- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект «Наследие детского фольклора»
Проект «Наследие детского фольклора»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | #ЗНАЧ! |
Дата | 20.11.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Районный конкурс социально-учебных проектов для обучающихся начальной школы «Я - исследователь»
Номинация: литература и фольклор
Тема: «Наследие детского фольклора»
Проект выполнил:Ширяев Юрий ученик 2 «А» класса
МБОУ «ГСОШ №1
Городищенского района
Волгоградской области»
Руководитель проекта:
Корытина Татьяна Ивановна, классный руководитель2 «А» класса
МБОУ «ГСОШ №1
Городищенского района
Волгоградской области»
р.п. Городище
2013 год
Содержание
Введение………………………………..…………………………………………3
I.
1.1 История возникновения детского фольклора…………….…………………6
1.2 Жанры детского фольклора……………………………..……………………9
1.3 Список используемой литературы………………………….…….………...11
II.
2.1 Цель и задачи исследования………………………………………………..12
2.2 Методы исследования…………………………………………………….....12
2.3 Организация исследования……………………………..…………………...13
2.4 Фольклор Iвозрастной группы (до 25 лет) …………...……………………14
2.5 Фольклор IIвозрастной группы (от 26 до 50 лет) …………………………21
2.6 Фольклор IIIвозрастной группы (старше 50 лет)…………………………29
III. Результаты исследования
Таблица…………………………………………………………………………36 Вывод………………………………….………………………………………..36 Приложения…………………………………………………………………….38
Введение. Фольклор- это устное народное творчество. Он возник ещё до появления письменности. Его особенности:
- фольклор является искусством устного слова.
- коллективность творчества.
Эта культура, насчитывающая тысячи лет... Уникальные обряды, самобытная музыка, песни, танцы. Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Он постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей. Утеряно ли в фольклоре за прошедшие годы и десятилетия или наоборот приумножено? Мы сможем ответить на этот вопрос после проведенного исследования. Темой нашего исследования выберем детский фольклор, т.е. фольклор, созданный самими детьми. К нему в основном относятся:
- считалки
- дразнилки
- страшилки
- скороговорки
- загадки
- молчанки
- пословицы и поговорки
- стишки
- анекдоты
В нашем исследовании, мы проведём личный опрос людей разного возраста, пола, места жительства в детстве (город или село), образования и др.
Всех опрошенных, мы поделим на 3 группы:
-
I группа (до 25 лет)
-
II группа (от 26 до 50 лет)
-
III группа (старше 50 лет)
Вопрос будет для всех один:
-
какие считалки, дразнилки,загадки и другие жанры детского фольклора вы помните и можете рассказать из вашего детства?
И так, начнём…
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа:литературное чтение. Учебные дисциплины, близкие к теме: история, русский язык. Возраст учащихся, на который рассчитана исследовательская работа: обучающиеся1-4 классов. Тема исследовательского проекта: «Наследие детского фольклора» Объектом данной исследовательской работы стал детский фольклор, его виды, преемственность поколений. Актуальность проекта. В последнее время, исследователи утверждают, что русские люди потеряли интерес к народному творчеству, стали забывать свою культуру, уникальные обряды, самобытную музыку, песни, танцы. Этой работой мы хотим привлечь внимание детей и взрослых не только к прошлому, но и к живому детскому слову-фольклору. Исследовать:как он развивается и меняется вместе с жизнью людей. Цель работы: - собрать и систематизировать детский фольклорза последние десятилетия. Задачи работы: 1. Провести опрос и собрать детский фольклор. 2.Систематизировать собранный материал по возрастным группам. 3.Проанализировать преемственность поколений. 4. Сделать выводы. Этапы работы над проектом.
- Индивидуальный выбор проекта.
- Планирование деятельности, подбор материалов.
- Опрос.
- Анализ собранного материала
- Защита проекта.
1. Опрос людей разного возраста, пола, места жительства в детстве (город или село), образования и др. 2.Получение информации о фольклоре из дополнительной литературы, сети Интернет. 3.Обобщение полученных данных.
Гипотеза исследования: Благодаря своей динамичности, развитию относительно новых жанров детский фольклор имеет перспективы дальнейшего развития.
