Толерантность в начальной школе. Тренинг для учителей начальной школы и родителей младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Толерантность в начальной школе.

Толерантность в начальной школе.
Тренинг для учителей начальной школы и родителей младших школьников.

Цель тренинга - показать, что на примере сказок, художественных произведений, произведений фольклорного жанра можно и нужно учить детей толерантности и способам ненасильственного поведения в конфликтах.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию тренинг «Воспитание толерантности как способ развития познавательной мотивации младших школьников». Формы и методы работы, которые будут вам предложены, взяты из моего авторского факультативного спец. курса «Права человека в начальной школе».
Сейчас я попрошу вас поработать в группах. Для этого мы рассчитаемся: «Яблоко», «Груша». «Апельсин».
Пожалуйста, послушайте рассказ Галины Черноголовиной «С кем поведешься»:
В начале первого урока Вера Николаевна сказала: «Люба Рябченко, книжки из портфеля не выкладывай. Пересядь к Юре. Никто в третьем классе не удивился. Только лишь кончился сентябрь, а Любу пересаживали в третий раз, потому что ни с одним из своих соседей она не могла ужиться.
Вот и вчера на уроке письма, она будто бы нечаянно посадила кляксу в тетрадке Гены, а он в отместку на уроке рисования так толкнул ее, что у Любаши сломался синий карандаш, которым она раскрашиваю речку.
Теперь ребята сочувствующе смотрели на Юру. А он спокойно отодвинулся к самой стенке и раскрыл задачник.
Любаша, едва успев положить книжки на новое место, провела пальцем по крышке парты воображаемую линию и шепотом предупредила: «Вот это моя сторона, а вот это твоя. И только попробуй через границу сунуться!». Но Юра промолчал, а Любаша подумала, что все мальчишки трусы, а этот - самый главный трус.
...Когда все ребята вышли на перемену, Любаша не сдвинулась с места. Юра, сидевший у стенки, встал и выжидающе смотрел на свою соседку, которая сосредоточенно копалась в портфеле.
- Ты скоро? - наконец не выдержал Юра.
- А тебе чего?
- Так все же ребята пошли...
- Ну и что?
- Ну, выпусти...
- Подумаешь... Вот перышко найду, тогда встану...
И здесь Юра промолчал. Любаша полперемены искала в портфеле перышко, потом, видно, ей самой это надоело, и она помчалась во двор. Юра не спеша, шел за ней.
Знакомая ситуация, не правда ли?
Как вы думаете, почему все одноклассники пожалели Юру? Попробуй объяснить, почему за весь день мальчик так и не поссорился с Любой?
Какое качество помогло ему в этом?

Вот мы и подошли к нашему термину «толерантность».
Толерантность - французское слово, имеющее несколько значений.
В китайском языке - позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других;
В арабском языке - прощать, быть мягким, снисходительным, благосклонным;
В русском языке - способность и умение уважать других людей, мириться с чужим мнением, характером.
Работа в группах: «Пожалуйста, напишите, что каждый из вас думает о том, что такое толерантность». Заслушивание мнений и комментариев.
Мы знаем, что каждый человек индивидуален. У каждого есть его внешность, его внутренний мир чувств и эмоций, мир его фантазий, сфера его жизнедеятельности и поступков. Давайте раскроем свою индивидуальность в игре.
Игра «Ветер дует на того...».
Учитель называет какие-либо данные. Люди, данные которых соответствуют формулировке, встают и изображают дуновение ветерка.
- Ветер дует на того,
- у кого карие глаза;
-в ушах сережки;
- у кого светлые волосы;
-кто любит мороженое;
-кто занимается спортом;
-кто любит читать;
- кто учится в школе;
-кто живет в Казахстане;
-кто живет на планете Земля.
Вывод: несмотря на то, что все мы разные, у нас есть много общего. Что именно? Да, все мы живем на планете Земля, все мы - люди.
Конечно, быть толерантным - это прекрасно! Но, сколько бы мы не говорили о толерантности, все мы разные, и поэтому, к сожалению, в нашей жизни неизбежны конфликты. Ведь, как сказал Ч. Диксон: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».
Уважаемые коллеги, давайте вместе подумаем, что такое конфликт. Используется метод «мозгового штурма». Напишите на листке, что по-вашему, обозначает слово «конфликт». Определение понятия «конфликт»» вырабатывается коллективно.
Волшебник Конфликт побывал в гостях у Птички с Мышкой, которые были хорошими друзьями. Что произошло после его ухода, мы узнаем, прочитав
казахскую народную сказку «Птичка и мышь».
Птичка и Мышь.
(Казахская народная сказка)
Птичка и Мышь были друзьями и работали всегда вместе. Мышь рыхлила землю коготками, Птичка ковыряла клювом, так сообща они и посеяли зерно. Всходы взошли густыми. И вот урожай пшеницы Птичка и Мышь стали делить поровну. Наконец осталось последнее зернышко. Кому оно достанется, друзья никак не могли решить. Начали они ссориться,
дело до драки дошло: Мышь пустила в ход свои коготки, Птичка клюв. Так они поцарапали друг друга. И не было вокруг никого, кто мог бы разнять их. Устав, решили они передохнуть, а потом пошли
к мышиному судье. Говорит мышиный судья:
- Это зернышко принадлежит Мыши. Она больше потратила сил. Землю рыхлила, пшеницу сеяла.
Птичка не согласилась с таким решением. И повела Мышь к птичьему судье. Он говорит:
- Это зернышко принадлежит Птичке. Ведь это она уничтожила всех червей; Это она летала над посевами и охраняла их от вредителей.
Такой ответ не понравился Мыши. И тогда они отправились в степь, чтобы найти того, кто разрешит их спор. Долго они шли. Наконец набрели на старика, пасшего овец.
- Старик, помоги нам, рассуди спор, - и рассказали свою историю Старик взял зернышко и...

