая разработка урока математики то теме «Решение уравнений с неизвестным вычитаемым» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Методическая разработка урока математики

то теме «Решение уравнений с неизвестным вычитаемым»



Проект

«Технологическая карта урока математики »




















Участники рабочей группы:


Шайхиева В.Н., Галиева Р.А.

МБОУ «Арская средняя

общеобразовательная школа №7 ».


АРСК 2016 ГОД


Аннотация

В проекте представлена технологическая карта урока математики на тему: «Решение уравнений с неизвестным вычитаемым» в 3 классе». Данный урок проходит в 1 четверти, в разделе «Числа от 1 до 100» «Сложение и вычитание». Технологическая карта разработана на основе УМК «Школа России» с учетом требований ФГОС.

Содержание урока структурирована с учетом требований системно - деятельностного подхода с использованием ИКТ.

В приложении к проекту представлены : алгоритм решения уравнений, эталон для самопроверки, презентация к уроку.
















Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре содержания урока . В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [7].

В связи с этим учитель испытывает затруднения при планировании урока, нет готовых методических рекомендаций. Либо они есть, но не учитывают специфики нашего УМК. Все выше изложенное заставило составить данную технологическую карту.



Цель проекта:

Разработка и реализация технологической карты урока математики в 3 классе по теме: «Решение уравнений с неизвестным вычитаемым».

Задачи проекта:

1.Изучить требования ФГОС к организации современного урока и систематизировать основные принципы использования системно-деятельностного подхода на уроках математики в 3 классе.

2. Определить содержание технологической карты урока математики на тему: «Решение уравнений с неизвестным вычитаемым» в 3 классе на основе системно-деятельностного подхода с использованием ИКТ.

3. Разработать систему ресурсного обеспечения урока(алгоритм решения уравнений, эталон для самопроверки и мультимедийную презентацию)

4. Провести урок в 3 классе и оценить его результативность с позиции требований ФГОС.



Технологическая карта урока математики

Класс: 3

Тема: Решение уравнений с неизвестным вычитаемым

Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: способствовать развитию умений решать уравнения с неизвестным вычитаемым Задачи: 1.Учить решать уравнения способом, основанным на связи между компонентами и результатом дейтвия вычитания; 2.Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи. 3.Способствовать воспитанию активности обучающихся. Планируемые результаты: Предметные: - научатся решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого на основе взаимосвязи чисел при вычитании, объяснять решение уравнений, пользуясь изученной математической терминологией, выполнять проверку. -совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи -закреплять приемы письменного сложения и вычитания, сравнивать именованные числа

Метапредметные : овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: будут понимать значение математических знаний в собственной жизни, освоют позитивный стиль общения со сверстниками

Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы: учебник «Математика» 3 класс, эл.приложение к учебнику Дорофеев В.Г., рабочая программа, рабочая тетрадь 1 часть,стр.7.презентация,алгоритм решения уравнений, карточки Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор Основные понятия и термины: неизвестное вычитаемое


















Этапы урока и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Содержание учебного материала

Формирование универсальных учебных действий 1

I. Мотивация

(самоопределение к учебной деятельности) Тетради, учебник, ручка

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика) Фронтальная, индивидуальная

1.Приветствие учащихся.

2. Проверка

готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на учебную деятельность.

3.Хоровое чтение стихотворения

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять, Будем правильно считать

К - планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л - понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность 2 II.Актуализация знаний 1.Проверка домашнего задания.











2.Целеполагание.













3.Устный счет








































































Тетради















учебник с.9













на полях стр.9














































Показывают выполненную домашнюю работу.











Формулируют тему
и цель урока.











Решают занимательные рамки

Находят ошибки в примерах, делают вывод.







































Сравнивают уравнения, используют термины: неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое.

Читают,определяют границы своего знания и незнания с помощью шкалы ||| Фронтальная, индивидуальная

























Работа в паре

Проверка наличия домашней работы
в тетрадях.

Работа на с. 9 учебника, определение темы и цели урока.

1.Решение занимательных рамок.

2.Игра «Найди ошибку».

Заранее записывает на доске 6 примеров:

80 + 17 = 97

65 + 12 = 77

18 + 9 = 27

45 + 5 = 50

73 + 7 = 80

7 + 51 = 58

- Как проверяли?

Вывод:

Можно было из суммы вычесть одно слагаемое,
и если в результате получили другое слагаемое, то пример решен верно.

3.Сравнение уравнений: х-20=31

и 51-х=31

Вывод: будем решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого

П - осуществляют
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; извлекают необходимую информацию
из текстов; используют знаково-символи-

ческие средства;
осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие.

Р - ориентируются

в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К - обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других 3

































































4

III. Изучение нового материала

1.Сравнение взаимо-связанных примеров.



2.Решение уравнений.





