Внеурочная деятельность для 1 класса Бумажные фантазии

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Программа

внеурочной деятельности

«Бумажные фантазии»




Вид деятельности: познавательная

Возраст школьников: 1 класс

Разработчик: Малышина Н А.

учитель технологии










2013-2014

Содержание рабочей программы.

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание занятий

  3. Тематическое планирование занятий

Пояснительная записка Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность.

Значение оригами для развития ребенка


Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует само регуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Занятие оригами учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание; развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера; учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами; развивает пространственное воображение - учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков; развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию; способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей; формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Цели изучения курса:

приобретение личного опыта как основы познания и развития;

приобретение первоначального опыта практической деятельности с бумагой на основе овладения приемами и способами ее обработки и чтения элементарных технологических карт;

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду;

формирование умения определять последовательность операций для изготовления изделий.

Задачи курса:

развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру через формирование позитивного отношения к труду;

развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

освоение трудовых умений и навыков, осмысление технологии процесса изготовления изделий в практической деятельности;

развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;

формирование коммуникативных умений в процессе реализации парной и групповой деятельности;

освоение первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе бучения работе с технологической документацией, строгого соблюдения технологии изготовления изделий;

освоение приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

ознакомление с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.


А также различные методы:


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.) • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом - исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы • групповой - организация работы в группах. • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. • и другие.

Методическое обеспечение программы Учебно-методический комплекс I. Учебные и методические пособия: • Научная, специальная, методическая литература (См. список литературы). II. Материалы педагога: Дидактические материалы: • Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами • Схемы создания изделий оригами (размноженные на ксероксе). • Образцы изделий. • Альбом лучших работ детей. • Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Отличительные особенности данной программы


В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор - Афонькин С.Ю.), разработанная мною программа рассчитана на детей в возрасте 7 - 8 лет должна реализовываться в условиях дополнительного образования, и она включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Связь с учебными предметами Русский язык и литературное чтение. Работа с текстами заданий позволяет продолжить решение важнейшей задачи начального образования - развития устной речи учащихся. Все тексты, используемые на занятиях по оригами, анализируются, обсуждаются, комментируются. Высказывания выстраиваются в определенной логике, обосновываются, выводы строго формулируются. Речевое развитие ребенка осуществляется при парной и групповой работе. Окружающий мир. Использование природных ресурсов, наблюдения на экскурсиях, изучение традиций других народов. Математика. Работа с геометрическими фигурами, выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании. Изобразительное искусство. Использования правил декоративно-прикладного искусства, законов дизайна и общих требований художественной выразительности при изготовлении изделий, эстетика труда. Для реализации программы используются материалы и инструменты:

белая бумага, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, простой карандаш,

салфетки бумажные или полотняные

Программа предусматривает проведение традиционных занятий, занятий в нетрадиционной форме (экскурсий, путешествий, игр) и т.п. Основные методы работы - индивидуальные, групповые и парные. Пары и группы в зависимости от видов работ могут быть постоянного и смешанного состава.

Ожидаемые результаты


В результате обучения по данной программе учащиеся: - познакомятся с искусством оригами; - овладеют навыками культуры труда; - овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; - будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; - научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; - будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; - разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию. - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. - научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); - научатся работать нужными инструментами и приспособлениями; - научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль); - овладеют основными техническими приемами макетирования; - освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов. - научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности: - научатся (на пропедевтическом уровне) самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;

Личностные результаты

1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

6. Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.

Предметные результаты

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.

2. Овладение технологическими приемами ручной обработки бумаги; усвоение правил техники безопасности;

3. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и организационных задач.

Общий план занятий.


Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.). 1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте). 2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений): • повторение действий прошлого занятия; • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники • безопасности. • 3. Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.); • показ образца; • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки); • повторение правил техники безопасности. 4. Практическая часть: • показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и форсированности навыков); • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей); • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте; • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию; • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Содержание рабочей программы

Введение

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Особенности материала, внешнего вида изделий декоративного искусства. Организация рабочего места, техника безопасного труда. Восприятие и анализ информации. Контроль и корректировка хода работы. Общее понятие о материале и его происхождении. Исследование элементарных свойств материала. Подготовка материала к работе. Экономное расходование материалов.

Базовая форма треугольник

Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Общее представление о конструировании изделий. Изделие, деталь изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Виды и способы складывания формы треугольник. Знакомство с разными видами треугольников.

Базовая форма воздушный змей

Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Виды и способы складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой.


Базовая форма двойной треугольник.

Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Складывание формы двойной треугольник. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.

«Чему мы научились за год?»

-Итоговое занятие

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:



Тема

Общее количество часов



Теория



Практика

1

Введение

7 часов

7

2

Базовая форма треугольник

17 часов

1

16

3

Базовая форма воздушный змей

6 часов

1

5

4

Базовая форма двойной треугольник

1 час

0,5

0,5

5

Базовая форма конверт

2 часа

1

1

6

Базовая форма дверь

2 часа

1

1

7

«Чему мы научились за год?»

2часа

1

1

8

Оформление выставочных работ.

2часа

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Темы занятий

Кол.

Часов

Планиров.

дата

Фактичес.

дата

1

Введение

7 ч.

1.1

Экскурсия. Что нас окружает

1

1.2

Из истории бумаги. Занятие-путешествие

1

1.3

Из истории оригами. Занятие-сказка.

1

Свойства бумаги. Практическая работа

1

Организация рабочего места.

1

Веселая страна геометрия

1

Техника безопасности.

1

2

Базовая форма треугольник

17 ч.

2.1

Ёлка

1

2.2

Гриб

1

2.3

Рыбка

1

2.4

Самолёт

1

2.5

Щенок

1

2.6

Зайчик

1

2.7

Кораблик

1

2.8

Стаканчик

1

2.9

Тюльпан в горшочке

2

2.10

Тюльпан - 2 способ

2

2.11

Лиса

1

2.12

Матрёшка

1

2.13

Вертушка из бумаги

1

2.14

Бабочка

1

2.15

Бабочка - 2 способ

1

3

Базовая форма воздушный змей

6 ч.

3.1

Воздушный змей;

1

3.2

Кролик;

1

3.3

Курочка;

1

3.4

Птица;

1

3.5

Сова;

1

3.6

Ворона

1

4

Базовая форма двойной треугольник

1час

4.1

Рыбка - Скаляре

1

5

Базовая форма конверт

2 часа

5.1

Пароход

1

5.2

Петушок

1

6

Базовая форма дверь

2 часа

6.1

Рубашка и галстук

2

7

«Чему мы научились за год?»

1 час

8

Оформление выставочных работ.

2 часа



Список литературы:
Выгонов В.В. "Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели". М.: Первое сентября, 2002 Долженко Г.И."100 оригами" . Ярославль: Академия холдинг, 2003. Сержантова Т.Б."Оригами для всей семьи". М.: Айрес-пресс, 2003 Соколова С.В. "Игрушки и забавы. Оригами". С.-Пб.: Нева, 2003 Соколова С.В. "Театр оригами. Теремок". С.-Пб.: Нева, 2003 Проснякова Т.Н."Уроки мастерства". М.:Учебная литература, 2003 Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И."Твори. Выдумывай. Пробуй". Самара: Корп. Федоров, 2004 "Делаем 50 моделей из оригами", сборник. Минск: Попурри, 2001 "Оригами - искусство складывания из бумаги". М.: Московский центр оригами, 1993 "100 игрушек из бумаги". С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000 "Снежинки. Вырезалочка". М.: Омега, 2002 "Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.". Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2002



© 2010-2022