- Преподавателю
- Начальные классы
- ПЛАН УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА
ПЛАН УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаврилова А.Н. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Склонение имен прилагательных женского рода единственного числа.
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
Развивающая: развивать навык правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Воспитывающая: воспитывать ответственность перед окружающей природой за поступки людей, творческие способности.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок - путешествие.
Методы: обучающий, практический, наглядный, объяснительно - иллюстративный.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки для склонения прилагательных, «ёлочки», снежинки. Использование модулей: новые подходы в преподавании и обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, использование ИКТ в преподавании и обучении.
Межпредметная связь: русский язык, познание мира, ИЗО.
Прогнозируемый результат: этот урок сформирует личность умеющую выделять имена прилагательные как женского рода так и мужского и среднего рода, и их окончания, углубит и расширит орфографическую зоркость, обогатит словарный запас, выработает любовь и интерес к познанию языка.
План урока.
I. Организационный момент.
-
Приветствие.
-
Проверка готовности к уроку.
3) Психологический настрой.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Словарная работа
IV. Изучение нового материла.
V. Физкультминутка
VI. Работа с учебником.
VII. Закрепление
-
Морфологический разбор.
-
Составление текста.
-
Работа в группах.
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Рефлексия.
X. Выставление оценок. XI. Домашнее задание. Ход урока I. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. У нас с вами урок русского языка. Но урок - необычный. Мы побываем сегодня в зимнем лесу.
Ну, ребята, чур молчок! Слайд 3
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки
Чтобы они могли всё видеть
Слышать и запоминать. II. Актуализация опорных знаний. Слайд 4 - Ребята, какой праздник самый любимый у большинства детей? (Новый год). - Правильно. Мне он тоже очень нравится. Посмотришь на ёлочку, и сразу настроение улучшается. Красавица! Правда? - Только праздник уже закончился, и нужно сложить все игрушки в коробку. Давайте это сделаем вместе и заодно ещё поговорим о ёлочке. - Скажите, слова какой части речи помогут мне более точно описать её? (Прилагательные). - Что ж, я буду рассказывать, а вы, как только услышите прилагательное, описывающее ёлочку, просигнальте мне. (Для этого дети используют изображение ёлочки, лежащее у них на столах.)
- Готовы? - Папа принёс домой зелёную пушистую ёлочку. Какие же вы здесь заметили прилагательные? (Зелёную, пушистую). - Мы повесили на неё игрушки, и она стала красивой, нарядной. А здесь? (Красивой, нарядной.) - Гостья радовала нас своей свежей зеленью. И сама она казалась весёлой. (Свежей, весёлой). - Но праздник закончился. Все игрушки с ёлки спрятали в коробку, и ёлка стала ... Какой?
- Какой же стала ёлочка? Как вы думаете? (Грустной). А почему? (Ответы детей).
- А разве справедливо, что в угоду каждой семье ежегодно должно гибнуть целое деревце? (Нет).
- А какой же выход вы видите? (Ответы детей).
- Хорошо, что вы это понимаете сейчас. Но не забудьте этого и впоследствии. Давайте прочитаем на обратной стороне «ёлочки» то, о чём она просит.
Свою ошибку осознай!
И никогда не повторяй!
Пойми, что многих ты сильней.
Так не губи их, пожалей!
- Ребята, прочитайте на экране прилагательные, которые вы нашли. К каким существительным они относятся?(Ёлочка, зелень).
- Какого они рода? (Женского).
- В одном ли падеже они стоят? (Нет). Почему? (Разные вопросы и окончания).
- Сегодня мы будем наблюдать за окончаниями прилагательных женского рода, чтобы знать, как их правильно писать.
- Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока «Склонение прилагательных женского рода». Слайд 5
III. Словарная работа.
- Запишите словарные слова:
Аллея, лестница, дорога, декабрь, комната, хорошо, до свидания, сегодня, чёрный, крестьяне.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, всё ли верно написали. Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы! Остальным надо повторить написание этих слов.
Слайд 6
- А теперь обратите внимание на три первых написанных слова. Они на экране. Найдите среди них то слово, в котором:
-
во-первых, букв столько же сколько и звуков,
-
во-вторых, гласных звуков больше, чем согласных.
- Что это за слово? (Аллея).
- Как вы понимаете это слово? (Аллея - дорога в парке с рядами деревьев.)
- А ели растут вдоль этой дороги? (Да).
- Но ели растут не только в парке, но и где? (В лесу).
IV. Изучение нового материала. Слайд 7
-Правильно. Посмотрите на экран. Какая красота! А из леса к нам спешит гостья. Узнаёте? Кто это? (Снегурочка)
- Она пришла помочь нам. Дунула Снегурочка на стекло и появились там слова. Какой частью речи они являются? (Прилагательные и существительное).
- А какого рода прилагательные? (Женского).
- Просклоняем прилагательные женского рода и посмотрим, как изменяются окончания.
Задайте вопрос от существительного к прилагательному и поставьте прилагательное в нужном падеже.
( Выполняется работа по карточке) - работа в группах. Слайд 8
- А сейчас, внимание!
Посмотрите в каких падежах прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковое окончание? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.).
- Какое это окончание? (-ой, -ей). А в именительном и винительном падеже? (-ая, -яя)
Таким образом, прилагательные в Р., Д., Т., П. падежах отвечают на один вопрос и имеют одинаковое окончание. Какое? (По ответам детей составляется таблица.) Слайд 9
- Ребята, а хорошо ли то, что окончания повторяются? (Да. Легко запомнить).
- А есть ли что-то здесь плохое? (Да. По окончанию сложно определить падеж).
