Конспект урока по литературному чтению унылая пора! очей очарованье

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Литературное чтение.

Тема: Унылая пора! Очей очарованье.

Цели: - формировать у детей навыки чтения на примере художественного произведения Н.А. Некрасова «Несжатая полоса»; - совершенствовать все виды речевой деятельности, слушания, говорения, чтения. - развивать творческие способности воображения, образную речь, память; - помочь детям понять и почувствовать величие, значимость, красоту русской музыки, живописи, поэзии; - пробудить желание больше читать о музыке, об искусстве.



Наш сегодняшний урок посвящен одному из времен года.

Угадайте какому:

Листьям - время опадать,

Птицам - время улетать,

Грибникам - блуждать в тумане,

Ветру - в трубах завывать.

Солнцу - стынуть,

Тучам - злиться,

Нам с тобой - идти учиться.

(Осень)

Сегодня мы с вами через музыку, пейзажную живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров музыки, живописи, поэзии.

Понаблюдаем как одно и то же явление изображают художники, поэты и композиторы.

Октябрь - это уже настоящая осень, листьев на деревьях почти не осталось. С каждым днем все холоднее. Идет дождь, а затем и снег.

Природа… Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников краски- это слова, а у композиторов - только звуки. Послушаем произведение композитора Николая Потоловского на стихи Игоря Белоусова «Осенняя песня». (Слушание)

Какое настроение вызвала у вас эта песня?

Осеннюю природу любили воспевать писатели и поэты. А каких поэтов вы знаете?

( несколько учеников читаю стихи об осени разных поэтов).

Отгадайте загадку. Шел долговяз - в сырой земле увяз. (дождь)

Звучит запись шума дождя.

Какой бывает дождь?

А теперь осень зовет нас с вами в картинную галерею. (звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Октябрь», «Осенняя песня». Учитель продолжает беседу на фоне музыки).

Рояль тихо и печально начинает свой рассказ о том, как хочется человеку тепла, света и счастья. А его - нет. Тоскливо и сумрачно на душе.

Осенняя песня - тихая, печальная и очень красивая. В октябре лес полыхает пестрыми красками. Иногда еще чувствуется дыхание бабьего лета. Но довольно часто оно уступает место моросящему дождю, мокрому снегу, холодному ветру, дерзко срывающему с деревьев еще не отжившую листву.

(дослушиваем произведение до конца)

Посмотрите, на картинах осень изображена разной, грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и серой.

Здесь есть одно произведение, постарайтесь по моему описанию догадаться, что это за картина.

Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно - золотые березы слева. Неширокая река спокойно несет свои воды меж невысоких берегов.

(картина Исаака Левитана «Золотая осень»).

Эта картина вызывает радостное чувство. Но не всегда произведение об осени вызывает радостное настроение. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Н.А.Некрасова «Несжатая полоса».

Некрасов жил во времена крепостного права, поэтому в его произведениях отражены впечатления детства и воспоминания о тяжелом труде крестьян, он посвятил свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье. Некрасов был великим народным поэтом, и народ свято чтит его память.

(учитель читает стихотворение, ученики следят по тексту).

Каким настроением проникнуто стихотворение? (Грустью)

Какое время осени описывает Некрасов? (позднюю осень).

Докажите словами из текста.

(Поздняя осень, грачи улетели. Лес обнажился, поля опустели)

Что значит «Лес обнажился».

Самостоятельно прочитайте стихотворение.

(Учащиеся читают произведение, затем идет работа над выразительным чтением и подготовка к чтению по ролям).

На уроке мы с вами проследил, как одно и то же явление природы - осень - изображают композиторы, художники и поэты. А какие еще стихотворения о природе вы знаете?

(Заслушиваем несколько стихотворений).

Какие чувства, настроение у вас вызвал сегодняшний урок?

Дома вы должны научиться выразительно читать по ролям стихотворение Некрасова «Несжатая полоса» и подобрать из раннее прослушанных на уроке музыки, произведение которое больше всего подходит к первому четверостишию стихотворения, оно должно отражать «осеннее» настроение.



© 2010-2022