I
1.1.История возникновения детского фольклора Фольклор насчитывает тысячи лет, передаётся из поколения в поколение в виде песен или сказаний. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Он постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей. Однако изучение фольклора началось всего около 200 лет назад. Фольклористика как наука начиналась с изучения взрослого фольклора. Дети не вызывали никакого интереса у исследователей «словесного творчества». Энтузиастами изучения были образованные дворяне. В фольклоре и народной культуре они пытались рассмотреть отголоски великого исторического прошлого. Под «народом» первые фольклористы понимали исключительно неграмотное крестьянство. Открытие детского фольклора в России произошло лишь во второй половине 19 века. Исследователи поняли, что дети похожи на тех наивных неграмотных крестьян. У них тоже есть своя мифология, они тоже неграмотные, то есть их культура не письменная, а преимущественно устная. У них есть свои верования, свои фольклорные тексты, которые бывают только в их среде и представляют ценность только там. У детей есть свой ритуальный фольклор: от календарных закличек («Дождик, дождик, перестань») до «мирилок» («Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»). Обнаружив буквально у себя под носом огромную «страну детей», фольклор, которой можно изучать, исследователи с воодушевлением начали исследования в этой области, добившись наиболее значительных результатов в 1920-е гг. Однако в 1930-е гг. изучение детского фольклора фактически сошло на нет и не развивалось несколько десятилетий. В это время фольклор воспринимался как «искусство слова», устное творчество трудовых масс,имеющее высокую идейную и художественную ценность. Детский фольклор- странный, дикий, обладающий сомнительной эстетической ценностью, пришелся в советское время не ко двору. Разумеется, высокохудожественные былины и лирические песни были объявлены сокровищами национальной культуры, в то время как дразнилки, считалки, небылицы и прочие жанры детского фольклора надолго выпали из поля зрения отечественных исследователей. В это время сам термин «детский фольклор» было принято понимать не как «фольклор детей», а как «фольклор для детей» (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Вторая волна популярности детского фольклора пришлась на 1980-1990-егода. Детский фольклор оказался интересен не только исследователям, но и простым читателям: так, антология «Русский школьный фольклор», выпущенная в книжной серии с характерным названием «Русская потаенная литература», стала гуманитарным бестселлером. Принципиальное отличие исследований этого времени от работ по детскому фольклору 1920-х гг. заключается в том, что теперь главным объектом изучения стал фольклор городских школьников, а не крестьянских детей. Особое внимание уделялось записи и изучению принципиально новых жанров детского фольклора, таких как страшилки и садистские стишки. Привлекательность детского фольклора, как для исследователей, так и для обывателей, заключается в его вечной актуальности. Если традиционный крестьянский фольклор все время воспринимался как вымирающий и исчезающий, то с детским фольклором таких проблем никогда не возникало. Очевидно, что пока в природе существуют дети, пока у них есть возможность плотно общаться друг с другом, детский фольклор будет жить и бурно развиваться в любой среде:будут лиэто подвижные игры деревенских детей на свежем воздухе или дразнилки, используемые городскими детьми в школе или в Интернете во время общения в социальных сетях. Еще одна причина популярности детского фольклора заключается в том, что каждый из нас в определенный период жизни был его носителем. Детский фольклор, как губка, впитывает в себя тексты массовой культуры своего времени, и это влияние очень важно учитывать. В этом отношении очень показательны детские анекдоты и считалки, героями которых регулярно становятся актуальные персонажи поп-культуры. Так, например, в начале 2000-х гг. возник вариант известной считалки «Вышел месяц из тумана…», где главным героем стал рэпер Децл («Вышел Децл из тумана, / Вынул пейджер из кармана. / Пейджер пискнул, Децл сдох, / Потому что Децл - лох»). Для детской культуры также типична пародия, когда популярное произведение культуры становится объектом «переделывания». В позднесоветские годы крайне популярными источниками «переделок» были песни из детских фильмов и мультфильмов (например, песня «От улыбки станет всем светлей» переделывалась как «От улыбки лопнул бегемот»). В настоящее время происходят те же процессы: героями детского фольклора становятся персонажи популярных детских мультфильмов и телепередач (от покемонов до фей из «Клуба Винкс»). Пародирование текстов массовой культуры - это творческий процесс, живая языковая игра, которую стоит поощрять, даже если уровень пародии кажется невысоким. Отличием детского фольклора является то, что он очень динамично развивается. Меняется поколение детей, у них меняется репертуар, заметные изменения переживает детский фольклор и в процессе взросления ребенка. Часта ситуация, когда на экраны выходит детский мультфильм, и через пару недель его герои оказываются востребованными в новых фольклорных текстах. Несмотря на постоянное обновление и развитие, некоторые сюжеты и формы детского фольклора оказываются необычайно устойчивыми и передаются из поколения в поколение. Таким образом, можно сказать, что детский фольклор является одновременно и «древним», и «вечно молодым».
