Технологическая карта урока математики на тему: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока математики на тему: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (1 класс)Технологическая карта урока математики на тему: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (1 класс)Технологическая карта урока математики на тему: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (1 класс)Технологическая карта урока математики на тему: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (1 класс)Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

Общий приём сложения однозначных чисел

с переходом через десяток.













УМК: «Школа России». Предмет: Математика. Класс: 1Г. Тема раздела: Числа от 11 до 20. Нумерация. Тема урока: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Технологии: Информационно - коммуникационная технология, технология деятельностного подхода, игровая технология, проблемного диалога.





Разработала:

Атакишиева Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов









Тема

Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (Закрепление).

Цель изучения темы

- Закрепить общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток по частям, пользуясь понятием «сумма удобных слагаемых»;

- Учить сравнивать числа второго десятка;

- Закрепить умение переводить дециметры в сантиметры и обратно;

- Продолжать работу над решением задач в два действия.

Термины и понятия

«слагаемые», « сумма», «дециметр», «составная задача», «вычислительная машина»

Информационно - образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Межпредметные связи

  1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.2 ч. (стр.64-79)

  2. Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.34-40)

  3. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.25-26)

  4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр. 86-89)

  1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр.44 -47)

  2. М.И.Моро Математика: Наглядное пособие. 1 класс. Таблицы: Единицы длины: дециметр.

  3. Т.Б.Бука Математика: Наглядное пособие. Числа от 1 до 20. Таблицы: Таблица сложения в пределах 20. Числа от 11 до 20(Весёлый счёт).

  4. Наборы предметных картинок, печатные цифры и знаки +,˗, = <, > (находятся в карманах кассы).

  5. Наборное полотно. Магнитная доска.

  6. Набор геометрических фигур различных видов и разного цвета.

Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 20. Нумерация»: «Общий приём сложения однозначных чисел по частям». «Прибавление чисел 2 и 3: 9+2, 9+3». «Прибавление числа 4 по частям». «Прибавление числа 5 по частям». «Прибавление числа 6 по частям». «Прибавление числа 7 по частям». «Прибавление чисел 8 и 9 по частям».

Русский язык (работа с толковым словарем).

Литературное чтение (работа с информацией)

Физическая культура (понятие о здоровом образе жизни).

  1. Планируемые результаты изучения темы урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

  1. Выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20.

  2. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

  3. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20.

  4. Измерять длины отрезков, выражать их в дециметрах.

  5. Заменять крупные единицы измерения длины мелкими.

  6. Решать задачи в два действия.

Ученик научится:

Познавательные УУД

  • моделировать приёмы выполнения действий сложения и вычитания без перехода через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы;

  • моделировать приёмы выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы;

  • сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счёте;

  • моделировать и решать задачи в 2 действия;

  • классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку;

  • определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры;

  • выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

  • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

  • применять знания и способы действий в измененных условиях;

  • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.

Регулятивные УУД

  • понимать и принимать учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним;

  • прогнозировать результат вычисления;

  • объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;

  • контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Коммуникативные УУД

  • строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;

  • задавать вопросы;

  • работать в паре;

  • учитывать разные мнения,

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Ученик получит возможность научиться:

  • применять математические знания и математическую терминологию (слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность) при изложении своего мнения, составлении и чтении математических записей;

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;

  • совместно со сверстниками ставить задачу (работы в паре), распределять функции в (паре) при выполнении заданий, проекта;

  • оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;

  • слушать партнёра по общению (деятельности);

  • аргументировано выражать свое мнение.

Ученик получит возможность формирования:

  1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика).

  2. Положительного отношения к математике как предмету изучения.

  3. Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

  4. Осознания себя частью (членом) классного коллектива.

  5. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом.

  6. Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности.


  1. Этапы изучения темы урока

Название этапа, темы уроков

Содержание

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика достижений

Комплексное применение знаний и способов действий

«Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера.

Работа с заданиями творческого и поискового характера: задачи логического характера, узоры, работа на «Вычислительной машине» рубрики «Странички для любознательных»

1

Фронтальная работа.

Решают логическую задачу.

Рассматривают узор, определяют правило составления узора (У - с. 74).

Индивидуальная работа.

Выполняют схематический рисунок, решают логическую задачу. Подбирают нужные знаки в числовые выражения (У - с. 75).

Работа в паре.

Определяют закономерности вычисления.

Выполняют задание «Вычислительная машина», определяют, как работает оператор, подбирают числа.

Обсуждают предположения, доказывают выбор ответа.

(У - с. 75).