Смотрю, немного вы устали. Слайд 10
Давайте все мы дружно встанем.
Будем вместе мы читать.
И движения повторять.
VI. Физкультминутка.
Я мороза не боюсь!
Полеплю снеговика.
Разомнусь ещё слегка.
И на лыжах покатаюсь.
Я здоровым быть стараюсь!
V. Работа с учебником. Слайд 11
- Давайте проверим это с помощью упражнения, предложенного Снегурочкой. Найдите упражнение 325 на странице 123 . Записать по 3 словосочетания «прилагательное + существительное»
- Прочитайте, что нужно выполнить в этом упражнении.
- Нужно определить падеж имен прилагательных.
- Определите падеж имен прилагательных? (По существительному?)
- Так в каких же падежах одинаковое окончание у прилагательных женского рода? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.) Слайд 12
- Какое? (-ой, -ей)
VII. Закрепление.
-
Морфологический разбор слова
- Пока мы с вами делали задание, снег засыпал всё кругом. Как же Снегурочка домой вернётся? Давайте расчистим снег с дороги. А для этого восстановим морфологический разбор слова. Где стоит олень? Правильно на дороге. Слайд 13
(Выполняют самостоятельно. Затем следует коллективное обсуждение).
- Смотрим на первую строчку. Что скрыто под сугробом? (Сущ.)
- Обратите внимание на третью строчку. Что здесь снег спрятал? (Ж.р., 1 скл.).
- Посмотрите на четвёртую строчку. (П.п.).
- И под последним сугробом… (обст.).
- Вот она - дорога. Мы расчистили снег. Но, смотрите, леса-то нет. А уже темнеет. Снегурочке домой пора. Давайте нарисуем этот лес. Ведь слово обладает волшебной силой. Составим текст и запишем его тетради. Будьте внимательны. Не отставайте.
- Прочитайте три следующих предложения. Слайд 14
-
Составление текста.
Наступила холодная снежная зима. Январский лес спит под тёплой пушистой шубой. Река укрылась под ледяным панцырем.
- Найдите то, с которого начнётся наш текст. Оно соответствует данной схеме.
- Какое это предложение? (Второе). Запишите его, вставляя пропущенные окончания.
Следующее предложение «рассыпалось из-за ветра». Соберите его.
Земля, ковром, покрыта, Вся, (белый).
- Какое получилось предложение. (Вся земля покрыта белым ковром.)
- Прочитайте следующие два предложения.
Величаво и горделиво стоят деревья в белом лесу. Зима накинула на них белое покрывало.
- Всё ли вам здесь нравится? (Нет. Прилагательные белое, белом повторяются.) - Давайте заменим другими словами. (Ответы детей). - Красивый у нас с вами появляется лес. Давайте и текст закончим красиво. Прочитайте следующее предложение. Как кружева, … их ветки на фоне голубого неба. (Вырисовываются, выглядят, смотрятся, торчат) - Какое слово из нижнего ряда вы вставите? (Высказывания детей). Запишите. А какое слово не подходит.(Торчат). - Прочитайте, что у вас получилось. Найдите в тексте прилагательные мужского и среднего родов. Какие окончания вы вставили? (Ответы детей). - Найдите в тексте прилагательные женского рода. Какое же окончание вы вставили? (-ой). Почему? (В Т.п.). - А теперь самостоятельно закончите текст, добавив 3-4 предложения. Обязательно вставьте прилагательные, в том числе женского рода. (Самостоятельная работа). - Давайте зачитаем, что у вас получилось. (Дети зачитывают свои работы).
- Какие прилагательные мужского и среднего родов вы использовали? Назовите окончания и объясните, почему вы вставили именно их. (Ответы детей). - Использовали ли вы существительные женского рода? В каком падеже, и с каким окончанием? (Ответы детей). 3)Работа в группах А теперь мы посмотрим, как вы усвоили новую тему. Вы должны записать сочетания слов, определить падеж имен прилагательных. С 123 упр. 327. VIII. Подведение итога. Слайд 16 - В каких падежах безударные окончания прилагательных женского рода имеют одинаковые окончания?(Ответы детей) - Вот и оленёнок прибежал за Снегурочкой. Давайте скажем ей: «До свидания!» Слайд 17 - Ребята! Что нового вы узнали на уроке? Слайд 18
IX.Рефлексия Слайд 19 У сегодня был удачный Не прошел для вас он зря. Вы все очень постарались Вам понравилось друзья!
X. Выставление оценок - Вот и закончилась наша сказка, а чудеса всё равно продолжаются. Снегурочка ушла, но оставила вам подарки. Эти снежинки, которые будут вам напоминать об окончаниях имен прилагательных женского рода.
У вас на столах лежат снежинки и вы их должны приклеить на картинку «Зима».
Если вам было легко, то приклеивайте на самый верх.
Если затруднялись, то на середину картины.
Если затруднялись, то на землю.
-
Оценивание группы ( формативное оценивание)
- Индивидуальное оценивание (суммативное оценивание)
1.На дороге - ____________ (что?)
2.Н.ф. - дорога
3._______, _______
4.______, ед.ч
5. Вт. чл - ___________
1.На дороге - ____________ (что?)
2.Н.ф. - дорога
3._______, _______
4.______, ед.ч
5. Вт. чл - ___________
1.На дороге - ____________ (что?)
2.Н.ф. - дорога
3._______, _______
4.______, ед.ч
5. Вт. чл - ___________
1.На дороге - ____________ (что?)
2.Н.ф. - дорога
3._______, _______
4.______, ед.ч
5. Вт. чл - ___________
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа