Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Урок литературного чтения на тему Лиса и журавль (2 класс)Управление образованием Асбестовского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30»









Тема работы: Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Номинация: методический конструкт урока

Форма: урок





Автор:

Зубова Римма Александровна

учитель начальных классов

кв.к. первая

р.т. 8 (34365) 2-68-90

















Асбестовский городской округ, 2015 г

Пояснительная записка

УМК «Перспектива»

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: анализ ситуаций.

Образовательные технологии: ТРКМ, ИКТ

Методы обучения: диалогический и исследовательский. Актуальность: Данный урок является тринадцатым уроком литературного чтения раздела «Мир народной сказки». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Для обучения учебному сотрудничеству, была использована работа в парах и группах- одна из форм организации деятельности учащихся на уроке. Результативность обучения связана с мотивацией учения, поэтому предпочтение на уроке были отданы таким видам деятельности учащихся, которые моделировали жизненные ситуации. Новизна: В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход. Введение в урок проблемного диалога, позволило создать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания - незнания. С целью формирования у учащихся предметных и метапредметных результатов, урок был построен с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Применяя инновационную технологию развития критического мышления посредством чтения и письма, позволило включение учащихся в творческую деятельность, где предполагается формирование полноценной мыслительной деятельности ученика, иными словами, где школьник учится мыслить - основной путь современного развивающего обучения. В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний. Цель: Сформировать предметные и универсальные учебные действия на основе применения ранее сформированных знаний о народной сказке, её особенностях и видах. Задачи: Образовательные: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль», учить анализировать и оценивать прочитанное, научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Развивающие: развивать умения учащихся критически мыслить; развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся; Воспитательные:

воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения. Планируемый результат: Предметные умения:

  • Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.
  • Работать с содержанием текста сказки.
  • Читать сказку по ролям.
  • Инсценировать сказку.
Личностные умения:
  • Проявлять:
- интерес к народной сказке и её героям; - позитивное отношение к чтению народных сказок. Метапредметные умения ПознавательныеУУД:
  • определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
  • определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
  • определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
  • формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Регулятивные УУД:
  • выполнять учебное действие по плану;
  • выполнять учебное задание в соответствие с целью;
  • осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания
Коммуникативные УУД:
  • излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя план;
  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
  • адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Основные понятия: сказка, жанр Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык Организация пространства: фронтальная, парная, групповая работа Дидактический материал и оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный; - презентация «Лиса и журавль» русская народная сказка; - «Литературное чтение». 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская - словарь С.И. Ожегова; - карточки для самостоятельной работы.





















Структура проведения урока



I. Стадия вызова

1.1. Мотивация к учебной деятельности учащихся

1.2. Актуализация опорных знаний и способов действий

1.3. Постановка темы и задач урока

II. Стадия осмысления

2.1. Словарная работа

2.2. Чтение с остановками

2.3. Вторичное восприятие текста

2.4. Чтение по ролям

2.5. Физминутка

2.6. Работа над нравственной идеей текста

2.7. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм

III. Стадия рефлексия

3.1. Проверка, коррекция, оценка знаний и способов деятельности

IY. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

4.1. Подведение итога занятия



Технологическая карта изучения темы

Русская народная сказка «Лиса и журавль».



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

I. Стадия вызова

1.1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке.





1.2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Цель: актуализировать знания и изученные способы действий, достаточных

для проблемного изложения нового знания;

определить содержательные рамки урока.



1.3. Сообщение темы и цели урока

Цель: согласовать тему и цель урока.

II.Стадия осмысления.

2.1. Словарная работа


2.2. Чтение с остановками

Текст разбит на смысловые части, остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации)





2.3. Вторичное восприятие текста.

Задача: уметь выделять в тексте основную часть, выражать свои эмоции в выразительном чтении.

2.4. Чтение по ролям



2.5. Физминутка.

Задача этапа: психологическая и физическая разрядка.





2.6. Работа над нравственной идеей текста.

Задача этапа: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, обсуждение прочитанного.






2.7. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.

III. Стадия рефлексии

Задача этапа: систематизация и обобщение полученных знаний.

3.1. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.


IY. Информация о домашнем задании (на творческом уровне)

Цель: обсудить домашнее задание.



Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока, формировать интерес к произведениям народного творчества. Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме, обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.



Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться И всем вместе потрудиться! - Мне очень хочется, чтобы эти строки сегодня стали для нас девизом урока. - Давайте попробуем определить, чем мы будем сегодня на уроке литературного чтения заниматься? В качестве подсказок используйте опорные слова ( открываются на доске)

читать….…

Учиться:( (осознанно читать)

высказывать.…( свои мысли…)

обсуждать…

находить…

сравнивать…

- Ребята, как вам кажется, что поможет сделать наш труд на уроке плодотворным и результативным? - Верно, только тот труд, который человек выполняет с интересом и радостью, основанный на знаниях, дружбе и взаимовыручке, приносит хорошие результаты. Тем, кто любит приключенья, Я открою свой секрет: Увлекательнее чтенья Ничего на свете нет! -Кто согласен с этим высказыванием? -Какие произведения вам особенно интересны? -Много на свете прекрасных стихов, увлекательных рассказов. Но все дети на свете любят, конечно, сказки.
Игра «Чей это голос?» -Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

  • тоненький, тихий, плачущий (заяц)

  • низкий, говорит врастяжку (медведь)
  • звонкий, чёткий (петух)
  • вкрадчивый, льстивый, сладкий (лиса)
- К нам в гости пришла Лиса Патрикеевна (выставляю картинку) и принесла корзинку «СКАЗКА», куда мы положим свои знания об этом жанре литературы. Посовещайтесь в паре, что вы знаете о сказке? (Слайд 2) - Расскажите Патрикеевне, какие знания вы положили в эту корзинку. -Как вы думаете, с каким словом связано слово сказка? (ответы) - Итак, слово «сказка» от слова «сказывать, рассказывать». Значит, это повествовательный текст, где главное - описываемые события. Но события эти были вымышлены. Рассказывались сказки народом с целью развлечения. - Что мы, как читатели-исследователи будем искать в русской народной сказке? (мудрость)

-А теперь Лиса Патрикеевна предлагает вам послушать слова и догадаться, о какой сказке идёт речь и что в ней может происходить?

(Лиса, журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, дружба кончилась)

- Ребята, вы догадались. Сегодня мы будем читать русскую сказку «Лиса и журавль». (Слайд 3)



Задача этапа: привлечь к осмысленному чтению, развивать умение анализировать текст, умение выражать свои мысли

- Как вы понимаете значение слов? (Слайд 4)

Потчевать - угощает.

Не обессудь - не суди, не отнесись строго.

Несолоно хлебала - остался ни с чем.

- Как вы понимаете слово пир?

- Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова (стр. 667). Хорошо читающий ученик (по закладке на нужной странице в словаре) находит толкование слова и зачитывает. Выразительное чтение сказки учителем. Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:

-Приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу! Пришёл журавль на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:

- Кушай, дорогой, кушай, голубчик! Сама стряпала. Журавль стук - стук носом по тарелке, стучал-стучал - ничего в рот не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и съела. И говорит: - Больше потчевать нечем. Спасибо и на этом, - отвечает журавль. - Приходи завтра ко мне. Остановка: - Вам понравилось, как вела себя лиса? Почему? - Как вы думаете, что будет дальше? - Чем может закончиться сказка? После ответов учащихся, им предлагается задание придумать концовку сказки.
Далее учитель заканчивает чтение сказки. На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил её в высокий кувшин с узким горлышком, поставил на стол и потчует:

- Кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.
Вертится лисонька вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает - ничего достать не может. А журавль клюёт себе да клюет, пока всё не съел. И говорит: -Больше угощать нечем. Пошла лиса домой - не солоно хлебала. На этом у них с журавлём и дружба кончилась.
Ожидали вы, что у сказки может быть такой конец? - Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чем сказка?».

- Прочитайте сказку еще раз и попытайтесь запомнить последовательность событий в сказке.

Восстановление последовательности событий в сказке.

Перед началом работы - инструктаж. Проверка - по слайду. Поочередно открываются строчки. (Слайд 5)

1. Лиса с журавлем подружились.

2. Лиса пригласила журавля в гости.

3. Лиса угощает журавля.

4. Журавль пригласил лису в гости.

5. Журавль угощает лису.

6. С тех пор дружба врозь.

Работа над выразительностью, драматизация.
- Найдите в тексте слова, о чём говорила лиса, когда приглашала журавля в гости?
- Она действительно хотела его угостить или посмеяться над ним?
- Как нужно сказать её слова, чтобы было ясно, что она не от души приглашает журавля, а хочет обмануть?
- Сыграй роль лисы.
- Используя мимику, жесты сыграйте роль журавля.

--Какой он?
(Растерянный, ничего не понимает, а лиса хитрая, решила журавля разыграть).
- Разыгрывается сцена «Лиса пригласила журавля в гости».

- А сейчас попробуйте сыграть в парах отрывок «Журавль угощает лису».
- Какой журавль? А лиса?
- Используя мимику, жесты, слова лисы и журавля сыграйте их роли.

- Анализ работы детей. Что удалось, что нет.



- Встаньте возле своих парт, играем:

Лиска, лисонька, лиса,

Рыжехвостая краса!

Лиска раненько встает,

Лапки моет, воду пьет.

Прибирает лиска в норке

И выходит на пригорок:

Раз, два, три, четыре, пять-

Лиска хочет сильной стать! - Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости? - Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему? - Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями? - А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научиться есть из тарелки, а лиса из кувшина? Чтобы вы могли разобраться в идее этой сказки, поработайте по карточкам. Первый вариант подчеркнёт слова, которые можно отнести к лисе, а второй - к характеристике журавля. Обсудите результаты с соседом.