Играют в математическую игру «Цепочка» (У - с. 75).

Решают логические задачи. Определяют правило составления узора. Подбирают нужные знаки в числовые выражения. Анализируют закономерности вычислений.

  1. Подбери нужные знаки в числовые выражения: 5…2…1=10…2; 9…3…2=5…3.

  2. Изобрази узор: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево. Какая фигура получилась?

  3. Даны числа 1, 2, 7, 4, 5. Составь из них все возможные двузначные числа, в составе которых один десяток. Расположи их в порядке убывания.

III. Ход урока Этапы урока Организация деятельности учителя Организация деятельности учащихся Формируемые универсальные учебные действия I. Организация начала урока.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. (1-2мин.) Встали красиво, ровно. Начнем наш урок математики с пожелания друг другу добра, но пожелайте его не словами, а глазами. А теперь положите добро глазками в свои ладошки. Тихо сели. Прикоснитесь ладошками в паре и пожелайте удачи.

- Ребята, подумайте, что вам пригодится для успешной работы на уроке ?

-Прочитайте девиз нашего урока.
- Как вы понимаете его смысл?
Стоят возле рабочих мест, внимательно слушают учителя.



Сидят за партой.

Дети высказываются.


- С малой удачи начинается большой успех. Дети высказывают свое мнение. Регулятивные: настраивание на активную работу, осознание этапов урока. Личностные: формирование личностной заинтересованности.

II. Актуализация ЗУН (знаний, умений и навыков) необходимых для творческого применения знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 1.Логическая разминка









2.Устный счет

а) Игра «Верно - неверно»

































в) Работа над задачами. Добавь недостающие данные.










К любому делу нужно хорошо подготовиться, поэтому урок предлагаю начать с повторения.
-Ребята, вспомните, над каким разделом в математике работаем в течение нескольких уроков?





У трех девочек Лизы, Маши и Вики - шапочки разного цвета: красного, белого, синего. У кого какого цвета шапочка, если все записи неверные?

  • У Лизы белая шапочка.
  • У Маши белая или синяя шапочка.
  • У Вики красная шапочка.


Давайте проверим, верно, или неверно Лиза выполнила задание, если неверно покажите правильный ответ.

- Верно ли, что число последующее за числом 11 это число 12? - Верно ли, что предыдущее числу 11 число 12? - Верно ли ,что между числами 16 и 18 стоит 19? - Между 19 и 20 стоит число 21? - Верно ли что, если уменьшаемое 13, а вычитаемое 3, то значение разности равно 10? - Если 1 слагаемое 13, 2 слагаемое - 4, то значение суммы равно 18? - Верно ли, что число, в котором 1дес 9ед, это 19? -А число, в котором 8ед и 1дес - 81? -Давайте вместе подумаем, почему Лиза допустила такие ошибки?




-А вы знаете? - Покажите сигналами: если точно знаете - «плюс», если сомневаетесь, то покажите «минус» Молодцы, мы помогли Лизе.
Прочитайте задачи. Можно ли их решить? Почему? Укажите на ловушки, которые не позволяют нам решить эти задачи.
  • Нашему Алёше 7 лет, а его сестренка младше. Сколько лет Алеше и его сестренке вместе?
  • В пакете 1 литр сока. Это 5 стаканов. Ваня утром выпил 2 стакана и вечером еще несколько стаканов. Сколько стаканов сока осталось?
  • Искатели клада взяли с собой 7 банок тушенки, а сгущенки - на несколько банок меньше. Сколько всего банок консервы взяли кладоискатели?
Сделайте вывод по этому заданию.



-Нумерация. -Числа от 11до 20.






Учащиеся рассуждают в парах. Дают устные ответы.
У Лизы синяя шапочка. У Маши красная шапочка. У Вики белая шапочка.

Учащиеся отвечают верно - неверно и демонстрируют правильный ответ при помощи сигналов +,-.
Да

Нет, 10
Нет, 17
Нет, ничего не стоит
Да

Нет, 17
Да
Нет, 18 - Не знает порядок чисел при счете. - Не знает состав чисел второго десятка. -Не знает название компонентов при сложении и вычитании.
Дети показывают сигналы (+, -).




В них не все данные.


Не указано, сколько лет сестренке.

Не знаем, сколько стаканов сока Ваня выпил вечером.
Неизвестно на сколько банок сгущенки меньше.

Для того, чтобы найти ответ на вопрос , у задачи в условии должны быть все данные.






Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать математические термины, речь других. Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, умения фиксировать возникшие затруднения. Регулятивные: способность выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, оценивать степень успешности своей деятельности.



















