Конспект «Урок мужества 2014»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

























Сценарий «Урока Мужества», посвящённого

ДНЮ ПОБЕДЕ

« Никто не забыт - ничто не забыто!!!»








Автор: Головачева Галина Викторовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

«Образовательный центр»









2014 год

Цели и задачи:

  • Формирование основ мировоззрения, интереса к общественным явлениям;

  • Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ.

  • Представления об активной роли человека в жизни общества.

  • Воспитание познавательной активности.

  • Воспитание политической сознательности.

  • Развитие стремления больше узнать о Родине, о её защитниках и их подвигах.

  • Воспитание доброжелательного отношения к людям разной национальности и к окружающим людям.

Оформление: выставка книг о войне, фотографии ветеранов , плакаты о войне.

( В классе рассаживаютя заранее приглашённые ветераны)

На интерактивной доске - слайды земляков - участников ВОВ на фоне мелодии песни «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля)

Вводная беседа учителя: Ежегодно, вот уже несколько десятков лет в эти весенние солнечные майские дни мы вспоминаем грозные, суровые годы той страшной войны, чтим память погибших, отдаем дань уважения живым.

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем! Страшный день 22 июня 1941года. начинался он как обычно, как и тысячи дней, начинавшихся до него. Но ранним утром жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистских захватчиков. Тогда наш народ вступил в борьбу с немецкими захватчиками. Для того, чтобы и дальше дети могли расти и развиваться в свободной стране. Борьба эта была смертельно й, жестокой, коварной, беспощадной. 22 июня был выходным днём. Раннее воскресное утро, еще спят города и села, а на улицах населенных пунктов гуляет молодежь. Нарядная, красивая, веселая…Девушки в пышных платьях, парни в строгих костюмах. Настроение приподнятое. У десятиклассников - выпускной бал, они прощаются с детством и вступают во взрослую, самостоятельную жизнь, мечтают о будущем. Ничто еще не предвещает беды. Только - только начинает брезжить рассвет раннего июньского утра. Часы показывают четыре часа. И вдруг эту утреннюю тишину нарушил рев самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Всюду звучит чужая, непонятная, незнакомая речь… Самое первое сражение в те страшные годы на границе, у Брестской крепости. Почти месяц сражался здесь ее боевой гарнизон. Да, если бы камни могли говорить, они бы всему миру могли рассказать о том, какой натиск выдержали солдаты и офицеры, как мужественно стояли пограничники! Но силы были неравны. Неся огромные потери, фашистские захватчики продолжали наступать, внедряясь вглубь нашей страны. Весь Советский Союз, от мала до велика, встала на борьбу с врагом… Много потерь, слез, горя…. Но наши войска, хотя и очень медленно, но уверенно гнали врага назад, в его страну. Трудно, очень трудно доставалась нашему народу та самая Победа. Немцы разрушили массу городов, уничтожили сотни населенных пунктов, сожгли тысячи деревень. Они совершали неслыханные зверства. Не найти дома, в который бы не пришло несчастье: у кого то погиб сын, у кого - отец или мать, кто то потерял сестру или брата, кто лишился друга. Дорогую цену мы заплатили за победу. Звучит фонограмма песни «Священная война» Прошло уже несколько десятилетий со Дня Победы, но время не властно над людской памятью вот уже нескольких поколений. Именно поэтому сегодня мы собрались здесь. Ученик: Война была священной. В этом не усомнится даже тот, Кто, прилетев с другой планеты, Земли историю прочтет. Прочтет о том, как под луною Страна возмездием жила. Войны священна, если Зоя, Не дрогнув, к виселице шла. Война священна. И Матросов Всем сердцем лег на пулемет. О, сколько русых и курносых Во имя жизни смерть возьмет. Они уйдут в сырую землю, В рассветы, в травы, в зеленя, До самой смерти веря, внемля Всей правоте твоей, Москва! ( В. Фирсов) Учитель: Каждая секундочка, каждая минутка, каждое мгновение, каждый день той самой войны и в тылу, и на передовой был великим подвигом, огромным мужеством и нечеловеческой стойкостью людей, их верности своей могучей России, преданности своей великой Родине. Много миллионов погибших, каждый восьмой житель нашей страны, - вот цена той самой победы. Трудно было всем. Женщины наравне с мужчинами и работали в тылу, воевали на передовой. В ту суровую годину рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны. Собирали, вязали сами и отправляли на фронт теплые вещи для русских солдат. Не уступая взрослым, они работали на военных заводах. Так же, как и старшие товарищи, дежурили на крышах домов во время воздушных налетов, выступали с концертами в госпиталях. Ученик: «Рассказ танкиста» Был трудный бой. Все нынче как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Лет десяти - двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей. Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей, Машину обступают на стоянках, Таскать им воду ведрами - не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют…
Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперед. А он гвоздит - не выглянуть из башен, И черт его поймет, откуда бьет. Тут угадай - ка, за каким домишкой Он примостился, - столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: - Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка! Я разведал…. Я подползал, они вон там, в саду.. - Да где же, где?... - А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу…
Был трудный бой. Все нынче как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. (А. Твардовский) Учитель: Вместе со взрослыми сотни тысяч ребят встали на защиту своей Родины. Многим пионерам было присвоено звание героев Советского Союза (демонстрация альбома, сделанного учениками в результате проектной деятельности «Пионеры - герои Великой Отечественной войны). Это Володя Дубинин, Валера Волков, Леня Голиков, Нина Сагайдак, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей. О чем думали, что чувствовали, как переживали эти юные герои? Была девочка Таня Савичева. Историю о ней знает весь мир. Эта девочка жила в Ленинграде, а в жестокие блокадные дни она вела свой дневник, каждый листочек которого наполнен невероятным горем. До сих пор эти детские слова, пронизанные болью, обжигают и ранят сердца людей.
Холод. Девочка, дыша на свои окоченевшие, ничего не чувствовавшие пальчики писала, старательно выводя буквы: «Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941г. Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942…. Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г. Дядя Ваня умер 13 апр. 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г… Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г…. Савичевы умерли…. Умерли все, осталась одна Таня…». Таня совсем ненадолго пережила своих близких. Вскоре после этой последней записи умерла и эта мужественная девочка. Тогда ей исполнилось всего лишь одиннадцать лет. Почтим Минутой молчания память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Минута молчания. Ученик: Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мертвым, и живым. Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья. Всем миром, всем народом, Всей землей Поклонимся за тот великий бой. (М. Львов) Учитель: А вот воспоминания тех, кто выжил (Рассказы ветеранов войны, приглашенных на Урок Мужества) Учитель: Более чем одиннадцати тысячам воинов было присвоено звание Героя Советского Союза. Александр Матросов закрыл собой вражескую огневую амбразур. Бессмертен его подвиг. Во время войны его повторили более трехсот раз. Не только людям, но и городам присваивались звания городов - героев. Среди них Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск (параллельно со словами ведущего, на доске - слайды городов - героев). Брестской крепости присвоено звание «Крепость - герой».

