Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л. В. Занкова)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Визитная карточка урока

Предмет:

Окружающий мир

Класс:

3 «Б»

Система

Развивающего обучения Л. В. Занкова

Учитель:

Фаина Алексеевна Колузанова

Тема урока:

Состав почвы

Тип урока: Комбинированный

Учебная задача:

Изучить состав и свойства почвы

Цели:

Образовательная:

-учащиеся актуализируют имеющиеся представления о почве;

- знакомятся с составом почвы путем проведения опытов;

Развивающая:

- учащие раскрывают роль почвы в жизни растений;

- формировать умения работать с лабораторным оборудованием в парах;

- развивать умения обобщать, делать выводы на основе результатов проведенных опытов;

- развивать наблюдательность при осуществлении практической деятельности.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к почве;

Оборудование

химическое оборудование: пробирки, спиртовка, стеклышко, стакан с водой, почва; папка исследователя, телевизор.














Партитура урока I.Мотивационно - ориентировочный этап 1.Вхождение в контакт. -Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите сколько разных приборов. -Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня? Наш класс похож на лабораторию. -Верно, а мы с вами ученые исследователи. - С каким настроением вы будете выполнять исследовательскую работу? 2. Постановка учебной задачи. У вас на партах лежит листок, с отрывком из рассказа М. Ильина « Чудесная кладовая». -Давайте прочитаем его. Читает один ученик (остальные смотрят видеофильм о сборе урожая). «Чудесная кладовая» Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полетит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватить. - Это не сказка, чудесная кладовая есть на самом деле. - Разгадаем биологический кроссворд и узнаем, какой объект мы будем исследовать. -Какой же объект мы будем исследовать? Мы будем исследовать почву. - Что должны узнать о почве? Из чего состоит? Для чего нужна? Какая бывает?

I. Операционно-исполнительный этап

На доске плакат с кармашками

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)

-Обратимся к портфелю исследователя.

-Вспомните, кто каким путем собирал информацию. Я предлагаю объединиться в группы.
В первую группу объединяются дети, которые получили, информацию прочитав книги. Учитель ставит листочки со значком для каждой группы. Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)

Во вторую группу, кто использовал компьютер. В третью группу, кто собирал информацию путем наблюдения. В четвертую группу, кто спрашивал у взрослых людей. В пятую кто проводил эксперимент. (Дети рассаживаются по группам) -А теперь поделитесь своей информацией. После того как дети посовещались, садятся на свои места. - 1группа что вы можете рассказать о почве? 1группа Мы работали с энциклопедиями: « Я познаю мир», « Что такое и кто такой», « Все обо всем" и узнали что почва- это такая земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. И это ее главный признак. 2 группа. Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3- 4 см. в других достигает нескольких метров. 3 группа Мы проводили наблюдения и сделали вывод. Чтобы получить высокий урожай, люди обрабатывают почву: вспахивают и боронуют. Это делает ее более рыхлой и в ней быстро прорастают семена, а корни свободно ветвятся. 4 группа На разных территориях встречаются различные типы почв: тундровые, черноземные, подзолистые, болотные. Самая плодородная почва - черноземная. Она темная. Я спросил у мамы, какая почва в Выксе. Она сказала, что почвы нашего района не так плодородны как в Арзамасском районе. Там всегда собирают богатый урожай картошки и лука. -Почему так происходит? -Почему собирают на одних почвах богатый урожай а, на других не очень? Потому что один хозяин хорошо ухаживает за своей землей, а другой лениться. Одна земля плодородная, а другая не плодородная. -Ребята, а еще это зависит от состава почвы. -Как можно узнать о составе почвы? Нужно провести опыт. -Кто из вас проводил опыт? -Нет таких. Поэтому кармашек провести эксперимент остался пустым. - Ребята, чем мы пользуемся, когда проводим опыты? Пользуемся планом. - Он находится у нас на доске. План

  1. Что хотим узнать из этого опыта?
  2. Как узнаем?
  3. Что делаем во время опыта?
  4. Что наблюдаем?
  5. Почему это произошло?
-Откройте учебник на странице 21. Найдите описание 1 опыта и выполните его самостоятельно.

Опыт № 1 Возьмите салфетку насыпьте на нее немного почвы. Придавите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. -Что вы увидели на бумаге? На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
- Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. -Что доказывают эти опыты? В почве есть вода. -Нарисуйте значок на листке, которым можно обозначить воду и вставьте его в кармашек индивидуальной папки исследователя Учитель крепит на доску 1 символ.

Опыт №2 -Будем продолжать нагревать почву. -Что вы видите и чувствуете? Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах. - Это сгорают остатки живых организмов. По-другому это называется перегной. Он придает почве темный цвет. Чем темнее почва, тем больше в ней перегноя. -Это слово для вас новое. Учитель прикрепляет табличку со словом на доску. - Как можно изобразить перегной? -Вы затрудняетесь изобразить перегной значком, тогда в кармашек отправляется табличка со словом « перегной». Ученик табличку со словом « перегной» вставляет в кармашек.

