Рабочая программа по окружающему миру -2 класс (УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36



«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ № 36

Приказ от __________2015 №______

________ Сирота Л.И.

Подпись директора



МП







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по___окружающему миру_____

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_начальное общее образование 2__класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов__68 часов

Учитель Борцова Ольга Ивановна

(ФИО)

Программа разработана на основе

авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир.1-4 классы» (УМК «ШколаРоссии»,2015)

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе: - федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 классы), (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»); - Основной общеобразовательной программы начального общего образования/ основного общего образования/ среднего общего образования на 2015-2016 учебный год, (Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации) - Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию ( письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников») - Примерной общеобразовательной программы по математике (Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год); - Авторской программы по окружающему миру (Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по окружающему миру, А.А. Плешакова «Окружающий мир» Рабочие программы. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2011) Цели реализации программы: Достижение обучающимися результатов изучения предмета в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного общего образования, федерального компонента государственного стандарта общего образования (выбрать нужное). Освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение данного и других учебных предметов на уровнях общего образования, создание условий для достижения личностных результатов основного общего образования. Задачами реализации программы учебного предмета являются (с учётом специфики учебного предмета, курса, дисциплины (модуля): 1) обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; 2) создание в процессе изучения предмета условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных; 3) включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ; 4) создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности; 5) создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; 6) знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; 7) формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; 8) овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; 9) понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общая характеристика учебного предмета, курса

2.1. Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета, курса. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

2.2. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса. • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. • Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

2.3. Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету. Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

2.4. Описание связи с другими учебными предметами Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане 3.1. Рабочая программа рассчитана на 34 недели учебного плана из расчёта 2 часа в неделю, 68 часов в год, 2 часа для организации промежуточной аттестации и итоговой аттестации по итогам освоения.

4. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

4.1. Наименование разделов (количество часов). Где мы живем? (4ч) Природа (20ч) Жизнь города и села (10ч) Здоровье и безопасность (9ч) Общение (7ч) Путешествия (18 ч)

4.2. Характеристика основных содержательных линий, тем. Где мы живем Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: живая и неживая природа, наблюдение осенних изменений в природе. Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. Жизнь города и села Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села). Здоровье и безопасность Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: отработка правил перехода улицы. Общение Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: отработка основных правил этикета. Путешествия Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе. Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

4.3. Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности обучающихся, использование резерва учебного времени и другое.

5. Результаты (в рамках ФГОС общего образования - личностные, метапредметные и предметные) освоение конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и системы их оценки Личностными результатами являются: осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими; установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание. Метапредметными результатами являются: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметными результатами являются: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества. 2. Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Характеристика цифровой оценки (отметки): "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе. "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. Рекомендовано вводить не только количественную, но и качественную оценку (оценочные суждения педагога), поскольку искусство даёт безграничный диапазон творческого общения и сопереживания ученика и педагога. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: - неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; - нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; - неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; - ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; - незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение: - отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; - ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; - неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: - преобладание при описании объекта несущественных его признаков; - неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

6. Тематическое планирование

Раздел программы, основное содержание по темам

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Универсальные учебные действия

Где мы живём.

4

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

различать государственные символы России (герб, флаг, гимн); исполнять гимн Российской Федерации;

приводить примеры народов России.

Отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими; работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;

Природа

20

Классифицировать объекты природы по существенным признакам; обозначать объекты природы цветными фишками; заполнять таблицу в рабочих тетрадях; устанавливать связи между живой и неживой природой; различать объекты и явления природы, приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);

Различать объекты неживой и живой природы; осуществлять контроль и коррекцию:

приводить примеры объектов живой и неживой природы;

работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;

сопоставлять научные и народные предсказания погоды; фиксировать результаты в «Научном дневнике»; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи; оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

Жизнь города и села

10

Рассказывать о своём городе (селе) по плану;

работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома;

рассказывать о своём доме по плану;

ухаживать за памятниками;

помогать взрослым в благоустройстве;

Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; распределять обязанности по выполнению проекта;

подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;

собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования;

проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей;

.

Здоровье и безопасность

9

Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);

Моделировать внутреннее строение тела человека; работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников;

обсуждать сбалансированное питание школьника;

работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;

формулировать правила личной гигиены; дополнять правила ухода за зубами;

моделировать сигналы светофоров; работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию:

выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;

работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;

работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»;

работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Общение

7

Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться их выполнить; рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они

применяются в различных ситуациях общения;

формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении

мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

обсуждать правила поведения за столом;

обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника;

Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);

составлять родословное древо семьи;

презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

моделировать ситуации общения в различных ситуациях; моделировать правила поведения за столом (практическая работа);

формулировать правила этикета в гостях;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

7. Календарно - тематическое планирование

п/п

Дата


Тема урока

Количество ча сов

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые предметные результаты освоения

материала

Виды контроля





Где мы живём.