Физкультминутка Учебник стр.9



















Алгоритм решения уравнений учебник стр.9





































презентация Решают примеры №1 8-6=2 8-2=6

Делают предположение, что связь между компонентами и результатом действия вычитания можно использовать для проверки вычислений и для решения уравнений.

Вспоминают алгоритм решения уравнений.

Решают примеры с комментированием:

неизвестно вычитаемое,

уменьшаемое 36,значение разности 20.Чтобы найти неизвестное вычитаемое,надо из уменьшаемого вычесть значение разности:х=16.Проверяем:вместо х подставляем 16,36-16=20-верное равенство,можно сделать вывод,что уравнение решили верно и т.д



Выполняют движения физкультминутки Индивидуальная,фронтальная 1.Решение примеров №1 2.Проговаривание терминов: уменьшае- мое, вычитаемое,раз ность. Объяснение значение данных терминов

Вывод: если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.

1.Решение уравнений №2,3

2.Взаимопроверка

Л - осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Р - ориентируются в учебнике;

П- извлекают необходимую информацию
из текстов 5

IV. Практическая деятельность

1.Решение задач.







2.Самостоятельная
работа.



3. Работа по карточкам. Учебник стр.9





















































































Карточки с уравнениями

Решают составную задачу.



Решают задачу:устанавливают зависимость между данными,представлен-ными в задаче,и искомым,отражают её в моделях,выбирают и объясняют арифметические действия для решения задачи.Решают задачу разными способами.







Сравнивают именованные числа. Действуют по самостоятельно составленному плану, сверяют с эталоном, исправляют ошибки, оценивают свою работу.

Эталон для самопроверки на новый способ действия:

8 - х = 3 а - х = b

х = 8 - 3 х = а - b

x=5

Ответ: х = 5

Находят уравнения ,которые решаются вычитанием, записывают ответы Фронтальная, индивидуальная 1.Решение задачи №6 Самостоятельное составление условий задачи и решение.

) 16 - 6 = 10 (г.) -
у Вити.

2) 16 + 10 = 26 (г.) -
всего. Ответ: 26 грибов нашли мальчики.



2.Решение задачи №7

Решить эту задачу можно тремя
способами.

I способ:

1) 32 + 40 = 72 (к.) - было всего.

2) 72 - 20 = 52 (к.) - осталось.

II способ:

1) 32 - 20 = 12 (к.) - осталось на первой полке.

2) 40 + 12 = 52 (к.) - осталось всего. III способ:

1) 40 - 20 = 20 (к.) - осталось на второй полке.

2) 32 + 40 = 52 (к.) - осталось всего. Ответ: 52 книги осталось.











Выполнение заданий № 4-5







Выполнение задания по карточкам



П - осуществляют
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию,
поиск необходимой информации; используют знаково-симво-лические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно
и произвольно строят речевые высказывания, логические
цепочки рассуждений, доказательства.

Р - осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

К - выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения.

Л-осуществляют смыслообразование 6

V.Итоги урока. Рефлексия деятель-
ности

1.Обобщение полученных на уроке
сведений.

2.Заключительная беседа.

3.Выставление оценок













Отвечают на вопросы

Уважительно ведут диалог с товарищами и учителем. Признают свои ошибки, озвучивают их, соглашаются, если на ошибки указывают другие



Фронтальная, индивидуальная 1.Ответы на вопросы учителя 2.Беседа 3.Оценивание работы самих учащихся с использованием шкалы. | | |



Выставление оценок

П - ориентируются

в своей системе
знаний.

Р - оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л - проявляют интерес к предмету 7 VI. Домашнее задание

Учебник, с. 9, №

8, задание на полях: начерти и раскрась

Задают уточняющие
вопросы, обсуждают алгоритм выполнения задания Фронтальная, индивидуальная

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Рекомендация по выполнению домашнего задания : использовать электронное приложение для повторения материала

Р - принимают
и сохраняют учебные задачи



Заключение

1.Изучены требования ФГОС к организации современного урока и принципы проведения урока.

2.Определена структура технологической карты с учетом нормативных требований и содержания урока на тему «Решение уравнений с неизвестным вычитаемым» в соответствии с УМК «Перспектива »

3. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС . 4.Урок позволяет включить всех обучающихся в активную работу, обеспечить каждому обучающемуся посильное участие в решении проблем. В процессе работы у обучающихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности. 5. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС.









Приложение к уроку

Методическая разработка урока математики то теме «Решение уравнений с неизвестным вычитаемым» 3 класс

1.Смотрю на знак арифметического действия.

2.Найду части и целое.

3.Определю, что известно: целое или часть.

4.Применю правило.

5.Произведу вычисления.

6.Сделаю проверку.





Эталон для самопроверки на новый способ действия:

8 - х = 3 а - х = b

х = 8 - 3 х = а - b

х = 5

Ответ: х = 5

Эталон для самопроверки на новый способ действия:

9 - х = 8 а - х = b

х = 9 - 8 х = а - b

х = 1

Ответ: х = 1


© 2010-2022