- Преподавателю
- Начальные классы
- Работа над рефератом в начальных классах Методические рекомендации
Работа над рефератом в начальных классах Методические рекомендации
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Копылова М.А. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования администрации Беловского района
МОУ "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Работа над
рефератом в
начальных классах
Методические рекомендации
Составитель Копылова М.А.
Беловский район
2005
Составитель: Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
В методических рекомендациях содержаться основные направления работы над рефератом с учащимися начальных классов, требования к оформлению реферата, а также перечислены основные недочеты, характерные для большинства работ.
Работа над рефератом в начальных классах. Методические рекомендации /Сост.: Копылова М.А. - Беловский район, 2005.
© Беловский РМК, 2005 г.
Содержание
Содержание 4
Введение 5
Основные направления работы над рефератом 6
Требования к оформлению реферата 11
Типовые недочеты, характерные для большинства работ учащихся: 12
Список используемой литературы 13
Введение
Совершенствование системы обучения связной письменной речи в начальных классах является важной задачей методической и школьной практики, поскольку овладение письменной речью оказывает существенное влияние на становление личности ребенка, его индивидуальности, а также на формирование его мировоззрения и культуры. Защита реферата - одна из форм проведения устной проверки знаний учащихся. Она предполагает выбор проблемы, ее изучение, изложение результатов и выводов. Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Реферат - достаточно сложный и важный вид учебно-научной работы. Он позволяет проверить у учащихся сформированность таких умений, как:
- находить и четко формулировать тему предстоящего реферата, определять ее границы;
- вдумчиво читать и анализировать тексты, определять их тему, основную мысль;
- выделять в них главную и второстепенную информацию;
- оценивать информацию текстов с точки зрения ее важности для составления реферата;
- отбирать и систематизировать нужный материал;
- определять последовательность изложения;
- представлять информацию исходных текстов в сжатом виде;
- реализовывать текст в определенном стиле, типе речи и языковой форме;
- делать выводы из прочитанного.
Основные направления работы над рефератом
- Ознакомление учащихся с рефератом как жанром научной литературы, его отличительными признаками;
- Обучение четкой формулировке темы, определение ее границ;
- Обучение выявлению и формулированию целей и задач;
- Формирование умения осмысленно читать и анализировать тексты - первоисточники, выделять главную и второстепенную информацию, опорные слова, составлять план;
- Ознакомление со способами сжатия текста;
- Формирование умения на основе первичных текстов создавать новый вторичный текст;
- Ознакомление со структурными особенностями реферата, с делением текста на абзацы;
- Ознакомление со способами и средствами связи предложений и частей текста;
- Ознакомление с научным стилем.
Содержание работы над каждым направлением
- На первом этапе работы надо познакомить учеников со спецификой реферата как жанра, дать его научное определение. После ознакомления с понятием «реферат» надо сообщить им сведения о его отличительных признаках. К ним относятся следующие:
- информативная полнота и точность изложения при небольшом объеме полученного вторичного текста;
- объективность в передаче содержания первоисточников;
- выраженность в строго научном стиле;
- определенная устойчивая структура.
- Важным является выбор темы реферата. В начальных классах чаще всего тему предлагает учитель. Бывают случаи, что дети самостоятельно выбирают тему, тогда учитель помогает правильно сформулировать тему. Осуществляя индивидуальный подход, объективно оценивая возможности ученика, учитель в форме разъяснений, рекомендаций, советов помогает ему отчетливо представить характер, направление и содержание предстоящей работы, вызвать к ней интерес.
- быть конкретной актуальной, содержательной, информативной и достаточно разработанной в науке, чтобы по ней можно было найти литературу;
- соответствовать познаниям детей, опираться на материал учебной программы и вместе с тем содержать элемент новизны, в какой-то мере выходить за рамки изученного, только тогда она сможет вызвать интерес у учеников, пробудить любознательность и пытливость;
- Реферат, как и любой текст, создается с определенной целью, которая формулируется во введении. Каждый ученик должен, хотя бы в общем виде определиться с целью написания своей работы.
- рассмотреть вопрос (содержание теории)…;
- представить точки зрения разных ученых на (что?)…;
- описать (осветить) состояние проблемы…
- При обучении написанию реферата нужно помнить, что в основе его написания лежат навыки зрелого, эффективного чтения, хорошо развитые умения активно и осмысленно читать тексты и их анализировать, подвергать смысловой обработке, а именно выделять главное, членить текст на смысловые куски и определять связь между ними, находить опорные слова, словосочетания и предложения, группировать излагаемые факты, обобщать, критически осмысливать и оценивать информацию.
- Обучение в тексте поиску существенной информации, выделению главного и второстепенного.
- Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т. п.
- Обобщение нескольких однородных мелких вопросов.
- Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей текста.
- подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в строгой логической последовательности;
- -выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;
- точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;
- отвлеченность и обобщенность;
- объективность, которая связана с научной достоверностью изложенных фактов.
- Характерной чертой научного стиля, в том числе и рефератов, является наличие так называемых клише. Эти клише необходимо постепенно вводить в словарный запас учеников. Их можно записывать в тетрадь по развитию речи.
Требования к оформлению реферата
- Тема реферата и ее выбор.
- Тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения.
- В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы.
- Следует воздерживаться от использования большого количества терминов и формулировок.
- Требования к оформлению титульного листа.
- Оглавление.
- Основные требования к введению.
- Требования к основной части реферата.
- Требования к заключению.
- Основные требования к списку изученной литературы.
- Процедура представления реферата.
турного чтения, но и в процессе изучения почти всех учебных предметов.
Типовые недочеты, характерные для большинства работ учащихся:
- Часто дети механически копируют текст, не пытаясь осуществить их смысловую и языковую переработку с точки зрения логики нового текста.
- Информативная недостаточность.
- Информативная избыточность, а именно наличие в реферате информации, которая не соответствует теме текста. Она обусловлена неумением выделить главное, неспособностью компактно выразить основную идею с помощью точных речевых формул.
- Неумелая формулировка темы реферата, нечетко определение ее границ. Учащиеся выбирают или слишком широкие темы или слишком узкие.
- Слабость вступительной части. Здесь можно отметить недоработки трех видов:
- отсутствие обоснования выбора темы, постановка цели и задач;
- избыточное по объему и содержанию;
- «деффективное» введение, для которого характерно сочетание избыточности в одних местах и ущербности других.
- Отсутствие заключения или обобщения.
- Неправильное структурирование текста. Некоторые учащиеся пишут реферат «сплошным текстом», отчего он труден для восприятия.
- Недостаточная связность частей текста, расположенных на расстоянии друг от друга.
Список используемой литературы
Щеголева, Г.С. учет специфики письменной речи на начальном этапе ее формирования. //Начальная школа. -2003, № 12. - с. 36-43.