4

1

04.09

Родная страна.

1

- различать государственные символы России;

- анализировать информацию учебника;

-различать национальные языки и государственный язык России;

- извлекать из различных источников сведения о символах России.

Научатся различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки. Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона.

2

07.09

Город и село.Проект «Родной город»

1

- сравнивать город и село;

-рассказывать о своём доме по плану;

-формулировать выводы;

-распределять обязанности по выполнению проекта;

-собирать информацию о выдающихся земляках;

-проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

-оценивать свои достижения.

Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана. Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном селе.

3

11.09

Природа и рукотворный мир.

1

-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

-работать в паре и группе;

-формулировать выводы из изученного материала; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

4

18.09

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1

-выполнять тестовые задания учебника; -оценивать свои достижения и достижения учащихся. Научатся оценивать свои достижения.

Проверочная работа по разделу «Где мы живём»



Природа

20

5

19.09

Неживая и живая природа.

1

-классифицировать объекты природы по существенным признакам;

-различать объекты неживой и живой природы;

-устанавливать связи м/у живой и неживой природой; -работать в паре.

Научатся различать объекты живой и неживой природы. Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

6

21.09

Явления природы.

1

-работать в паре: различать объекты и явления природы;

-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; -рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. Получат возможность научиться обнаруживать связи м/у живой и неживой природой.

7

25.09

Что такое природа.

1

- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

-приводить примеры погодных явлений;

-сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

-работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа

Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде.

Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану

8

28.09

В гости к осени (экскурсия)

1

- наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними;

-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе.

9

02.10

В гости к осени(урок)

1

- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;

- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

-сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;

-прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.

Научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь м/у ними.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы.

10

05.10

Звёздное небо.

1

находить на рисунке знакомые созвездия;

-сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;

-моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

-находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;

-осуществлять самопроверку.

Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий.

Получат возможность научиться моделировать созвездия.

11

09.10

Заглянем в кладовые Земли.

1

- практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

-различать горные породы и минералы;

-работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах;

-формулировать выводы.

Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы.

Получат возможность научиться составлять собственную коллекцию.

12

12.10

Про воздух…

1

- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

-описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

-находить информацию об охране воздуха и воды родного края

Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.

13

16.10

….И про воду

1

- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

-описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

-находить информацию об охране воздуха и воды родного края

Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.

14

19.10

Какие бывают растения.

1

-устанавливать по схеме различия м/у группами растений;

-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

-приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

-определять растения с помощью атласа-определителя;

- оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений.

15

23.10

Какие бывают животные.

1

- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

-работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;

-сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных.

16

24.10

Невидимые нити.

1

- устанавливать взаимосвязи в природе;

-моделировать изучаемые взаимосвязи;

-выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

-оценивать свои достижения.

Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.

Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.

17

06.11

Дикорастущие и культурные растения.

1

-сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

-осуществлять контроль и коррекцию;

-классифицировать культурные растения по определённым признакам;

-находить информацию о растениях;

-обсуждать материалы книги «Великан на поляне».

Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте.

Получат возможность научиться осознавать роль растений в жизни человека.

18

09.11

Дикие и домашние животные.

1

- сравнивать и различать диких и домашних животных;

-приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;

-рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека.

Получат возможность научиться пользоваться дополнительной литературой.

19

13.11

Комнатные растения.

1

- узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

-определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса;

-оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.

Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями.

Получат возможность научиться делать выводы из изученного материала.

20

16.11

Животные живого уголка.

1

- рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

-рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

-осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них.

Получат возможность научиться готовить сообщение.

21

20.11

Про кошек и собак.

1

- определять породы кошек и собак;

-обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме;

-объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы.

Получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам.

22

23.11

Красная книга.

1

- выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;

-предлагать и обсуждать меры по их охране;

-использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

-подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).

Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы.

Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения.

23

27.11

Будь природе другом! Проект «Красная книга»

1

- анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

-знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;

-предлагать аналогичные правила;

-распределять обязанности по выполнению проекта;

-извлекать информацию из различных источников;

-составлять собственную Красную книгу;

-презентовать Красную книгу.

Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы.

Получат возможность научиться осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу.

24

30.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Научатся оценивать свои достижения.

Проверочная работа по разделу «Природа»



Жизнь города и села

10

25

04.12

Что такое экономика.

1

- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

-анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

-моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;

-извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.

Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части.

Получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны.

26

07.12

Из чего что сделано.

1

- классифицировать предметы по характеру материала;

-прослеживать производственные цепочки, моделировать их;

-приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам.