ПОМНИТЕ! День Победы. И в огнях салюта Будто гром: - Запомните навек, Что в сраженьях каждую минуту, Да, буквально каждую минуту Погибало десять человек! Как понять и как осмыслить это: Десять крепких, бодрых, молодых, Полных веры, радости и света И живых, отчаянно живых! У любого где-то дом иль хата, Где-то сад, река, знакомый смех, Мать, жена... А если неженатый, То девчонка - лучшая из всех. На восьми фронтах моей Отчизны Уносил войны водоворот Каждую минуту десять жизней, Значит, каждый час уже шестьсот!.. И вот так четыре горьких года, День за днем - невероятный счет! Ради нашей чести и свободы Все сумел и одолел народ. Мир пришел как дождь, как чудеса, Яркой синью душу опаля... В вешний вечер, в птичьи голоса, Облаков вздымая паруса, Как корабль плывет моя Земля. И сейчас мне обратиться хочется К каждому, кто молод и горяч, Кто б ты ни был: летчик или врач, Педагог, студент или сверловщица... Да, прекрасно думать о судьбе Очень яркой, честной и красивой. Но всегда ли мы к самим себе Подлинно строги и справедливы? Ведь, кружась меж планов и идей, Мы нередко, честно говоря, Тратим время попросту зазря На десятки всяких мелочей. На тряпье, на пустенькие книжки, На раздоры, где не прав никто, На танцульки, выпивки, страстишки, Господи, да мало ли на что! И неплохо б каждому из нас, А ведь есть душа, наверно, в каждом, Вспомнить вдруг о чем-то очень важном, Самом нужном, может быть, сейчас. И, сметя все мелкое, пустое, Скинув скуку, черствость или лень, Вспомнить вдруг о том, какой ценою Куплен был наш каждый мирный день! И, судьбу замешивая круто, Чтоб любить, сражаться и мечтать, Чем была оплачена минута, Каждая-прекаждая минута, Смеем ли мы это забывать?! И, шагая за высокой новью, Помните о том, что всякий час Вечно смотрят с верой и любовью Вслед вам те, кто жил во имя вас! (Э. Аксаков) И вот наступил этот долгожданный, выстраданный, великий День Победы! К этому празднику люди шли одну тысячу четыреста восемнадцать дней. Навеки золотистыми буквами в историю России навечно вписано: 9 мая 1945 г. - День Победы. «День Победы» Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат. Что такое День Победы? Это праздничный салют. Фейерверк взлетает в небо, Рассыпаясь там и тут. Что такое День Победы? Это песни за столом, Это речи и беседы. Это дедушкин альбом. Это фрукты и конфеты, Это запахи весны.. Что такое День Победы - Это значит нет войны (А. Усачев)

Пока память жива!

Отгремели давно залпы наших орудий,

А в воронке от бомбы - трава-мурава...

Но войну не забыли суровые люди

И смеются сквозь слезы,

Ведь память жива!

Они помнят походы и дальние страны,

И простые, от сердца, народа слова.

Помнят лица друзей, уходивших так рано.

Их слова и улыбки -

Ведь память жива!

Они помнят весну 45-го года...

Закружилась от счастья тогда голова!

Не узнали ее те, что гибли в походах,

Но все помнят друзья их,

Ведь память жива!

Эта память с корнями уходит все глубже,

И шумит на ветвях, зеленея, листва...

Ее времени бег никогда не заглушит!

Ведь душа молода,

Пока память жива! (3. Чеботарева)

Учитель: Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!

Помните! Через века, через года - помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!

Как продолжение жизни солдат

Под звездами мирной державы

Цветы на ратных могилах горят

Венками немеркнущей славы.

Прошу возложить цветы и венки.

Учитель: Митинг посвященный Победе в Великой Отечественной войне объявляется закрытым. (Фонограмма «День Победы» комп. Д. Тухманов, сл. В. Харитонова, исполнитель Лев Лещенко )

Используемая литература

  1. Государственные награды СССР. Издание подготовлено отделом наград Президиума Верховного Совета СССР. М.: Известия 1987.

  2. Военно-исторический журнал за 1990 год

  3. .Дик Н.Ф. Весёлые классные часы в 7-9 классах. - изд 3-е.- Ростов н/Д:Феникс,2006

  4. ru.wikipedia.org

  5. Краеведческий и местный материал


© 2010-2022