Регулятивные: формирование последовательности действий Познавательные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания; -упорядочивание; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.






III. Постановка цели и задачи урока. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: организовать и направить к цели деятельность учащихся, создать условий для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность.
(7-8мин.) Ребята, есть на Земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Эти вещи нельзя потратить, с годами их становится всё больше и больше. А что же это такое вы узнаете в конце нашего урока. - Кто предположит тему сегодняшнего урока?

- Попробуйте поставить цели.

Алгоритм целеполагания


1.О чем пойдет речь на уроке?

2.Для чего мне ЭТО надо?

3.С помощью чего ЭТО можно усвоить?

4.К чему должны прийти?



- Сегодня каждый из вас должен ответить, а научился ли я этому.





Ученики пытаются сформулировать тему

- Выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 10.

- Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. -Отработать умение решать составные задачи. Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: формировать умение высказывать свое предположение, умение определять и формулировать тему и цель урока.

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель: Закрепить полученные знания и умения.
Работа в тетради.(2-3мин.) 1.Минутка чистописания 11, 19, 14, 8, 13, 17, 4














Физминутка Цель: Цель: Снять мышечное напряжение, усталость, восстановить силы. (2мин.)






Усвоение образца комплексного применения ЗУН



2. Найти ошибки в примерах.






























Применение обобщенных ЗУН в новых условиях
3.Работа над задачей.
Цель: содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ.

































- Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Ребята, посмотрите на доску. -Какое задание вы можете предположить? -Назовите их. -На какие две группы их можно разбить? -Составьте вопросы к этим числам.





-Запишите только двузначные числа так же красиво и правильно.
-Оцените свою каллиграфию. Поставьте зеленую точку под тем числом, которое наиболее вам удалось, красную под тем, которое не удалось.


- А сейчас немного отдохнем. Встали все, приготовились под музыку выполнять движения.








-Вы помните, кому вы еще обещали помочь справиться с допущенными ошибками? Я предлагаю продолжить разбираться с работой Маши. -Перед вами примеры, которые решала Маша. Найдите ошибки в них, исправьте, спишите примеры в тетрадь.
18+0=0 8+6=14 6+9=15 9+3=12 7+6=13 8+7=15 16+0=0 4+9=13 6+6=12 7+7=14 11+0=0 9+9=18
На что нужно обратить внимание, выполняя это задание?

Давайте вспомним, какой алгоритм (общий прием) применяете при сложении чисел с переходом через десяток.



- Возьмите цветные карандаши (зеленый, желтый, красный).
- Оцените свою работу, раскрасьте смайлики. Зеленый - было легко. Желтый - испытал затруднения. Красный - было трудно.


- Проверьте по эталону на слайде.
-У кого надежды оправдались - поднимите руку. -Что заметили? В чем ошибка Маши?







- Придумайте примеры для Маши на это же правило. 4 примера товарищей или свои запишите во второй столбик. -Молодцы! Теперь Маша не совершит таких ошибок.
-А Вика решала задачу и не справилась с ней. - Прочитайте задачу глазами. А теперь кто её сможет прочитать так, чтобы все удивились? На полке стояло 5 банок с липовым медом, а с гречишным на 4 банки больше. Сколько всего банок меда стояло на полке? - А теперь обратите внимание на схемы к задаче. - Как вы думаете, какую схему нарисовала Вика ?
1)
















2)










-Обоснуйте ответ.

- Давайте проанализируем задачу.


- Решите задачу. - А кто попробует сделать это задание у доски? - Проверьте .
- Оцените свою работу.
Поднимите руку, кто уверен, что решил верно, кто сомневается, кто просит помощи? -А теперь посмотрите на решение Вики и сравните со своим решением. 5+4=9
-Что вы посоветуете Вике?










- У кого ожидания оправдались, поднимите руку? -Что вы знаете о меде?


Дописать числа.
11, 19, 14, 8, 13, 17, 4 На однозначные и двузначные. Учащиеся составляют вопросы. - Сколько десятков и единиц в числе 13? и т.д.

Учащиеся прописывают предложенные числа.
Оценивают себя.






Выполняют движения под песню «Есть друзья у меня» (1 ученик показывает движения, а остальные дети повторяют)














Учащиеся исправляют ошибки, записывая примеры в тетрадь.


-При решении примеров данного типа, нужно использовать алгоритм.

1. Дополню число до 10.

2. До 10 не достаёт…

3. Заменю число удобными слагаемыми .

4. Добавлю к числу сначала … и получу 10.

5. Потом добавлю еще...

6. Читаю ответ.


Самооценка карандашами.