Получат возможность научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей.

27

11.12

Как построить дом.

1

- рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);

-сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

-рассказывать о строительных объектах в своём селе;

-предлагать вопросы к тексту.

Научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности.

Получат возможность научиться извлекать из текста необходимую информацию.

28

14.12

Какой бывает транспорт.

1

- классифицировать средства транспорта;

-узнавать транспорт служб экстренного вызова;

-запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб.

Получат возможность научиться общий план рассказа.

29

18.12

Культура и образование.

1

- различать учреждения культуры и образования;

-приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры.

Получат возможность осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию

30

21.12

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

-определять названия профессий по характеру деятельности;

-обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

-формулировать выводы;

-распределять обязанности по подготовке проекта;

-интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи.

Получат возможность научиться обсуждать прочитанное.

31

25.12

В гости к зиме (экскурсия)

1

- наблюдать над зимними погодными явлениями;

-исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

-распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

-наблюдать за поведением зимующих птиц.

Научатся наблюдать за зимними природными явлениями.

Получат возможность научиться проводить исследования.

32

28.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Научатся наблюдать за зимними природными явлениями.

Получат возможность научиться проводить исследования.

Научатся оценивать свои достижения.

Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села»

33

15.01

В гости к зиме (урок)

1

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

Научатся наблюдать за зимними природными явлениями.

Получат возможность научиться проводить исследования.

Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села»

34

18.01

Презентации проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии»

1

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- оценивать свои достижения.

Научатся оценивать свои достижения.



Здоровье и безопасность

9

35

22.01

Строение тела человека.

1

- называть и показывать внешние части тела человека;

-определять на муляже положение внутренних органов человека;

-моделировать внутреннее строение тела человека.

Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни.

Получат возможность научиться извлекать из текста нужную информацию.

36

25.01

Если хочешь быть зоров.

1

- рассказывать о своём режиме дня;

-составлять рациональный режим дня школьника;

-обсуждать сбалансированное питание школьника;

-различать продукты растительного и животного происхождения;

-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня.

Получат возможность научиться формулировать правила личной гигиены.

37

29.01

Берегись автомобиля!

1

- моделировать сигналы светофоров;

-характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

-различать дорожные знаки и ;

-формулировать правила движения по загородной дороге.

Научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения.

38

01.02

Школа пешехода.

1

-формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

-учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

Научатся соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения

39

05.02

Домашние опасности.

1

- объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

-формулировать правила безопасного поведения в быту;

-узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;

-сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту.

Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту.

40

08.02

Пожар !

1

- характеризовать пожароопасные предметы;

-запомнить правила предупреждения пожара;

-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;

-рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

-находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.

Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара.

Получат возможность научиться обсуждать рассказ и делать выводы.

41

12.02

На воде и в лесу.

1

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

-запомнить правила поведения во время купания;

-различать съедобные и ядовитые грибы;

-находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;

-определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.

Научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания.

Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде.

42

15.02

Опасные незнакомцы.

1

- характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;

-предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;

-моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;

- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр

Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами.

Получат возможность научиться пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми

43

19.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Научатся оценивать свои достижения.

Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность»



Общение

7

44

26.02

Наша дружная семья.

1

- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

-формулировать понятие «культура общения»;

-обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

-моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

Научатся объяснять, что такое культура общения.

Получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи.

45

27.02

Проект «Родословная»

1

- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

-отбирать фотографии из семейного архива;

-составлять родословное древо семьи;

-презентовать свой проект.

Научатся составлять родословное древо своей семьи.

Получат возможность научиться собирать информацию.

46

29.02

В школе.

1

рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

-оценивать с нравственных позиций формы поведения;

-моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива.

Получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе.

47

04.03

Правила вежливости.

1

обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

-формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

-моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми.

Получат возможность применять правила вежливости на практике.

48

11.03

Ты и твои друзья.

1

обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

-обсуждать правила поведения за столом;

-формулировать правила этикета в гостях.

Научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами.

Получат возможность научиться осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом.

49

12.03

Мы - зрители и пассажиры.

1

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

Научатся вести себя в общественных местах.

Получат возможность научиться применять полученные знания на практике.

50

14.03

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Научатся оценивать свои достижения.

Проверочная работа по разделу «Общение»



Путешествия

18

51

18.03

Посмотри вокруг.

1

сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

-анализировать текст учебника;

-формулировать вывод о форме Земли.

Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме.

Получат возможность научиться работать с текстом.

52

21.03

Ориентирование на местности.

1

находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

-осваивать приёмы ориентирования по компасу;

-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам.

Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни.

53

01.04

Формы земной поверхности.

1

- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

-анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

-сравнивать по схеме холм и гору;

-характеризовать поверхность своего края.

Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы.

Получат возможность научиться работать со схемой.

54

04.04

Водные богатства.

1

- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

-анализировать схему частей реки;

- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

-обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;

-составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».

Научатся называть части реки; анализировать схему.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.

55

08.04

В гости к весне (экскурсия)

1

- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека.

Получат возможность научиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.

56

11.04

В гости к весне (урок)

1

- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

-знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

-моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

-наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них.

Получат возможность научиться работать с текстом.

57

15.04

Россия на карте.

1

сравнивать изображение России на глобусе и карте;

-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

-осваивать приёмы чтения карты;

-учиться правильно показывать объекты на настенной карте

Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны.

Получат возможность научиться сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте.

58

18.04

Проект «Города Росссии»

1

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

-составлять презентацию своего исследования;

-презентовать свои проекты.

Узнают новую информацию о городах России.

Получат возможность научиться собирать информацию.

59

22.04

Комплексная контрольная работа.

1

Контрольная работа (диагностика)

60

25.04

Путешествие по Москве.

1

- находить Москву на карте России;

-знакомиться с планом Москвы;

-описывать достопримечательности по фотографиям;

-отличать герб Москвы от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.

Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы.

Получат возможность научиться описывать достопримечательности Москвы.

61

29.04

Московский Кремль.

1

- обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

-находить на фотографии достопримечательности Кремля;

- находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.

Научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России.

Получат возможность научиться работать с текстом.

62

02.05

Город на Неве.

1

- находить Санкт-Петербург на карте России;

-знакомиться с планом Санкт-Петербурга;

-описывать достопримечательности по фотографиям;

-отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета.

Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию.

Получат возможность научиться предлагать вопросы по содержанию текста.

63

06.05

Путешествие по планете.

1

- сравнивать глобус и карту мира;

-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя - её жителями.

Получат возможность научиться работать с картой и глобусом.

64

13.05

Путешествие по материкам.

1

- находить материки на карте мира;

-знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

- готовить сообщения и выступать с ними перед классом

Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты.

Получат возможность научиться готовить сообщения.

65

14.05

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

- сравнивать физическую и политическую карты мира;

-находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-готовить сообщения о выбранных странах;

-подбирать фотографии достопримечатель-ностей.

Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России.

Получат возможность научиться осознавать себя жителями великой страны.

66

16.05

Впереди лето.

1

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Научатся оценивать свои достижения.

67

20.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1

- определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;

-приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

-рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом.

Получат возможность научиться записывать свои наблюдения.

Проверочная работа по разделу «Путешествия»

68

21.05

Презентация проектов «Родословная», «Города России», « Страны мира»

1

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- оценивать свои достижения.


Приложение

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса



8.1. Учебно-методическое обеспечение.

8.1.1. Учебники

Название

Авторы

Классы

Наличие электронного приложения

I. Учебники

1. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 частях

Плешаков А. А.

2

Да

II. Учебно-методические пособия

1.

2. Окружающий мир. 2 класс: Рабочая тетрадь: В 2 частях. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса: В 2 частях.

Плешаков А. А.

Плешаков А. А.

2



2

Да




8.2. Материально-техническое обеспечение

8.2.1. Учебное оборудование и компьютерная техника

Наименование учебного оборудования

Темы, в изучении которых применяется данное оборудование

Классы

I. Учебное оборудование

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7. Картинки с изображением животных и птиц, неба, воды, растений, транспорта, Коллекция горных пород и минералов Дорожные знаки Компас Карта России Глобус Карта мира

2.5., 2.8., 2.9., 2.10., 2.11., 2.13., 2.14., 2.17., 2.18., 3.4., 3.8., 4.1., 4.2., 4.7., 6.4., 6.5., 6.7., 6.17.

2.7.

4.3., 4.4.

6.2., 6.3.

1.1., 6.8., 6.9.

1.1., 6.8.

6.13., 6.14., 6.15.

2

II. Компьютерная техника и интерактивное оборудование

1. Мультимедийный проектор

1.2., 1.3., 2.9., 2.10., 2.15., 3.10., 6.4., 6.18.

2















8.2.1. Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета (курса)

Наименование учебного оборудования

Авторы

Темы, в изучении которых применяется данное оборудование

Классы

  1. Электронные образовательные ресурсы

1.

Видеофильмы

2.5., 2.11.

2

9. Дополнения и изменения в Рабочей программе Отражает корректировку содержания Рабочей программы в течение учебного года.











СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

методического совета

МОБУ СОШ № 36

от __________20______года № ___

_________ ______________

подпись расшифровка подписи

руководителя МС



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель

директора по УВР

____________ ________________

подпись расшифровка подписи

___ ___________20____года



Приложение: контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа за 1 четверть

Вариант 1 А 1. Что относится к неживой природе?  1) орешник  2) озеро  3) кактус  4) водомерка А 2. Что относится к природным явлениям?  1) поход в лес  2) полёт ракеты 3) гроза 4) купание в реке А 3. Что не является причиной загрязнения воздуха?  1) озеленение города  3) дым с фабрик 2) выхлопные газы машин  4) сжигание мусора А 4. Что нужно делать, чтобы сберечь воду?  1) купить фильтр для очистки воды  3) реже мыться 2) следить, чтобы из крана не капала вода 4) пить только кипячёную воду А 5. Что называется погодой?  1) вид и количество осадков 3) температура воздуха и воды  2) сочетание температуры, осадков, ветра  4) направление ветра А 6. Какие стволы у кустарников? 1) тонкие и одревесневшие 3) толстые и короткие  2) зеленые и гибкие  4) толстые и высокие А 7. Какое животное здесь лишнее?  1) пингвин  2) страус 3) голубь  4) летучая мышь А 8. Какое из этих растений культурное?  1) слива  2) рябина  3) калина  4) жимолость В 1. Какое комнатное растение родом из пустыни?  1) монстера 2) калла  3) кактус  4) традесканция В 2. Какие собаки помогают спасать альпинистов?  1) сенбернары  2) спаниели  3) колли  4) чау-чау В 3. Как называется место встречи тёплого и холодного воздуха?  1) тайфун 2) смерч  3) фронт  4) ураган С 1. Какие правила надо соблюдать в лесу?  1) помогать детёнышам зверей  3) не ловить насекомых  2) не рвать цветы  4) убирать за собой мусор С 2. Какие животные занесены в Красную книгу?
Рабочая программа по окружающему миру -2 класс (УМК Школа России)

Вариант 2 А 1. Что относится к живой природе?  1) море 2) дождь  3) гриб  4) Луна А 2. Какое явление природы связано с изменением сезона?  1) листопад  2) ветер  3) осадки  4)солнечное затмение А 3. Что поможет в охране воздуха?  1) озеленение города  3) сжигание мусора  2) увеличение количества автомобилей на дорогах 4) отказ от проветривания комнаты А 4. Какое травянистое растение является культурным?  1) одуванчик  2) рожь  3) крапива  4) лебеда А 5. Что не является причиной загрязнения водоёмов?  1) обитатели водоёмов  3) вода от фабрик и заводов  2) загрязнение воздуха  4) водный транспорт А 6. Какое явление не относится к осадкам?  1) снег  2) дождь  3) гололёд  4) град А 7. Кто здесь лишний?  1) дятел  2) сова  3) сойка  4) ласка А 8. Какое дерево является культурным растением?  1) дуб  2) каштан  3) яблоня  4) рябина В 1. Какая наука изучает погоду?  1) метеорология 2) экология 3) зоология  4) астрология В 2. Какая порода собак выведена для охоты?  1) пинчер  2) немецкая овчарка  3) колли  4) спаниель В 3. Что растёт в водоёмах?  1) ландыш  2) кувшинка  3) лютик  4) вороний глаз С 1. Найди причины исчезновения некоторых видов животных.  1) их истребляют браконьеры  3) из-за вырубки лесов сокращаются места их обитания  2) их истребляют хищники  4) ухудшается экологическая обстановка С 2. Какие растения занесены в Красную книгу?
Рабочая программа по окружающему миру -2 класс (УМК Школа России)

Контрольная работа за 2 четверть

Вариант 1 А 1. Какое высказывание неверное?  1) В городе есть фабрики и заводы.  2) В городе есть общественный транспорт.  3) В селе нет магазинов и школ.  4) В городе дома многоэтажные. А 2. Укажи отрасль экономики.  1) образование  2) промышленность  3) молоко  4) деньги А 3. Что делают из металла?  1) бумагу  2) детали для машин  3) стекло  4) одежду А 4. Какого явления природы не бывает зимой?  1) метели  2) ледостава  3) половодья  4) сильного мороза А 5. Какие строительные материалы нужны для сельского дома?  1) брёвна  3) лестничные пролёты  2) бетонные плиты  4) металлические конструкции А 6. Что необходимо для работы учёному?  1) нитки  2) микроскоп  3) сито  4) указка А 7. Как называется магазин, где можно купить стиральный порошок?  1) галантерейный  3) строительный  2) продуктовый  4) хозяйственный А 8. Какой автомобиль не относится к спецтранспорту? Рабочая программа по окружающему миру -2 класс (УМК Школа России) В 1. Кто работает в строительстве?  1) каменщик  2) животновод  3) стоматолог  4) настройщик В 2. Как называется машина для подъёма грузов на высоту?  1) экскаватор  2) подъёмный кран  3) самосвал  4) бетономешалка В 3. Зачем садоводы на зиму обвязывают молодые деревья еловыми лапами?  1) это очень красиво 2) хвоинки используют как удобрение  3) так дереву теплее  4) так зайцы не смогут обгладывать кору С 1. Найди названия жилища человека.  1) изба  2) иглу  3) хижина  4) ферма С 2. Какие слова не относится к снегопаду? 1) гололёд  2) крупка  3) град  4) пороша