Добрая

грубая

находчивая

умная

хитрая

лиса льстивая

коварная

жадная

глупая

злая

умный находчивый

простак журавль добрый

хитрый доверчивый

жадный злой
- Теперь попробуем ответить на вопрос: «Чему учит эта сказка?» Составление на доске «рыбьего скелета» смысла сказки:

Чему учит сказка?

пригласила коварная
угощала хитрая
поверил доверчивый
Как аукнется, так и откликнется.

- Докажите, что народ осуждает обоих героев. - Почему лиса себя так вела? (себя очень любит) - А журавль? (не смог быть великодушным) - Сделаем вывод, чему ещё учит эта сказка? (если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек.)
Объясните смысл пословиц. (Слайд 6) Звал гостей, а накупил костей. Как аукнется, так и откликнется.

- Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки?



- Итак, с каким жанром литературы мы работали на уроке? (со сказкой) - Вспомним, что мы знали о сказках? - Что мы узнали о сказках? Какое знание вам захотелось добавить в «корзину» Лисы Патрикеевны? - Почему сказки читать интересно?

- Почему сказки читать полезно?
- Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на этом уроке, заполните лист самооценки: если на уроке вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок синим; если редко - желтым; не делали - красным. - У кого получились все кружки синими, выйдите к доске. У кого только 4 кружка синих - встаньте. У кого только 3 - поднимите руку. - Давайте похлопаем лучшим мыслителям и исследователям!

На выбор: (Слайд 7)

1. Выразительное чтение сказки по ролям (стр. 84 - 85)

2. Выразительное чтение сказки + нарисовать иллюстрацию к ней.

3. Пересказ сказки по составленному плану.

(Слайд 8)

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.


Положительный настрой на урок




Рассуждения и высказывания детей.




Заполнение «корзины идей» в паре

СКАЗКА - народная мудрость;

- устный жанр литературы;

- придуманная история;

- сочинял народ и т.д.


Мотивация на получение новых знаний.


Предположения детей









Первичная оценка образов и поступков героев.










Дети устно обсуждают в парах.
















Жужжащее чтение

Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы по 4 -5 человек. Каждая группа получает набор из шести карточек, которые наклеивает на картон в правильной последовательности событий в сказке (план).

Несколько человек играют роль лисы, а остальные дети анализируют.


Работа в парах:

1 вариант играет роль лисы,

2 вариант - роль журавля.


Ходьба на месте, изображают движение.




Индивидуальная работа по вариантам

Взаимопроверка



Высказывание детей

Обращаются к «корзине идей», повторяют и дополняют полученные

знания.

Ответы учащихся:

(мы учимся жить на поступках героев сказки, это поучительные истории).







Заполняют лист самооценки:

Я объяснял значения слов …. Я помогал составлять план…. Я предлагал идеи для записи … Я читал выразительно вслух… Я отвечал на вопросы учителя….

Подсчет результатов.





















Использовать знания для решения новой учебной задачи (предметные, регулятивные)



































интерес к народной сказке и её героям (личностные)



учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога (коммуникативные)























определять тему обосновывать своё мнение (познавательные )



















позитивное отношение к чтению народных сказок (личностные)







адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания (коммуникативные)





















адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания (коммуникативные)

определять структуру сказки и обосновывать своё мнение (познавательные)

выполнять учебное действие по плану (регулятивные)















выполнять учебное задание в соответствие с целью (регулятивные)



































осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания (регулятивные)









определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение (познавательные )





































осуществлять самооценку при выполнении учебного задания (регулятивные)

Литература

  1. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» 1- 4 классы/ Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2011 г.


  1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011 г.


  1. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.В.Бойкина. - М.: Просвещение, 2012



  1. Словарь русского языка /С.И. Ожегов; Под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24 -е изд. - М.: ООО «Изд-во «Мир и Образование» , 2007, - 1200 с.


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060.


  1. Интернет - ресурсы: Презентация уроков «Начальная школа»

nachalka/info/about/193





Приложение 1

Восстановление последовательности событий в сказке.

(Раздаточный материал)



Лиса с журавлем подружились.








Лиса пригласила журавля в гости.








Лиса угощает журавля.








Журавль пригласил лису в гости.






Журавль угощает лису.














С тех пор дружба врозь.




















Приложение 2

Характеристика героев сказки

(Раздаточный материал)





Карточка 1.

добрая

грубая

находчивая

умная

хитрая

лиса льстивая

коварная

жадная

глупая



злая







Карточка 2.

умный находчивый

простак журавль добрый

хитрый доверчивый

жадный злой


















Приложение 3


Лист самооценки

(Раздаточный материал)



Я объяснял(а) значения слов Я помогал(а) составлять план Я предлагал(а) идеи для записи Я читал(а) выразительно вслух Я отвечал(а) на вопросы учителя




5


© 2010-2022