1.2 Жанры детского фольклора Колядки - название зимней величальной поздравительной песни, а также названия праздника, связанного со временем зимнего солнцеворота. Коляда (Коледа) - воплощение исконно повторяющегося годового цикла. Иногда Коляду изображал сноп или соломенная кукла, принесенные в дом на Рождество. Его имя постояно звучит в "колядках" - песнях, которые исполнялись ходившею по дворам молодежью и содержали магические заклятья: пожелания благополучия дому и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие. (Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1996) Закличка - это песенное обращение к силам природы. Пословица- это краткое, имеющее поучительный смысл, изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой опыт. Поговорка- это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Считалка - это небольшой стихотворный текст с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенный для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Скороговорка - это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Скороговорки созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков. Дразнилка - это небольшой стишок, созданный детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Мирилки - это короткие стихотворные строчки, которые приговаривают дети после ссоры.Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться, дружба. При этом дети сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга. Страшилка - это жанр современного детского фольклора: короткий рассказ, цель которого - испугать слушателя. Загадка - это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса. Потешка- это небольшое стихотворение-приговорка, которой сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка. Анекдот - фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Дворовые стишки - короткие смешные стишки, созданные детьми (иногда встречаются в форме стихов-переделок ).
1.3 Список используемой литературы
Капица О.И. Детский фольклор. Л., 1928. - 222 с.
Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930. - 234 с.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970. - 190 с.
Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М., 1998. - 743 с.
Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследование и тексты. Петрозаводск, 2001. - 294 с.
Чередникова М.П. «Голос детства из дальней дали…»: Игра, магия, миф в детской культуре. М., 2002. - 224 с.
Лурье М.Л. Пародийная поэзия школьников // Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М., 1998. С. 430-517.
Бернштам Т.А. Следы архаических ритуалов и культов в русских молодёжных играх «Ящер» и «Олень» (опыт реконструкции) // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л.:, 1990. С. 17-36.
Гаврилова М.В. Игра и сказка - опыт взаимного освещения сюжетных структур // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 2006. Вып. 9. С. 239-261.
II.
2.1Цель и задачи исследования
В своём исследовании мы поставили цель узнать:
- передаётся ли фольклор из поколения в поколение?
- находится лифольклор постоянно в процессе развития и эволюции?
- развивается и меняется фольклор вместе с жизнью людей?
- утеряно или наоборот приумножено в фольклоре за прошедшие годы и десятилетия?
Задачи работы: 1. Провести опрос и собрать детский фольклор. 2.Систематизировать собранный материал по возрастным группам. 3.Проанализировать преемственность поколений. 4. Сделать выводы.
2.2. Методы исследования. Самым распространенным методом получения первичной информации является опрос.Этот метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой и экономичностью, что делает его популярным. Опрос может проводиться в форме:
- анкетирования;
В каждой анкете должна быть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности.
- интервью.
В своём исследовании мы воспользуемся этими двумя методами.
2.3 Организация исследования Каждый из нас в определенный период жизни был носителем детского фольклора. Чтобы исследовать преемственность поколений, необходимо опросить все возрастные группы.
Для анкетирования мы предложили поучаствовать в нашем проекте детям, родителям, бабушкам и дедушкам 2 «А» класса («Приложение №1»).
Опрос в форме интервью проводился среди всех родственников, друзей, знакомых.
Всех опрошенных, мы поделили на 3 группы:
-
I группа (до 25 лет)
-
II группа (от 25 до 50 лет)
-
III группа (старше 50 лет)
Вопрос для всех один: какие считалки, дразнилки, загадки и другие жанры детского фольклора вы помните и можете рассказать из вашего детства?
