ФГОС: «Педагогические средства и способы формирования УУД»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Борзой»

Чеченской Республики ,Шатойского р-на,с. Борзой




ФГОС: «Педагогические средства и способы формирования УУД»


Подготовила

учитель начальных классов


Газаева Ольга Васильевна










ФГОС: «Педагогические средства и способы формирования УУД»ФГОС: «Педагогические средства и способы формирования УУД»







2014г.



«Я знаю: Время растяжимо!

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его...»

Р. Рождественский Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа УМК " Школа России" и системно-деятельностный подход полностью соответствует всем требованиям, заложенным в ФГОС второго поколения. Выполняя требования СанПиНа к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования при организации учебного помещения, мы использовали систему зонирования. В классном кабинете есть зона для учебных занятий, которая представлена партами, в качестве зоны отдыха используется просторная игровая зона. Кабинет 1 класса, также как и все остальные кабинеты начальной школы, оснащен компьютером , проектором. С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны. В основу моей деятельности в работе по стандартам ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий. Работа в деятельностном режиме требует от учителя умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения: не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно; поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий; используйте проблемные ситуации в образовательном процессе; проявляйте заинтересованность в успехах учащихся; используйте различные типы рефлексии (кооперативную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности; Наша жизнь непредсказуема. Чтобы ребенок не растерялся в любой ситуации, ему необходимо овладеть УУД (универсальными учебными действиями). Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования ,на мой взгляд ,является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий. Умение учиться необходимо для каждого ребенка. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования И оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения первоклассников. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий Что сделано мною в данном направлении за год? В начале учебного года в классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах. Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для первоклассников, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, использование инновационных технологий. Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму: планирование, формирование, диагностика, план корректировки, подбор заданий, рефлексия. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Универсальные учебные действия в УМК «Школа России» рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе. Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю. Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры», а также вот такие смайлики с фразами, написанными на стенде в классе . В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей. Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников. Это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается в настоящее время как мощная инновационная образовательная технология. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведение её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки программы. Способность мыслить творчески, нестандартно, видеть проблемы окружающего мира, важна для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущим направлением обучения и воспитания. Именно занятия исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивным потребителем готовой информации. Рассмотрим несколько приемов развития исследовательских умений на уроке на основе изучаемого учебного материала. 1.Развитие умения формулировать тему исследования. 1 прием. На уроке сообщаем цели данного урока. Затем спрашиваем детей: "Как вы думаете, какова тема нашего урока?" 2 прием - общеизвестный: предлагаем детям озаглавить текст, подобрать соответствующий заголовок к тексту и т.д. 2. Развитие умения формулировать цель исследования. Сообщаем учащимся тему урока, а они пытаются сформулировать цели данного урока. 3. Развитие умения выдвигать гипотезы (предположения). Например, предлагаем детям ответить на такой вопрос: "Как вы думаете, всегда ли Баба-Яга является отрицательным героем сказок?". Пусть они выскажут свои предположения. 4. На уроках окружающего мира программой предусмотрено проведение наблюдений, экспериментов. На этих уроках целенаправленно и развиваем необходимые умения, используя памятки, различного рода карточки, алгоритмы и т.п. Развитию исследовательских умений способствуют технологии развивающего и проблемного обучения. Младшие школьники - любопытный народ. Их всегда что-то интересует. Не спешите сразу отвечать на их вопросы. Пусть ребенок вначале сам попытается найти ответ (способ решения проблемы), а вы лишь будете направлять его деятельность (выполнять роль консультанта). Таким образом, исследовательские умения можем формировать и на уроке, используя изучаемый учебный материал. Самое главное - делать нужно это в системе, целенаправленно, вызывая у детей интерес к исследовательской деятельности . Проектная деятельность, которой уделяется внимание на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретацию её, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.
В этой работе идёт опора на современные технологии в обучении и воспитании.
Каковы возможности предметов в формировании УУД? В курсе «Математика» с этой целью тексты заданий в учебниках погружают ученика в мир российской действительности (имена персонажей, названия городов, денежных единиц и т.д.), несут в себе гуманистический потенциал созидания, добра, справедливости. В разнообразных заданиях вычислительного и исследовательского характера учащиеся одновременно с освоением знаний по математике выполняют дешифровку текстов и на доступном для них уровне знакомятся с историей развития математического знания на Руси (например, алфавитной нумерацией на Руси, старинными русскими единицами измерения длины, массы, объема, историей календаря на Руси и др.) Логические операции (сравнение, анализ, синтез классификация и др.)- основа уроков математики по развивающим методикам и технологиям. Моделирование - при решении задач В курсе «Русский язык» материалы учебника знакомят учащихся с историей и культурой нашей страны, воспитывают любовь и уважение к Родине. Тексты учебников подобраны таким образом, чтобы младшие школьники получили представление о России как об огромной и великой державе. Учебники ориентируют учащихся на осознание своей этнической и национальной принадлежности при сохранении уважения к представителям других народов. Эта цель достигается как с помощью текстов, где данная информация дается учащимся «напрямую», так и с помощью текстов, в которых содержится установка на воспитание любви к своему родному краю и, одновременно, осознание ценностей многонационального российского общества. В курсе «Литературное чтение» материалы учебников показывают красоту родного края, воспитывают чувство гордости за свою страну, уважение к другим народам России и мира. В курсе «Окружающий мир» с этой целью предусмотрен раздел «Родная страна» (1 класс), в котором дети знакомятся с государственными символами России (гербом, флагом, гимном), с обликом российской столицы и его изменением в ходе исторического времени. Тема «Мы - семья народов России» в этом же разделе знакомит детей с культурой разных народов России в сопоставлении и взаимных связях.
«Условия , обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе.» Учитель знает: − важность формирования универсальных учебных действий школьников; − сущность и виды универсальных умений, - педагогические приемы и способы их формирования . Учитель умеет: - отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД - использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД - привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД






Характеристика результатов формирования УУД первом этапе обучения
по УМК «Школа России» начальной школы

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1. Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважени к своей семье, к родственни кам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирован интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре.





Список использованной литературы

  1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение. 2010 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение.2010 г.
© 2010-2022