Выступление по теме Школьные трудности и проблемы у детей с нарушениями зрения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление по теме Школьные трудности и проблемы у детей с нарушениями зренияШкольные трудности и проблемы у детей с нарушениями зрения.

Как их преодолеть в семье? Здравствуйте уважаемые родители, коллеги! Сегодня я хотела бы рассказать о том, как влияют нарушения зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся млад­шего школьного возраста. В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нару­шениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учеб­ных заданий. Для данной категории детей характерными яв­ляются:

  • низкий уровень развития зрительно-моторной коорди­нации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения; ·

  • трудности формирования зрительного образа буквы, цифры,

  • плохое запоминание конфигурации букв при чтении и соответственно медленный темп, угадывание букв, возвратные движения глаз;

  • появление зеркального написания букв, носящее стой­кий характер и др.

  • низкий уровень овладения навыками письма и чтения;

  • трудности в определении цве­та, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выпол­нении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.

Недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обоб­щение) младших школьников, что значительно затруд­няет их учебно-познавательную деятельность. Наличие перечисленных трудностей у младших школьни­ков с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности. Для того, чтобы преодолеть трудности, возникающие у ребенка с нарушениями зрения, необходимо наличие «домашнего педагогического процесса». Эффективность домашнего педагогического процесса во многом определяется пониманием родителя­ми своей роли в процессе реа­билитации ребенка с нарушениями зрения, наличием знаний о зрительном диагнозе ребенка, о имеющихся трудностях, возникающих у ученика в процессе реализации учебно-педагогической и практической деятельно­сти. Именно в условиях семей­ного воспитания знания ребенка совершен­ствуется в условиях свободной, а не специально организован­ной деятельности, что дает детям возможность упражняться в свободном оперировании накопленными умениями. Необходимо иметь в виду, что важнейшими условиями эф­фективности домашнего педагогического процесса являются: последовательность и комплексность, сочетание не только мыслитель­ной, но и зрительной нагрузки, создание доброжелательной обстановки, исполь­зование игровых, соревновательных ситуаций. Ранее были отмечены трудности при обучении детей с нарушениями с зрения чтению. Вашему вниманию мне хотелось бы предложить приемы, способствующие развитию навыка чтения у детей и соблюдению охранительного режима зрения. Для начала предупредим ошибки родителей при привитии любви к чтению у ребенка. Рассмотрим ситуацию: Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: "Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи". При той низкой технике чтения, которой обладает ребенок, ему необходимо большое количество времени, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Родители допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5-8 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Так как же привить ребенку любовь к чтению, повысить навык чтения? Рассмотрим некоторые приемы.
  • Чтение согласных
Ребенок делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда: БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ Затем, используя ту же таблицу, читает согласные с какой-нибудь гласной. Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд - с гласным [о], 3 ряд - с гласным [у].
  • "Бросок - засечка"
Выполняя данное упражнение, ребенок развивает зрительное умение ориентироваться в тексте. Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде "Бросок". Когда раздается команда "Засечка" читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде "Бросок" ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
  • Корректировка деформированных предложений
Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. При восстановлении деформированных предложений предложите ему освоить тайны магии и снять чары с предложения. Набор деформированных предложений. 1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи 2. дали каши Маше манной нашей 3. летом одним и зимой цветом 4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке Нередко у детей с нарушениями зрения наблюдается сужение поля зрения. Для расширения поля зрения предлагаю использовать
  • Лесенки слогов
  • Лото из слогов
Однако, хочется отметить, что не все дети с нарушениями зрения имеют низкую технику чтения. Многие дети читают быстро, но, к сожалению, допускают ошибки. В этом случае я предлагаю вам прибегнуть к помощи "окошечка", у которого прорезь должна находиться слева. Таким образом, правая сторона строки будет всегда закрыта, и вы сможете механически регулировать темп чтения в соответствии с возможностями ребенка. Обязательно объясните ребенку, зачем вы используете "окошечко". Поняв направленность и необходимость ваших действий, он станет сознательно помогать процессу работы с окошечком и сможет подключить систему самоконтроля. Объяснение может быть представлено следующим образом: Ты читаешь очень быстро. Это хорошо. Это было бы даже отлично, если бы из-за спешки не случалось так много ошибок. Слова обижаются. Каждому из них хочется, чтобы ты прочел его внимательно. Мы с этой проблемой справимся. Мы посадим слова у окошка. Вот они, смотрят из окна. Прочти их. А теперь я сдвину окошко - и в нем появятся новые слова. Так постепенно мы с тобой прочтем весь рассказ.
  • Со скоростью молнии"
Упражнение заключается в чередовании щадящего режима чтения с максимально быстрым его темпом. Обратите внимание на правильность чтения. На первых порах одновременно следить за темпом и правильностью детям бывает трудновато. Но постепенно ребенок научится соответствовать обоим требованиям. Объясните ребенку «Со скоростью молнии» - значит "очень быстро". Ты начнешь читать медленно, в спокойном темпе, но как только я скажу: "Молния", - читай быстро-быстро. Но помни, читать надо не только быстро, но и правильно, без ошибок.
  • Возьми друга на буксир.
Спросите у ребенка знакомо ли ему выражение "взять на буксир"? Объясните, что оно означает "оказывать поддержку, помощь". Затем начните читать текст, предложив ребенку следить глазами за тем, как вы это делаете, стараясь не отставать. Как только вы останавливаетесь, пусть берёт вас на буксир - продолжает чтение сам. Теперь уже родители будут следить глазами и, как только ребенок остановится, возьмете его на буксир. Примечание для родителей. Выберите текст, соответствующий технике чтения вашего ребёнка. Читая, не развивайте слишком большой темп, иначе вашему подопечному будет не под силу следить за вами. И не водите по строчкам указкой или пальцем - ребенок должен перемещать взгляд без этих вспомогательных средств. Но, поменявшись ролями и передав функцию "буксира" ребенку, постарайтесь, чтобы он подольше не останавливался: ведь наша главная задача в данном случае - развивать у него навык скоростного чтения. Далее вашему вниманию будут представлены задания, которые часто встречаются в журналах для детей. Эти задания так же направлены на развитие зрительного внимания, мышления, развитие навыка чтения.
  • Коврики из слов
  • Найди слова
  • Ребусы
Нарушения зрения так же оказывают негативное влияние и на усвоение программного материала по русскому языку Недостатки зрительно - пространственного восприятия приводят к трудностям формирования зрительного образа буквы: нарушению соотношения элементов, спутыванию сходных по конфигурации букв, написание лишних элементов или не дописыванию элементов букв. При изучение буквы необходимо закрепить устойчивую связь между зрительным образом буквы и ее названием. Закреплению зрительного образа букв способствуют следующие приемы:
  • Знакомство с буквами через игровые приемы для создания зрительного образа буквы (стихи, загадки, буквы - позы, буквы - пальцы);
  • Буквы из наждачной бумаги, опознание с закрытыми глазами.
  • Способность узнавать буквы независимо от пространственного положения, затрудняющего фактора ("помехи").

