- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Обобщение знаний о глаголе
Конспект урока по русскому языку Обобщение знаний о глаголе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мубаракшина И.Г. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект открытого урока по русскому языку.
Тема урока: Обобщение знаний учащихся о глаголе.
Тип урока: урок обобщение знаний.
Вид урока: урок-семинар.
Цель урока: Развитие познавательной активности учащихся.
Задачи:
-
Обобщить знания о признаках глагола как части речи.
-
Закрепить навыки лексико-грамматического и орфографического анализа глаголов.
-
Развивать умение рассуждать, убеждать, доказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы;
-
Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент. (слайд 1, 1 щелчок)
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. (слайд 1, 2 щелчок и щелчок-звук)
(Физминутка на регуляцию психического состояния)
Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили, головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!
Скорей за работу, готовьтесь к работе!
Сегодня нас ждет игра.
И задания уже распределены,
на уроке ждут нас они!
2. Сообщение цели урока.
На доске: «Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи». А.Югов Слайд 2
Учитель: Прочитайте слова с доски и объясните их смысл.
Учащиеся: Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.
3. Обобщение изученного материала.
А). Учитель: Ребята, за неделю до проведения этого урока вам были предложены вопросы по теме урока (Слайд 3)
- На первый вопрос отвечают учащиеся первой группы.
1-я группа:
«Глагол» - это перевод с латинского verbum, что значит «слово, речь».
В словаре Даля это слово означает:
1. слово, речь;
2. часть речи, разряд слов, выражающий действие, состояние.
Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
2-я группа:
Ученик: Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную и др). По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Самыми употребительными являются глаголы мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.
- Поиграем в игру «Образуй новый глагол».
(Учащиеся в течение 2 минут в группах называют глаголы, объясняют их смысл.)
- Говорить - договорить, наговорить, переговорить, уговорить, договориться, наговориться. Сговориться, переговариваться.
- Как образованы новые глаголы? (с помощью разных приставок и суффиксов)
Учитель: Предлагаю к глаголу ГОВОРИТЬ подобрать синонимы.
Говорить - произносить, замечать, беседовать, болтать, трещать, доказывать.
Разыгрывается сценка - отрывок из стихотворения Г.Гюйко. Слайд 4
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
Учитель: Объясните значение выделенных словосочетаний.
- Подберите словосочетания с глаголом держать так, чтобы этот глагол имел разные значения, и ещё подобрать к глаголу синонимы.
(Все работают в группах, затем идёт обсуждение выполненной работы).
Учащиеся: Держать книгу, держать речь - выступать, так держать! - когда хотят подбодрить человека, держать в секрете - хранить тайну, держать в доме - иметь, держать путь - направляться.
Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
Б). Учитель: Прочитайте стихотворение И.Токмаковой (записано без знаков) Слайд 4
Зябнет …синка
Др…жит (на) ветру
Стынет (на) солнышке
Мёрзнет (в) ж…ру
Задания:
1. Назови глаголы - синонимы (зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет)
2. Какие орфограммы встретились в предложении?
3. Что вы можете сказать о предложении?
4. Расставь знаки.
5. Назови слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, подбери проверочные слова (дрожит - дрожь)
Запись стихотворения по памяти.
Взаимопроверка.
В). Учитель: Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу! Слайд 5.
- Какие звуки мы слышим в лесу?
- Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс» Слайд 6.
Задания:
1. Какую картину вы представили, расскажите.
2. С помощью какой части речи удалось передать картину бушующего моря. Почему?
3. Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах)
1-я группа: клокочет
2-я группа: допрянуть (словарь Даля стр.472)
3-я группа: незыблемых
4. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
5. Подчеркните глаголы звучания.
Г). Сценка.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали.
- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю.., нет побежу…- замялся Гена.
- Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.
- А как же сказать правильно? Подумайте!
Работа в группах. Выслушиваются ответы. Дети убеждаются, что глагол «победить» не употребляется в 1 лице.
Учитель: Действительно, есть в русском языке глаголы, которыне не могут употребляться в 1 лице. Слайд
Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.
- Запиши предложение, раскрыв скобки:
Я (убедить) товарища.
4. Творческая работа.
На доске записаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, выползают, суетятся, благоустраивают.
- Прочитайте слова.. Определите тему будущего текста. Озаглавьте его. Устно составьте. Напишите текст, сочинение-миниатюру.
(самостоятельная работа)
Чтение сочинений 2-3 учеников.
- Какие глаголы вы использовали в тексте? В каком времени, числе? Есть ли в ваших сочинениях глаголы-синонимы? Назовите их. Назовите глаголы с безударной гласной в корне слова. Подберите проверочные слова (устно).
-О чём можно сказать, используя глагол светит? блестит? сияет? сверкает?
- Проведём звуко-буквенный анализ слова греет (один ученик у доски, остальные - в тетрадях).
5. Итог урока.
- Чем заинтересовал вас глагол? Какие бывают глаголы? Назовите постоянные признаки глагола.
- Вспомните глаголы звучания, которые встречались нам сегодня на уроке. - Назовите ещё несколько глаголов звучания, света и цвета (шумят, зеленеют, горит, синеют, заалела и др.)
6. Домашнее задание.
Разобрать глаголы зябнет, допрянуть как часть речи.
Используемая литература:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.; Русский язык, 2005г.
2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М.; Просвещение, 1991г.
3. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах, - Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2002г.
4. Канакина В.П. Радость познания в слове., М.; Новая школа, 1996г.