2.4 ФольклорI возрастной группы (до 25 лет)
Колядки
-
Нынче Ангел нам спустился
И пропел: «Христос родился!»
Мы пришли Христа прославить
А вас с праздником поздравить.
Скороговорки 1.Наш Полкан попал в капкан. 2. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон. 3. Три сороки тараторки тараторили на горке. 4. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей. Две мыши несли по два гроша. 5. Села мышка в уголок, съела булочки кусок. 6.Баран Буян влез в бурьян. 7. Эники-беники съели вареники.
8.От топота копыт пыль по полю летит
9. Во дворе трава - на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. 10. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 11. Ехал Грека через реку. Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека в реку руку. Рак за руку Грека - цап. 12.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 13. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом и всё со сметаной и с творогом. 14. Валин валенок провалился в прогалинок. 15. Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. 16. Евсей, Евсей, муку просей. 17. У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани. 18. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 19. Из соседнего колодца целый день водица льётся.
20. Проворонила ворона воронёнка.
21. Не любила Мила мыло, мама Милу с мылом мыла.
22. Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
23. Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
24. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили черными чернилами чертёж.
Считалки
- Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки, одну не досчитал и в Америку попал. А в Америке война и убили петуха.
- Ехал Лунтик на тележке, раздавал он всем орешки.
- Раз, два, три, четыре, пять. Мы решили поиграть,
- Я считаю до пяти, не могу до десяти.
- Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять.
- Катилась витаминка по имени Иринка,
- Ехала карета тёмным лесом за каким-то интересом.
- Катилась мандаринка по имени Иринка,
- Раз, два, три, четыре, жили мушки на квартире
- Начинается считалка. На берёзу села галка,
- Бегал заяц по юолоту, он искал себе работу.
Дразнилки
-
Эй, догони, кучерявые штаны!
-
Чушка - повторюшка, на носу сидит лягушка!
-
Скажи: «фонтан» - твои штаны вон там.
-
Скажи: «ракета» - твой папа начальник туалета.
-
Скажи: «подвал» - тебя скелет поцеловал.
-
Тили -тили-тесто! Жених и невеста.
Поехали купаться, стали целоваться!
-
Эй, герой, голова с дырой!
-
У кого пупок наружи, тот купается в грязной луже!
-
Ваня, Ваня, простота, купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд и поехал в огород!
-
Катя, Катя, Катюха оседлала петуха.
Петух заржал, на базар побежал!
-
Жадина - говядина, большая шоколадина!
-
Ябеда - корябида, зелёный огурец, на полу валяется, никто его не ест!
Мирилки
- Мирись, мирись и больше не дерись,
- Мирись, мирись, мирись и больше не дерись,
- Мирись, мирись и больше не дерись,
- Хватит нам уже сердиться, поскорей давай мириться.
Загадки
- Сто одёжек и все без застёжек (капуста).
- Кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук)
- Сидит девица, а коса на улице (морковь)
- Старый дед, ему сто лет. Мост намостил во всю реку, а пришла молода - весь мост размела (мороз и весна).
- Золотое решето чёрных домиков полно (подсолнух).
- Зимой и летом одним цветом (ель)
- Кто в лесу родился, а в дому хозяйничает (веник).
- Красная матрёшка, беленькое сердечко (малина).
- Маленький мальчишка в серомармячишке по дворам шныряет, крохи собирает, в полях ночует, коноплю ворует (воробей).
- Мои новые дружки: и блестящи и легки. И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся (коньки).
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
- Зимой белой, летом серый (заяц).
- Без рук, без ног, а ворота отворяет (ветер).
- Белая вата поплыла куда-то (облако).
- Шёл долговяз, в сыру землю увяз (дождь).
- Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец).
- Странная звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала (снежинка).
- Чёрные, кривые от рождения, все немые. Встанут в ряд - враз заговорят (буквы).
Пословицы и поговорки
- Поспешишь - людей насмешишь.
- Друг за друга держаться - ничего не бояться.
- Горькая правда лучше сладкой лжи.
- Тише едешь - дальше будешь.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Дело мастера боится.
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
- Не всё то золото, что блестит.
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Сделал дело, гуляй смело.
