- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Мотивация успешного обучения
Доклад Мотивация успешного обучения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чаплыгина О.В. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мотивация учения - основное условие успешного обучения 1.Учебная мотивация - проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
-
познавательные;
-
коммуникативные;
-
эмоциональные;
-
саморазвития;
-
позиция школьника;
-
достижения;
-
внешние (поощрения, наказания).
3. На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивого до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной.
Признаки положительного отношения
-
Активность учеников в учебном процессе
-
Умение ставить перспективные цели
-
Умение отстаивать свое мнение
-
Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
-
Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
-
Поиск нестандартных способов решения учебных задач
-
Гибкость и мобильность способов действий
-
Переход к творческой деятельности
-
Увеличение доли самообразования.
Для отрицательного отношения школьников к учению характерны:
-
Бедность и узость мотивов
-
Слабая заинтересованность в успехах
-
Слабая нацеленность на оценку
-
Неумение ставить цели, преодолевать трудности
-
Нежелание учиться
-
Отрицательное отношение к школе, учителям
Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.
4. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во - вторых, организацией учебного процесса; в - третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в - четвёртых, особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в - пятых, спецификой учебного предмета.
5. Существует много различных причин снижения мотивации учения.
Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:
- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
- не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием,
- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом:
- особенности личности учителя, не всегда уделяют должного внимания мотивации учащихся.
Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются:
- низкий уровень знаний:
- не сформированность учебной деятельности, и. прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний:
- реже - несложившиеся отношения с классом;
- в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.
8. Наиболее значимыми в работе по формированию мотивации учения можно считать следующие установки и действия учителя.
- учет возрастных особенностей школьников;
- создание ситуации успеха;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- вера учителя в возможности ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- формирование адекватной самооценки у учащихся;
- совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
- использование коллективных и групповых форм работы;
- эмоциональная речь учителя;
- применение поощрения и порицания;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
- нестандартная форма проведения уроков;
- использование игровых технологий.
-
интересоваться делами, учебой ребенка;
-
помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
-
объяснять ребенку, что его неудачи в учебе - это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
-
чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
Приложение№1
Диагностика исследований по изучению мотивации обучения у младших школьников (методика Н. Лускановой)
Дата______ Ф. И.____________________ Класс__________
Инструкция для учащегося:
1.Тебе нравится в школе?
-
Не очень
-
Нравится
-
Не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-
Чаще хочется остаться дома.
-
Бывает по - разному.
-
Иду с радостью.
3.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-
Хотел бы
-
Не хотел бы
-
Не знаю
-
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам. Что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
1.не знаю
2. остался бы дома
3. пошёл бы в школу
5. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
-
Не знаю
-
Не хотел бы
-
Хотел бы
6. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
1.часто
2. редко
3. не рассказываю
7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
1. точно не знаю
2. хотел бы
3. не хотел бы
8. У тебя в классе много друзей?
1. мало
2. много
3. нет друзей
9.Тебе нравятся твои одноклассники?
1. нравятся
2. не очень
3. не нравятся
6