Вспомните, почему поспорили Птичка и Мышь? Как вы думаете, почему мышиный судья решил отдать зернышко Мышке, а птичий судья - Птичке?
Как вы считаете, были ли эти решения справедливыми? Объясните, пожалуйста, свое мнение.
Попробуем помочь пастуху разрешить конфликт Мыши и Птички.

Работа в группах. Обсуждение, высказывание мнений. Анализ сказки по таблице «Стадии конфликта».
Конфликты могут иметь разные виды:
A) внутренний (когда человек спорит сам с собой);
Б) между личностями (когда спорят два человека);
Толерантность в начальной школе.Тренинг для учителей начальной школы и родителей младших школьников. между группами людей (когда в споре участвуют несколько человек);
Г) между государствами (когда в спор вовлечены страны).
Пожалуйста, поработайте в группах по карточкам и определите вид конфликта. Выступление, обмен мнениями.
Давайте подумаем, какие виды конфликтов могут происходить в вашей жизни и в жизни ваших детей? (индивидуальная работа).
Если конфликт случился, какие способы поведения вы могли бы предложить?
Стили поведения в конфликте:
Избегание - этот стиль подразумевает эмоциональный или физический уход от конфликта. Вы делаете вид, что никакого конфликта нет и в помине.
Компромисс - один из наиболее часто используемых способов поведения в конфликте, когда стороны удовлетворяют свои интересы в равной степени, но вынуждены при этом что-то потерять, от чего-то отказаться.
Приспособление - цель данного стиля - мир любой ценой. Несогласия здесь сглаживаются, и одна из сторон сознательно идет на ущемление своих интересов, не доводя конфликт до открытого противостояния.
Соперничество - агрессивный стиль поведения, когда одна из сторон, участвующих в конфликте, используя имеющиеся у нее преимущества, пытается навязать другой стороне свой способ решения проблемы.
Сотрудничество - называется подходом «выигрыш - выигрыш», когда стороны, участвующие в конфликте, объединяют свои усилия с целью решения проблемы без потерь, для того, чтобы были удовлетворены интересы каждой из сторон.
Какие из способов решения конфликтных ситуаций вы бы порекомендовали вашим ученикам? Можно ли сказать, что толерантное отношение к окружающим людям является способом предотвращения конфликтов или решения их ненасильственным способом?
Сегодня мы много говорили о толерантности, о способах решения конфликтных ситуаций. Я считаю, что познавательная мотивация младших школьников взаимосвязана с благоприятной и комфортной психологической обстановкой в классе. Цель данной деловой игры - показать, что на примере сказок, художественных произведений, произведений фольклорного жанра можно и нужно учить детей толерантности и способам ненасильственного поведения в конфликтах.
Я буду очень рада, если вы не только поняли и осознали, что значит толерантность, но и предполагаете придерживаться ее в повседневной жизни сами, и воспитывать культуру толерантных отношений в своих учениках.
Терпеть и верить -
Прекрасны все на свете;
Коты, собаки и медведи,
Прекрасны взрослые и дети,
И сослуживцы, и соседи.
Терпенье - наш взаимный шанс,
Ведь кто-то также терпит нас.
Благодарю вас за поддержку и активную работу.
Желаю вам толерантных учеников, их родителей и творческих успехов.
(пожелание коллегам).



© 2010-2022