- Волка ноги кормят.
- Тяжело в учении, легко в бою.
- На воре и шапка горит.
Молчанки
- Раз, два, три - замолчи!
- Баба сеяла горох и сказала деду: «Ох».
- Ехали цыгане, кошку потеряли.
- Мы набрали в рот воды
- Чок-чок, зубы на крючок,
Стишки
-
Куда идём мы с Пятачком?
На мясокомбинат.
-Ты взял с собою ножик?
-Ну конечно!
-Тогда иди сюда!
-Вииииии!!!
-
Бежали мимо речки смешные человечки.
Прыгали, скакали, солнышко встречали.
Забрались на мостик, забили гвоздик.
А потом бултых в речку.
- Где вы, человечки?
-
Хомка, Хомка - хомячок, полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка сильным хочет стать!
-
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
-
Чики-чики-чикалочки, едет Ваня на палочке,
А Дуня на тележке, щёлкает орешки.
-
Сорока-белобока жила одиноко.
Скакала, скакала, гостей поджидала.
Кашку сварила, гостей угостила!
-
Хлоп-хлоп, тра-та-та, кошка выгнала кота.
Ножкою топнула, дверь за ним захлопнула!
-
Вышел Децл из тумана,
Вынул пейджер из кармана.
Пейджер пискнул, Децл сдох,
Потому что Децл лох. Анекдоты
-
- Мой папа очень боится Деда Мороза!
- А почему ты так решил?
- А потому, что когда приходит Дед Мороз, я не могу найти папу.
2. Зебра и пингвин пришли к фотографу. Фотограф спрашивает:
« Вам цветную фотографию или чёрно-белую?» -Достаточно чёрно-белой.
Страшилки
- Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая за малыми ребятами.
- - Хочешь правду ты узнать? Загляни-ка под кровать!
- В вашем доме без сомненья поселилось приведенье!
- Ночью страхи страшные по квартире шастают.
2.5 ФольклорII возрастнй группы (от 26 до 50 лет)
Колядки
- Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!
Скороговорки
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Во дворе трава - на траве дрова.
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- Ехал грека через реку. Видит грека - в реке рак. Сунул грека в реку руку. Рак за руку грека - цап.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
- Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю».
- Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел.
- Проворонила ворона воронят.
- Разлюбила говорунья разговаривать.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Бредут бобры в сыры боры.
- Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком,
Считалки
- На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич.
- На златом крыльце сидели: мишки Гамми, Том и Джерри.
- Ниточка - иголочка. Вышла комсомолочка.
- Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду. Бульк!
- Опа, опа, Америка, Европа, Индия, Китай. А ну-ка вылетай.
- Шла кукушка мимо сети, а за нею злые дети. Кук мак, кук мак, убирай один кулак.
- Аты-баты, шли солдаты,
- Кони, кони, кони, кони,
- Шишел - мышел, вон ты вышел!
- Ехала машина тёмным лесом за каким-то интересом.
- Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана.
- Вертолёт, вертолёт! Посади меня в полёт!
- Сидел старик на лавочке, считал свои булавочки.
- - Заяц белый, куда бегал? - В лес густой.
- Шла коза по мостику и виляла хвостиком,
- За стеклянными дверями стоит Мишка с пирогами.
- Жадина - говядина - солёный огурец, на полу валяется - никто его не ест!
- Ябеда, ябеда - солёный огурец!
- Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!
- Повторюшка-хрюшка!
- Рёва-корова, дай молока!
- Андрей - воробей! Не гоняй голубей!
- Алёшка - картошка.
- Андрей - бармалей, сделал шапку из гвоздей!
- Дядя хрюша - повторюша всю помойку облизал и спасибо не сказал!
- Воображала хвост поджала и под печку убежала!
- Среди девчонок один поросёнок!
- Ленка-пенка,колбаса! На верёвочке оса.
- Петька - дурак, курит табак, спички ворует, дома не ночует!
- Толька - полька, колбаса, на верёвочке оса.
- Лысая башка, дай кусочек пирожка!
- Обманули дурака на четыре кулака!
- Дядя хрюша - повторюша, а по имени Андрюша.
- Мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться!
- Мирись, мирись, мирись и больше не дерись,
- Мирись, мирись, больше не дерись.
- Пальчик за пальчик крепко возьмём.
- Приходи ко мне домой, будем драться колбасой.
Загадки
-
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).
-
Не конь, а бежит. Не лес, а шумит (река).
-
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает - тот слёзы проливает (лук).
-
Сто одёжек и все без застёжек (капуста).
-
Кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук).
-
Зимой и летом одним цветом (ель).
-
Что вверх корнем растёт (сосулька)?
-
Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет (солнце).
-
Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт (снег).
- Семь раз отмерь - один раз отрежь
- Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться.
Молчанки
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Ехали цыгане, кошку потеряли.
- Кошка сдохла - хвост облез. Кто промолвит, тот и съест.
- Баба сеяла горох и сказала деду: «Ох».
- Кони-кони-огони сидели на балконе.
- Я маленькая девочка, я в школу не хожу.
- Не ходите дети в школу, пейте дети кока-колу
- У попа была собака, поп её любил.
- Цыплёнок жареный, цыплёнок пареный,
- Тише, мыши! Кот на крыше!
- Муха села на варенье,
- Рыбки плавали, ныряли в чистой свеженькой воде.
- Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять.
- Шёл крокодил, трубочку курил,
- По улице ходила большая крокодила,
- Жили-были дед да баба, ели кашу с молоком.
- Божья коровка, улети на небо!
- Внимание! Внимание! Говорит Германия!
- - Чижик-пыжик, где ты был? - На базаре водку пил!
- Бабка - Ёжка - костяная ножка
- Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
- Чики, чикалочки, едет мужик на палочке.
- Вбегает мужик в аптеку и кричит:
Страшилки
- Трынди-брынди балалайка, под столом сидит бабайка.
- Идёт коза рогатая за малыми ребятами. Ножками топ, топ, глазками хлоп, хлоп. Кто кашу не ест, молоко не пьёт, того коза забодает, забодает, забодает.
- В чёрной, чёрной комнате стоит чёрный-причёрный гроб, а в нём чёрный- причёрный мертвец.
- Говоришь на меня - переводишь на себя.
- Кто как обзывается, тот так и называется.
- Первое слово дороже второго.
- Первое слово съела корова.
- Шёл крокодил, твоё слово проглотил,
2.6 ФольклорIII возрастной группы (старше 50 лет) Колядки
- Пришла маслена неделя, была у кума на блинах.
- Коляда-моляда, отворяй ворота!
- Воробей летит, хвостиком вертит.
- Тётенька добренька, дай кулички сдобненькой.
- Дождик, дождик, пуще!
- Дождик, дождик, лей, лей!
- Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
- Четыре маленьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
- Я пишу, пишу, пишу, я 15 напишу.
- Во дворе трава - на траве дрова. Не руби дрова - на траве двора.
- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- На опушке в избушке живут старушки-болтушки.
- Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.
- Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло, мишку мылом не домыла.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Считалки
- На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич.
- Ехала машина тёмным лесом за каким-то интересом.
- Аты-баты, шли солдаты,
- Опа, опа, Америка, Европа, Индия, Китай, а ну-ка налетай!
- Заяц белый, куда бегал? - В лес зелёный.
- Серый зайка вырвал травку, положил её на лавку.
- Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана.
- Вышел месяц из тумана, огляделся без обмана.
- Начинаем салочки с весёлой мы считалочки:
- Федя - медя, съел медведя, две коровы, три быка,
- Никита - волокита, купил лошадь без копыта.
- Жадина - говядина - кислая капуста!
- Жадина - говядина - солёный огурец,
- Коля, Коля, Николай, сиди дома, не гуляй.
- Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!
- Пётр Петрович пошёл погулять.
- Мирись, мирись, мирись,
- Хватит нам уже сердиться,
- Давай с тобой мириться, дружить и веселиться.
- Мирись, мирись, больше не дерись.
- Пальчик за пальчик крепко возьмём.
- Сто одежек и все без застежек (капуста ).
- Без окон, без дверей полна горница людей (огурец ).
- Посреди двора золотая голова (подсолнух ).
- Мы день не спим, мы ночь не спим.
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
- Зимой и летом одним цветом (ель).
- Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз).
- Кругла, да не девка, с хвостом, да не мышь (свёкла).