  • Опознание букв, написанных разным шрифтом;

  • Игра "Составь букву" (из двух половинок);

  • Выкладывание букв из мозаики, конструктора, палочек, косточек;

  • «Буквы- островки»

Из воды торчат буквы-островки. По ним надо перебраться с одного берега на другой. Но не все островки надёжные. Некоторые из них переворачиваются. Если торчащий из воды островок и его зеркальное отражение образуют букву - это надёжный остров, если нет - на него не надо наступать.

  • « Помоги буквам занять свои места».

Центр: буквы, которые "смотрят" прямо (буквы у которых есть ось симметрии)

А, Д, Ж, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, Ш, Х.

Правые: буквы, которые "смотрят" вправо.

Б, В, Г, Е, Ё, К, Р, С, Ц, Ц, Щ, Ь, Ъ, Ы, Ю.

Левые: буквы, которые "смотрят" влево.

У, З, Э, Я, Ч.

  • Дети с нарушениями зрения при письме быстро устают, движения руки становятся недостаточно координированными, не всегда получается правильное написание букв, часто теряется рабочая строка.
Вследствие этого не все дети укладываются в общий темп работы класса. Неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации, зрительного восприятия вызывают у них напряжение, состояние тревоги. Здесь помогут упражнения на повышение мышечного тонуса, развитие мелкой моторики
  • Пальчиковые игры
  • Лепка букв из пластилина;

  • Штриховка букв, раскрашивание;

  • Вышивание букв.

Для развития зрительной памяти, отработки орфографической зоркости можно использовать игру « День и ночь»