Вариант 2 А 1. Чем не занимаются городские жители?  1) не строят дома  3) не учатся в школе  2) не доят коров 4) не работают на заводе А 2. Что является продуктом промышленного производства?  1) мясо  2) станки  3) шерсть  4) знания А 3. Что происходит в природе зимой?  1) птицы улетают в тёплые края  3) снегопад  2) листопад  4) птицы строят гнёзда А 4. К какому виду транспорта относится катер?  1) к воздушному  2) к наземному  3) к водному  4) к подземному А 5. Какие материалы нужны для строительства городского дома?  1) бетонные плиты  2) брёвна  3) доски  4) пакля А 6. Что необходимо для работы швее?  1) указка  2) микроскоп  3)сито  4) нитки А 7. Где можно купить тетради?  1) в магазине канцтоваров  3) в книжном магазине  2) в магазине хозтоваров  4) в магазине промтоваров А8. Что относится к образовательным учреждениям?  1) музей  2) школа  3) цирк  4) санаторий В 1. Какая промышленность производит йогурты?  1) лёгкая 2) пищевая  3) тяжёлая  4) металлургия В 2. Какую технику не используют на стройке?  1) автокран  2) землеройную машину  3) бульдозер  4) комбайн В 3. Какое транспортное средство здесь лишнее?  1) теплоход  2) яхта  3) троллейбус  4) баржа С 1. На чём писали в древние времена?  1) на песке  2) на папирусе  3) на воде  4) на бамбуковых С 2. Люди, каких профессий могут работать и в городе, и в селе?  1) учителя  2) трактористы  3) инженеры  4) водители машин

Контрольная работа за 3 четверть

Вариант 1 А 1. Как называется часть тела, где расположен мозг?  1) конечности  2) туловище  3) шея 4) голова А 2. Какой предмет гигиены может быть один на всю семью?  1) полотенце  2) зубная паста  3) зубная щетка  4) расчёска А 3. С чем можно играть детям? 1) с иголкой  2) с конструктором  З) с утюгом  4) с лекарствами А 4. Найди несъедобный гриб. 1) рыжик  2) опёнок  З) бледная поганка  4) подосиновик А 5. Как уберечься от опасностей у водоёма?  1) купаться только в водоёмах с тёплой водой  2) купаться только вместе с друзьями  3) купаться только под присмотром взрослых  4) купаться только там, где мало народу А 6. Какой орган отвечает за пищеварение? 1) лёгкие  2) кровь  3) сердце 4) желудок А 7. Кому, кроме родителей, можно открыть дверь, если дома один?  1) милиционеру  2) врачу З) подруге мамы  4) никому А 8. Кто является членом семьи?  1) сосед  2) бабушка  3) няня  4) друг В 1. Какой витамин повышает сопротивляемость организма простудам?  1) витамин А  2) витамин В  3) витамин D  4) витамин С В 2. Чего учащимся не надо делать в школе?  1) дежурить по классу  3) ходить на дискотеку  2) проходить медосмотр  4) выполнять домашнее задание В 3. Куда деть нож и вилку, когда перестал пользоваться ими? 1) положить на тарелку З) держать в руках  2) положить на салфетку  4) отнести на кухню С 1. Как уберечься от укуса клеща?  1) не ходить в лес  2) одеваться так, чтобы тело было хорошо закрыто  3) в лесу чаще осматривать друг друга  4) пользоваться защитными средствами С 2. Какие действия детей могут вызвать пожар?  1) игра со спичками и зажигалками  2) использование фейерверков без взрослых  3) пользование пылесосом  4) пользование компьютером

Вариант 2 А 1. Что не является частью туловища?  1) рука 2) спина  З) живот  4) грудь А 2. Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?  1) меньше спать  З) делать зарядку  2) больше есть  4) пить лекарства А 3. По какому телефону нужно вызывать пожарных?  1) 01  2) 04  З) 09  4) 05 А 4. Какая ягода ядовита?  1) голубика  2) рябина  З) клюква  4) вороний глаз А 5. Что делать, если незнакомый человек пытается проникнуть в твою квартиру?  1) позвонить в милицию и позвать на помощь  З) закрыться в ванной  2) спрятаться под кровать  4) попытаться напугать преступника А 6. Назови орган дыхания человека. 1) лёгкие  2) печень  З) сердце  4) пищевод А 7. Что можно принимать от незнакомых людей?  1) конфеты 2) передачу от мамы  3) игрушку  4) ничего А 8. Кто не является членом семьи?  1) сестра  2) дедушка  З) отец  4) друг В 1. Что из перечисленного относится к бытовой химии? 1) соль 2) средство для мытья посуды З) перец 4) вода В 2. Что означает этот знак? Рабочая программа по окружающему миру -2 класс (УМК Школа России)  1) подземный пешеходный переход 3) вход или выход  2) наземный пешеходный переход  4) пешеходный переход В 3. Какие действия надо выполнять в случае пожарной тревоги в школе? 1) срочно выбегать из класса  3) эвакуироваться под руководством учителя  2) звонить по телефону 01  4) прыгать в окно С 1. Что делать, если ты потерял родителей в незнакомом месте?  1) искать дорогу домой 3) попросить о помощи милиционера  2) стоять там, где потерял родителей 4) пойти на автобусную остановку С 2. Что можно делать в лифте, если застрял?  1) пытаться самому открыть дверь  2) прыгать и топать ногами  3) громко звать на помощь  4) вызвать диспетчера, нажав специальную кнопку

Контрольная работа за 4 четверть

Вариант 1 А 1. Что такое линия горизонта? 1) всё, что мы видим вокруг 3) граница горизонта, где небо как бы сходится с землёй 2) граница между сушей и водой  4) поверхность Земли А 2. Что такое компас?  1) спортивное снаряжение  2) прибор для определения сторон горизонта  З) прибор для определения температуры воздуха  4) прибор для определения погоды А 3. Как называются горы, расположенные рядами? 1) горные хребты  2) холмы  3) овраги  4) балки А 4. В каком городе находятся президент и правительство нашей страны?  1) в Санкт-Петербурге  3) в Нижнем Новгороде  2) в Москве  4) в Калуге А 5. Где расположена наша страна? 1) в Южной Америке 2) в Африке  3) в Австралии  4) в Евразии А 6. Сколько океанов на Земле?  1) четыре  2) пять  3) шесть  4) семь А 7. В каком году состоялся первый полёт человека в космос? 1) в1949  2) в 1961  3) в1998  4) в 2008 А 8. Укажи зимние месяцы.  1) сентябрь, октябрь, ноябрь  3) март, апрель, май  2) декабрь, январь, февраль  4) июнь, июль, август В 1. В какую сторону надо выходить из леса, если заходил туда, двигаясь на юг?  1) на север  2) на запад  3) на восток  4) на юг В 2. Как называется место, отмеченное на рисунке?  1) устье  2) берег  3) исток  4) приток
Рабочая программа по окружающему миру -2 класс (УМК Школа России) В 3. Укажи вид бабочек.  1) солдатики  2) крапивница  3) вертячка  4) бронзовка С 1. Какие города находятся не в России? 1) Дели  2) Токио  3) Таруса  4) Лондон С 2. Какие горы есть в нашей стране?  1) Кавказские  2) Альпы  З) Алтай  4) Уральские

Вариант 2 А 1. Что не является стороной горизонта? 1) север  2) юг 3) закат  4) восток А 2. Какой конец стрелки компаса должен показывать на север?  1) любой  2) синий  3) красный  4) чёрный А 3. Укажи название неровных участков земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.  1) холмы  2) овраги  3) равнины  4) горы А 4. Как называют углубление, по которому течёт река?  1) приток  2) устье  3) исток  4) рукав А 5. Где изображён двуглавый орёл?  1) на флаге России  3) на гербе России  2) на флаге Москвы  4) на гербе Москвы А 6. Какая достопримечательность находится в Москве?  1) Исаакиевский собор  3) Петропавловская крепость  2) Эрмитаж  4) Большой театр А 7. Какой космонавт совершил первый полёт в космос?  1) В. Терешкова  3) А. Леонов  2) Ю. Гагарин  4) Н. Армстронг А 8. Какая температура воздуха характерна для летнего дня? 1) +10°С 2) 0°С  3) +5 °С  4)+25°С В 1. Какое утверждение верно?  1) Заморозков никогда не бывает весной.  2) Весной на реке появляется лёд.  3) Весной появляются проталины.  4) Птицы весной запасают корм на зиму. В 2. Какие горы находятся не в нашей стране?  1) Кавказские  2) Уральские  3) Анды  4) Алтай В 3. Какие цветы цветут на клумбе летом? 1) флоксы  2) гладиолусы  3) георгины  4) астры С 1. С какой стороны ты зашёл в лес, если выходишь из него на северо-востоке?  1) с юго-востока  3) с северо-востока  2) с юго-запада  4) с северо-запада С 2. Через какие континенты не проходит экватор?  1) через Африку  3) через Южную Америку  2) через Евразию  4) через Австралию

Итоговая контрольная работа

Вариант 1 А 1. Назови объект неживой природы.  1) сосна  2) воздух  3) ромашка  4) воробей А 2. Что относится к природным явлениям?  1) чтение газеты  2) строительство дома 3) снегопад  4) встреча с другом А 3. Какое явление относится к осадкам? 1) гром  2) дождь  3) гололёд  4) ветер А 4. К какой группе животных относятся лягушки?  1) к земноводным  2) к зверям 3) к насекомым  4) к рыбам А 5. Что производит лёгкая промышленность?  1) станки  2) одежду  3) шерсть  4) кино А 6. К какому виду транспорта относится вертолёт? 1) к водному  2) к наземному  3) к воздушному  4) к подземному А 7. Какие функции выполняют лёгкие?  1) орган дыхания  3) управляют работой организма  2) орган пищеварения  4) гонят кровь по телу А 8. По какому телефону можно вызвать скорую помощь? 1) 01  2) 02  3) 03  4) 04 А 9. Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя?  1) горизонт  2) линия горизонта  3) Земля  4) открытая местность А 10. Как называются углубления с крутыми склонами на равнинах?  1) горы  2) холмы  3) овраги  4) балки В 1. Что растёт в водоёмах?  1) ландыш  2) кувшинка  3) лютик  4) вороний глаз В 2. Что делать, если загорелся красный сигнал светофора и ты не успел перейти дорогу?  1) быстро перебежать  2) встать на специальном белом островке посередине дороги  З) вернуться обратно  4) аккуратно пройти между машинами В 3. Чем ты можешь помочь родителям по дому?  1) починить розетку  3) потравить насекомых  2) отремонтировать утюг  4) сходить за хлебом В 4. Как нужно вести себя в автобусе?  1) громко смеяться  3) уступать места пожилым людям  2) толкать пассажиров, если мало места  4) ехать на нижней подножке С 1. Назови русские города.  1) Париж  2) Москва  3) Новгород  4) Санкт-Петербург С 2. Какие правила надо соблюдать, чтобы уберечься от солнечного удара?  1) как можно реже выходить летом на улицу  2) прятаться от солнечного света  3) носить в солнечную погоду панаму  4) загорать в меру С 3. Какие утверждения верные?  1) Москва - столица России.  2) В Москве находится Эрмитаж.  3) Основатель Москвы - Юрий долгорукий.  4) Русский флот был создан Петром 1 в Москве.

Вариант 2 А 1. Что относится к живой природе?  1) Солнце  2) воздух  3) мухомор  4) лодка А 2. Назови природное явление, не связанное с изменением сезона.  1) сильный ветер  3) листопад  2) таяние льда  4) появление почек на деревьях А 3. Назови погодное явление.  1) течение реки  2) снегопад 3) восход солнца  4) прилёт птиц А 4. Назови группу животных, к которой относится бабочка.  1) насекомые  2) земноводные  3) птицы  4) звери А 5. Что не относится к сельскохозяйственному труду?  1) уборка урожая 2) пошив одежды  3) выпас скота  4) посевные работы А 6. Укажи специальный вид транспорта.  1) метро  2) самолёт  3) аварийная газовая служба  4) автобус А 7. Какова функция желудка?  1) орган дыхания  3) там находится мозг  2) разносит кровь по телу  4) орган пищеварения А 8. По какому телефону звонить, если незнакомый человек пытается открыть дверь?  1) 01  2) 02  3) 03  4) 04 А 9. Куда должен указывать синий конец стрелки компаса? 1) на юг 2) на север  3) на запад  4) всё равно А 10. Как называют реку, впадающую в другую реку?  1) исток  2) устье  3) приток  4) рукав В 1. Что продают в бакалее? 1) крупу  2) мясо  3) булочку  4) сок В 2. Что означает этот знак? Рабочая программа по окружающему миру -2 класс (УМК Школа России)  1) подземный пешеходный переход  3) вход или выход  2) наземный пешеходный переход  4) пешеходный переход В 3. Какой материк поделён на две части света?  1) Австралия  2) Евразия  3) Северная Америка  4) Африка В 4. Как ты будешь вести себя в гостях? 1) громко разговаривать  3) спокойно играть со своим другом  2) брать любые вещи, если захочу их посмотреть  4) сидеть с обиженным лицом С 1. Что можно делать в школе?  1) драться с одноклассниками  3) учить уроки  2) ходить в библиотеку  4) слушать учителя С 2. Какие достопримечательности есть в столице России?  1) Лувр  3) Третьяковская галерея  2) Зимний дворец  4) храм Христа Спасителя С 3. Какие города находятся не в России?  1) Лондон  2) Нью-Йорк  3) Рязань  4) Париж



















































© 2010-2022