- По земле ходит, неба не видит (свинья).
- Крыльями машет, а улететь не может (мельница).
- По горам, по долам ходит шуба, да кафтан (овца, баран).
Пословицы и поговорки
- Дома и стены помогают.
- Была бы шея, а хомут найдётся.
- Бог рассудит, да не скоро скажет.
- Вот тебе, боже, что нам не гоже.
- На бога надейся, а сам не плошай.
- В тихом омуте черти водятся.
- Глаза - зеркало души.
- Мал, да удал.
- У тебя память девичья.
- Чужая душа - потёмки.
- Одна голова хорошо, а две - лучше.
- У страха глаза велики.
- Венчики-венчики, летали бубенчики.
- Ехали цыгане, кошку потеряли.
- Самолёт-вертолёт! Посади меня в полёт!
- Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали.
- Тише, мыши! Кот на крыше!
- Бабка шла, шла, шла, пирожок нашла.
- Ай, лады - лады-лады,
- Идёт коза рогатая за малыми ребятами.
- Баррабашеньки! Крутороженьки!
- На заборе Чепуха
- Меня девки обижают,
Говорят, что ростом мал.
А я в садике Иринку Десять раз поцеловал.
III.Результаты исследования
-
таблица
-
I группа
(до 25 лет)
II группа
(26-50 лет)
III группа
(старше 50 лет) Колядки
1
1
4 Скороговорки
24
14
9 Считалки
11
19
10 Дразнилки
12
17
6 Мирилки
4
5
5 Загадки
18
9
11 Пословицы и поговорки
14
2
12 Молчанки
5
5
2 Стишки
8
28
6 Анекдоты
2
2
- Страшилки
4
3
2 Отговорки
-
5
- Заклички
-
-
2 Частушки
-
-
2 Всего
103
110
71
3.2 Вывод Мы cобрали детский фольклор нескольких поколений (Приложение №2) и провели своё исследование. По полученным результатам видно, что детский фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Какие-то жанры навсегда уходят, какие- то, наооборот, развиваются и преумножаются. Фольклор меняется вместе с жизнью людей. Так, мы видим, что колядки, частушки и заклички остались только в детстве бабушек и дедушек. Пик активных дворовых игр пришёлся на поколение мам и пап, т.е. на детей 70-х, 80-х и начала 90-х годов. Об этом мы можем сделать вывод из большого количества считалок, дразнилок и стишков, т.к. эти жанры детского фольклора активно развиваются в группах. Современные дети показали свои знания в скороговорках, пословицах и поговорках. Это говорит о том, что жизнь меняется. Современные дети меньше, чем их родители играют со сверстниками во дворах, но в то же время не потеряли своего интереса к русскому фольклору. Исходя из собранного материала, мы видим, что детский фольклор передаётся из поколения в поколение. Некоторые считалки, скороговорки, которые помнят бабушки и дедушки, передались через десятилетия современным детям, какие-то в первоначальном виде, а какие-то в изменённом. За исследованный период времени, т.е. примерно 50 лет, мы можем с уверенностью сказать: «Детский фольклор приумножился. Благодаря своей динамичности, развитию относительно новых жанров детский фольклор имеет перспективы дальнейшего развития».
Приложение №1
Уважаемые дети, родители, бабушки и дедушки! В рамках проведения социально-учебного проекта «Я - исследователь» предлагается принять участие в опросе на тему «Наследие детского фольклора».
Давайте посоревнуемся целыми поколениями! Посмотрим, кто из нас (дети, подростки, мамы с папами или бабушки с дедушками) больше знает и помнит детский фольклор, т.е. фольклор, созданный самими детьми разных поколений. К детскому фольклору относят:
- дразнилки
- страшилки
- скороговорки
- загадки
- молчанки
- пословицы и поговорки
- стишки
- мирилки
- анекдоты и др.
Для этого необходимо ответить на вопрос:
какие считалки, дразнилки, загадки и другие жанры детского фольклора вы помните и можете рассказать из вашего детства?
Ответы разделить по возрастным группам (с указанием возраста):
-
Бабушки и дедушки
-
Мамы и папы
-
Старшие братья и сёстры
-
Я
Оформить ответы можно по выбору (печатно или рукописно).
Срок сдачи до 13 декабря