Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления учебно-воспитательным процессом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления учебно-воспитательным процессом.

Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в деятельности. В его рамках проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

Педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей ОУ и органов управления качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объектомпедагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения.

Виды педагогического мониторинга.

  • Мониторинг дидактический - слежение за различными сторонами учебного процесса;

  • Мониторинг воспитательный - слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса

  • Мониторинг социально-психологический - слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп

  • Мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив; руководитель - ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОУ; учитель - учитель; учитель - учащийся; учитель - семья.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогический мониторинг является элементом системы информационного обеспечения управленческих и педагогических решений и рассматривается как один их эффективных познавательных методов педагогического процесса.

Разработчиками образовательного мониторинга даются основные принципы: принцип непрерывности, принцип научности, принцип воспитательной целесообразности, принцип диагностико-прогностической направленности, принцип прогностического мониторинга, принцип целостности преемственности процессов слежения, диагностики, прогнозирования и управления образовательным процессом.

Понимая мониторинг в педагогике как форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное исследовательское слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем, одной из задач которого считается выделение и видение тех показателей, способных охарактеризовать ОУ и процесс, можно увидеть взаимосвязь мониторинга с функциями педагогического контроля и педагогического анализа, которые являются его методологическими корнями.

Сравнительная характеристика педагогического контроля и анализа


Параметры

Педагогический контроль

Педагогический анализ

Определение

Вид деятельности и функция руководителя совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия общегосударственным требованиям (нормативам) функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения на диагностической основе (П.И.Третьяков, Т.И. Шамова).

Вид деятельности и функция управления, направленная на:
а) изучение состояния, тенденций развития;
б) объективную оценку результатов, педагогического процесса;
в) выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в новое, более качественное состояние (Ю.А. Конаржевский).

Цель

Сбор информации о состоянии управляемого объекта и о тех изменениях, которые происходят нем в результате воздействия управляющей системы, о том, как воспринимается и осуществляется командная информация, поступающая от управляющей системы теми или иными элементами управляемой системы; Ответ на два вопроса: «что?» и «как?», - является одним и главных, основных каналов сбора информации.

Обеспечение широты и глубины познавательного аспекта какого-либо процесса или явления как важнейшего фактора эффективности; «...чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные факты, составить общую картину процесса, выявить присущие ему закономерности и тенденции. Анализ - это тоже обработка информации, но на более высоком уровне, когда еще до принятия решения формулируется проблема, ставится задача. Анализ служит целям обоснования решения; ответу на три вопроса: «Почему это произошло?», «Как ликвидировать причину негативного явления?», «Каким способом развивать положительное явление?»

Методы

Наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, проведение контрольных работ и т.п.

Изучение документации, декомпозиция, группировка, аналогия, синтез, сравнение, установление причинной связи и т.п.

По отношению к познанию

Обеспечивает условия для осуществления познания

Осуществляет само познание;
обеспечивает глубину познавательного аспекта

Гносео-логические истоки

Возникает в результате процесса эктериоризации

Как вид деятельности возникает именно в результате процесса интериоризации

Особенности

а) перцептивный вид познавательной деятельности (сбор информации, сравнение положения дел с нормой, эталоном путем непосредственного отражения педагогической действительности органами чувств исполнителя);
б) коммуникативный вид деятельности (создание определенной коммуникационной сети, по которой происходит движение информации)

Мыслительная деятельность; можно вскрыть такие свойства педагогических явлений и ситуаций, которые органами чувств непосредственно не воспринимаются

Итог

Установление соответствия общегосударственным требованиям (нормативам) на диагностической основе функционирования и развития всей системы работы

Педагогический анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое. На этом этапе формулируются окончательные выводы, подтверждённые объективными данными

Функция «педагогический анализ» открывает и закрывает управленческий цикл, являясь соединительным звеном в цепи многократных и различных по периодам циклов управления ОУ. В конечном итоге, эта функция определяет (в соответствии с программными, нормативными документами) цели поведения системы, направление ее развития.


Педагогический анализ информации

Педагогический анализ конечных результатов

Функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние

Первый этап - определение предмета, состава и содержания анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждый блок, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.
Второй этап - структурно-функциональное описание предмета анализа. Для того чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности). Третий этап - анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условие - следствие. Причина возникает при взаимодействии: а) одной системы с другой или б) взаимодействии элементов данной системы. Условие - это обстоятельство, от которого зависит действенность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.
Заключительный этап. Здесь определяется степень достижения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные задачи на новый период.

Функция «педагогический анализ» имеет смысл, играет свою роль в управлении ОУ лишь при условии взаимодействия с другими функциями и высокого научного уровня их осуществления, взаимодействие педагогического анализа с педагогическим контролем делает последний более действенным и эффективным. Для того, чтобы педагогический контроль не являлся простым инструментом для констатации фактов, он должен обязательно вступить во взаимодействие с педагогическим анализом.

Так как фактические результаты деятельности, степень отклонения, сравниваются с определенной нормой, поэтому она является необходимым условием и основанием мониторинга. При этом установление уровня соответствия процесса и его результатов стандарту или норме представляет собой контроль. Таким образом, проконтролировать - значит установить, насколько ОУ действуют в соответствии установленным правилам и положениям. Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий и процесса образования независимыми комиссиями.

Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы: соответствует ли ОУ требованиям детей, их родителей, педагогов? Соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения и общим целям образования? Основными инструментами внутреннего мониторинга являются самоанализ, анкетирование, обсуждение, педагогический совет.

Под мониторингом мы понимаем такой метод исследования, в реализации которого группой исследователей осуществляется нормативная контрольно-аналитическая деятельность на основе совершенствования ее инструментария, а также его основы - педагогической диагностики.

Логика его состоит в определении небольшого числа показателей, отражающих состояние системы. Методом повторных замеров накапливается, а затем анализируется информация в динамике, при этом используется сравнение с базовыми и нормативными показателями.

За сравнением реальных результатов с эталонами и нормами в образовательной деятельности следует содержательная оценка и коррекция. Мониторинг и оценка будут настолько эффективны, насколько корректно заданы стандарты и нормы.

Исходя из этих положений мы можем утверждать, что ОУ как развивающая и развивающаяся система может осуществлять постоянный контроль (самоконтроль), анализ (самоанализ) на своем уровне, но вместе с тем, необходима исследовательская информация от отделов образования, от научного сообщества и все это вместе взятое подвергается исследованию на уровне аккредитационного сообщества, для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности, социально-психологической развитости детей и подростков необходима и государственно-общественная экспертиза на диагностической основе.

Педагогическая диагностика - инструмент мониторинга, понимается нами как одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления, будь это на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя ОУ.

Правильная диагностика причин по характерным признакам и другим объективным данным создает условия для успеха действий педагога и руководителя в применении определенной совокупности способов, средств и психолого-педагогических воздействий. Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности в практику работы педагогов, руководителей ОУ и работников отделов образования помогает рассматривать все явления жизни ОУ через призму педагогического анализа их причин, это важнейшая задача обновления ОУ, позволяющая избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма в анализе и оценке деятельности.

Литература.

  1. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 2005.

  2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 2004.

Интернет-ресурсы:

  1. ppoisk.com/1.1.htm

  2. kros.ru/_idc/polojenie.php

  3. niro.nnov.ru/?id=894



© 2010-2022