  • читаем, обсуждаем, называем орфограммы
  • «ночь» - закрываются некоторые слова; «день» - прочитать стихотворение, восстановив все слова
  • «ночь» - еще закрываются слова; «день» - опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова
  • попутно обсуждаются и орфограммы, лексическое значение слов и морфология
  • можно вернуться к начальной форме и провести списывание или письмо по памяти; разобрать по составу слова
Трудности у детей возникают при запоминании словарных слов. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. Для прочного запоминания словарных слов советую, те слова, в которых ребенок часто допускает ошибки, написать, выделить непроверяемую гласную и разместить на кухне, в детской. Для того, чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю предложить ребенку выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически. Рассмотрим приемы, облегчающие усвоение программного материала по математике. Основной проблемой всегда является решение арифметических задач. Для успешного решения задач необходимо корригировать предметно-практическую деятельность учащихся с раздаточным материалом, научить их читать рисунки, самостоятельно иллюстрировать ситуации текстовых задач с помощью счетного материала, рисунков, схем; параллельно следует проводить словарную работу, наполняя слова чувственным опытом. Приведу пример решения задачи детьми «В двух одинаковых банках 6 литров молока, что в 5 раз меньше, чем в бидоне. Сколько литров молока было в бидоне?» Данная задача вызвала большие затруднения, дети давали совершенно неадекватные ответы, свидетельствовавшие о неверном толковании условия задачи. Чаще всего умножали 6 на 5 и получали в ответе 30 литров молока в бидоне, т.е. они неверно оперировали числовыми данными задачи. Для преодоления встретившегося затруднения детям было предложено проиллюстрировать задачу. Оказалось, что уже самого общего рисунка было достаточно для того, чтобы все учащиеся справились с задачей самостоятельно. Прием иллюстрирования задач в процессе обучения школьников с нарушением зрения важен еще и тем, что позволяет быстро получить информацию о том, механически или вполне осознанно ученик повторил условие предложенной задачи.

Выступление по теме Школьные трудности и проблемы у детей с нарушениями зрения Решая с ребенком задачи, родители видят пробелы в понимании детьми различных жизненных ситуаций, значений отдельных слов, что дает вам возможность своевременно провести конкретную коррекционную работу. Пробелы в житейских знаниях учащихся особенно отчетливо проявляются при самостоятельном составлении ими задач. Вот некоторые примеры: «Мама купила сначала 3 кг сливочного масла, а потом еще 2 кг. В ходе беседы с ребенком, выясняем, что количество покупаемого масла зависит от состава семьи, ее меню, но хозяйки обычно покупают не более 1 кг и т.п. или «За 2 часа велосипедист проехал 100 км. Какова скорость велосипедиста?». При анализе условия задач, поясните ребенку, что скорость велосипедиста не может составлять 50 км в час (так как даже на велогонках скорость велосипедистов не превышает 45 км в час) Другой пример. Решая задачу, дети получили ответ: «На одно платье пошло 9 метров». В подобных случаях не следует спешить объявлять, что задача решена неверно. Лучше (полезнее) провести беседу, в ходе которой учащиеся уточнят, а некоторые получат первые представления о том, сколько метров ткани идет на платье для девочки и для взрослой женщины. Следует рассказать детям, от чего зависит расход ткани в метрах: от ширины ткани, длины платья, его фасона. Достоинством математики является то, что процесс ее изучения можно органически сочетать с воспитанием у учащихся внимания, памяти, настойчивости, самоконтроля; умения планировать свою работу, анализировать учебную задачу (расчленять ее на части, выделять существенное, устанавливать взаимосвязь частей, продумывать и составлять план решения); умения находить различные способы выполнения задания, сравнивать их между собой и выбирать из них наиболее рациональный; умения кратко выражать свои мысли. Все перечисленные качества несомненно могут оказаться полезными в самостоятельной жизни для любого человека, а для детей с нарушением зрения они просто необходимы и бесценны. И в заключение своего выступления хочется отметить, главное в оказании помощи детям с нарушениями зрения ─ не дача "готовых" знаний, а воспитание у них потребности в знаниях; и формирование способов их приобретения, т. е. научение думать. Выступление по теме Школьные трудности и проблемы у детей с нарушениями зрения Присмотритесь к себе, как вы отвечаете на вопросы ребенка. На любое детское "почему" можно ответить по-разному. Например, на вопрос ребенка: "Куда исчезает снег весной?" можно подробно рассказать о том, что весной пригревает солнышко, снег от тепла тает и вода впитывается в землю, земля на солнце подсыхает и т. д. А можно, не отвечая сразу на вопрос ребенка, предложить ему взять комочек снега домой. Пусть он сам понаблюдает, как тает снег в тепле, подумает, куда исчезает получившаяся вода, и сам ответит на свой же вопрос. Родители должны дополнить лишь его знания, недостаток зрительных представлений.

Старайтесь своей занятостью или усталостью не погасить искорки детской любознательности, почаще посещайте цирк и зоопарк, детские спектакли и выставки, читайте и обсуждайте книги. Задания, которые вы даете ребенку, вопросы, которые вы обсуждаете, должны постепенно усложняться, представлять для ребенка проблему, с которой, потрудившись, предстоит справиться.

Удачи!

© 2010-2022