Опыт № 3 По учебнику выполните опыт №2 - Что вы увидели? Из почвы выходят пузырьки. - Какой вывод можно сделать? В почве есть воздух. - Обозначьте воздух значком. - Размешайте воду палочкой. - Что видите на поверхности воды? На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакана муть. - Рассмотрите внимательно эту муть, осевшую на дне стакана. - Что заметили? Песок, поверх которого осела глина. - Какой вывод можно сделать? В почве есть глина и песок. - Обозначьте песок и глину значком.

Опыт №4 Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды помещаю на стекло. Подержу стекло над огнем. Вода быстро испарилась. -Что осталось на стекле? А на стекле остались белые налеты. Это соли. Они являются питательными веществами, необходимыми для роста и развития растений. На доске изображена схема, которую дети дополняют символами. - Что же входит в состав почвы?

ПУрок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)очва Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова) Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова) Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова) Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Состав почвы (Развивающее обучение Л.В. Занкова)

В состав почвы входит воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.
-Верно. А еще особые микробы, которые помогают перерабатывать соли. -Ученые подсчитали, что в одном кубическом сантиметре лесной почвы обитают 10 миллионов бактерий, 200 тысяч простейших живых организмов. Чем больше микроорганизмов, тем плодороднее почва. Физкультминутка (под музыку) Работа с рисунком. -Для чего нужна почва? На почве растут растения, а также в ней обитают живые существа. - Да. Это различные животные: черви, кроты, насекомые, микробы. - А как они могут жить в почве? Они имеет различные приспособления. -Давайте посмотрим, как это выглядит на рисунке. -У вас на партах лежит рисунок « Почва». -Оживите» (раскрасьте) его, проявите фантазию и изобретательность. Рисунки прикрепляю на доску. Групповая работа. На партах лежат листочки с текстами. 1. Растения получают из почвы кислород. Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает воздух и вода, таким образом, из почвы кислород проникает в корни растений. Вода также питает растения и растворяет питательные вещества. 2. Вода также питает растения и растворяет питательные вещества. Когда растения отмирают, то живые организмы перерабатывают, измельчают их и получается перегной. Перегной медленно под действием микробов превращается в соли, без которых растения жить не могут. Но эти питательные вещества не могут сами проникнуть в корни растений, поэтому они растворяются в воде и с ней усваиваются растениями. 3. Когда растения отмирают, то живые организмы перерабатывают, измельчают их и получается перегной. Перегной медленно под действием микробов превращается в соли, без которых растения жить не могут. Но эти питательные вещества не могут сами проникнуть в корни растений, поэтому они растворяются в воде и с ней усваиваются растениями. 4. Листья нельзя сжигать, так как из них через некоторое время образуется перегной, необходимый для питания растений. - Я предлагаю выбрать ответы на вопросы из предложенных вам текстов. 1. Что же растения получают из почвы? Дети выбирают и зачитывают правильный ответ на каждый вопрос. 2. А что вы узнали о питательных веществах? 3. Ребята, солей в почве мало и растения могли бы быстро израсходовать их. Как вы думаете, за счет чего запас солей в почве постоянно пополняется? 4. Почему в парках и скверах не следует сжигать листья? Ребята почвы бывают разные - и плодородные с большим количеством перегноя, и менее ценные. Но почву можно улучшить. У вас у каждого есть огород. Расскажите, что вы делаете, чтобы ваша почва была более плодородной. Перекапываем, чтоб была рыхлой; поливаем, чтобы была влага; удобряем навозом, золой, перегноем, солями. Демонстрация солей, золы. Дети смотрят видеофильм, как обрабатывают почву. Учитель рассказывает об уходе за ней. Учитель: Соли вносят в малом количестве. Всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай. Представьте, что когда-то на земле вообще не было почв, везде было пусто, но с образованием этой чудесной кладовой наша Земля стала прекрасней. Поэтому за почвой нужен правильный уход. Она, как и другие природные элементы, нуждается в охране и бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой. Почву восстановить может сама природа, при чём очень медленно: за сто лет - один сантиметр. Зато разрушить почву можно быстро - в течение одного года.
III. Рефлексивно- оценочный этап. - Проверим, как вы усвоили материал о составе почвы. - Разгадайте кроссворд. У каждого ребенка на столе лежит кроссворд. Вопросы к кроссворду: 1. Как нужно относиться к почве? ( Бережно) 2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина) 3. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух) 4. Вещество, повышающее плодородие почвы. ( Перегной) 5. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соль) -Проверка осуществляется при помощи сигналов. На доске правильные ответы. -Кто справился без ошибок? - Допустил 1-2 ошибки? -Не справился? - Назовите слово в выделенной строчке. (Жизнь) -Почему слово жизнь выделили? Потому что без почвы не было бы жизни на земле.

П

Б

Е

Е

Р

С

Р

Г

В

Е

О

Е

Л

О

Г

Л

Ж

И

З

Н

Ь

Н

Н

Д

О

О

А

У

Й

Х





Итог урока
Выбери утверждение. Сегодня я на уроке: На доску вывешиваются карточки со словами: Я узнал состав почвы Я умею выполнять опыты Я убедился в том, что нужно бережно относиться к почве Домашнее задание Подберите пословицы о почве и подготовьте рисунки- плакаты «Берегите почву».





© 2010-2022