Дети сравнивают ответы, исправляют.


Ошибки допущены в примерах, где вычитаемое или слагаемое 0. Маша не знает, что если к любому числу прибавить 0 или от любого числа вычесть 0, получится то же самое число. Ученики называют примеры на это же правило.



Ученики читают задачу, находят к задаче соответствующую схему.






Вика нарисовала вторую схему, потому что, если бы она нарисовала 1 схему, то, скорее всего, она бы задачу решила верно.











На 2 схеме видна ошибка: гречишного меда было на 4 больше, это значит столько же, сколько липового, да еще 4.
Ученики записывают решение в тетрадь.
Ученики проверяют.
Оценивают свою работу цветными карандашами.







Читать внимательно условие задачи, запомнить, что на 4 больше - это столько же да ещё 4, значит нужно прибавлять к известной величине. Ещё Вике необходимо потренироваться в решении составных задач.


Рассказ детей. Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

Личностные: -моторное восприятие.







Личностные: формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, черт незакомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни.





Регулятивные: Формировать способность к саморегуляции в ситуации затруднения. Познавательные: -анализ объектов с целью выделения признаков; -сравнение; -построение цепи рассуждения; -доказательство; -постановка и решение проблем Коммуникативные: -принятие решения; -владение монологической и диалогической речью Личностные: -моторное восприятие.




Познавательные: -использование знаково-символических средств; -анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, -постановка и формулирование учебной проблемы; -структурирование знаний. Регулятивные: подбирать к проблеме адекватную ей теоретическую модель.















Познавательные: строить логически обоснованное рассуждение. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Гимнастика для глаз. Цель: Снять напряжение и усталость глаз. (2мин.) -Прежде чем приступить к дальнейшей работе, выполним зрительную гимнастику. Следите глазами за движущимся предметом, который вы видите на экране. Учащиеся глазами следят за движущимися предметами. Личностные: формирование умения соблюдать здоровый образ жизни.

V. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков




Цель: совершенствовать вычислительные навыки, прививать коммуникативные навыки общения при работе в паре, дисциплинированность, уметь учитывать мнение соседа.
(8-10мин.) Сейчас будете работать самостоятельно. Посмотрите задания на карточках. Какие возникли вопросы?

1.Подбери нужные знаки в числовые выражения: 5…2…1=10…2; 9…3…2=5…3.

2.Изобрази узор: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево. Какая фигура получилась? 3.Даны числа 1, 2, 7, 4, 5. Составь из них все возможные двузначные числа, в составе которых один десяток. Расположи их в порядке убывания.
-Какие знания мы будем проверять, выполняя эти задания?

-Какие ошибки можно допустить, выполняя эти задания?




- Проверьте друг у друга работу и оцените Ребята, если у вас останется время, то дополнительно можно выполнить задания из учебника (с.75) - примеры для «вычислительной машины» и «Цепочку» Учащиеся выполняют задания самостоятельно.















- Подбирать нужные знаки в числовых выражениях.
- Определять правило составления узора. -Анализировать закономерности вычислений. -Знание таблицы сложения в пределах 10. Взаимопроверка.
Регулятивные: Формирование умения выполнять последовательность действия Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию, работать с информацией. Личностные: осознавать позицию по отношению к своей работе в паре.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке. (5 мин.)




- Какие задачи мы ставили в начале урока? -Как считаете, смогли ли добиться решения поставленных задач? Обоснуйте свой ответ.
-Что сегодня нам помогало успешно справляться с заданиями?
-Расставьте числа в порядке убывания и прочитаете отгадку. 1 10 15 13 18 5 Я Н Н А З И
-Какое слово является отгадкой? -Молодцы! -А какие знания?









Оцените свою работу на уроке, используя прием «Круг»

Карточка № __________

Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

Технологическая карта урока математики на тему: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток (1 класс) Учащиеся перечисляют поставленные в начале урока задачи, обосновывают свои ответы.



Учащиеся называют в порядке убывания числа
18 15 13 10 5 1
-Знания.
-Состав чисел в пределах 10. - Как решать примеры с переходом через десяток. -Работа с информацией. -Работа над решением составных задач.


Дети оценивают свою работу на уроке. Личностные: способствовать самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: Формирование умения проговаривать последовательность действия на уроке, оценивать правильность выполнения действия.



VII. Информация о домашнем задании

(2мин.)


Задание по выбору:

  • Составить свой узор по клеточкам.

  • Придумать и записать примеры для «вычислительной машины» с ответом 15 на выходе , используя тему урока.


-Урок окончен. Всем спасибо за работу.




© 2010-2022