Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира «Полезные ископаемые» учитель:Шумицкая Татьяна Владимировна Цели и задачи:

  • формировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и их образовании;

  • исследовать полезные ископаемые, выяснить их использование людьми;

  • развивать исследовательскую, творческую активность детей;

  • развивать устойчивый интерес к познанию, желанию экспериментировать;

  • развивать умение работать с книгой, коллекционным материалом;

  • развивать речь учащихся, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;

  • развивать коммуникативные навыки общения;

  • воспитывать гуманное отношение к богатствам природы и общества.

Оборудование: компьютер, видеофильм «Образование горных пород», презентация, физическая карта России, коллекционный материал « полезные ископаемые», демонстрационный материал «перелётные птицы», карточки-помощницы (неживая и живая природа для слабых учащихся), карточка-«помогайка» (полезные ископаемые), эмблемы для учеников, таблицы, названия исследовательских станций, кроссворд «Полезные ископаемые».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок - начался урок.

Ученики: Нам природу надо знать, изучать и охранять.

II. Минутка календаря.

а) итоги наблюдения за неживой и живой природой

Предоставим слово нашей метеорологической службе, которая расскажет нам о погоде сегодняшнего дня.

Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»

ученик докладывает по плану: температура воздуха, облачность, осадки, ветер

Дополнительное задание:

(на магнитной доске выбирает картинку с вопросом)

Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»Солнышко:

Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»Капельки:

* Снежинка:

Какое дерево зацветает первым? (ольха)

Каким прибором измеряют температуру воздуха?
1. барометром
2. градусником
3. термометром

Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан.
Я летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(вода)

- Какие изменения произошли в неживой природе?

(солнце поднимается выше над горизонтом, день прибавляется, но ночь длиннее, 21 марта день равен ночи, температура воздуха выше 0…)

Карточки-помощницы для слабых учащихся.

Изменения в неживой природе.

План:

  1. Положение солнца.

  2. Продолжительность дня.

  3. Температура воздуха.

  4. Облачность.

  5. Осадки.

  6. Направление ветра.

Изменения в живой природе.

План:

  1. Растения (деревья, кустарники, травы)

  2. Животные (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

  3. Труд людей.

- Какие изменения произошли в живой природе?

Первоцветы - «столовая» для проснувшихся насекомых. Срывая цветок, мы обрекаем на голодную смерть пчёл, шмелей, бабочек, так как разрывается хрупкое природное сообщество…(слайд)

- Почему медведи, барсуки спят, наверняка они не замерзнут?

Расположите птиц в порядке прилёта в наши края. (грач, жаворонок, утка, скворец, кукушка)

Материал для учителя:

  • В первой половине марта прилетают грачи.

  • Во второй половине марта - жаворонки, зяблики.

  • Вскрытие рек - утки, гуси, чайки.

  • В первой половине апреля - скворцы, дрозды.

  • Во второй половине апреля - пеночки, кукушки.

  • В середине мая - иволги, стрижи, коростели.

- Какой вывод сделаем? (изменения в неживой природе влекут изменения в живой)

- Как мы называем единство живой и неживой природы?

(экосистема)

б) народный календарь

- Какие пословицы, поговорки, приметы о весне вы знаете?

  • Весна да осень - на дню погод восемь.

  • Увидел скворца - весна у крыльца.

  • Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами.

  • Если грач прилетел до 14 марта, снег сойдет рано.

  • Частые туманы в марте - будет дождливое лето.

Молодцы!

III. Актуализация знаний.

а) анализ домашнего задания

- Переходим к обсуждению творческого домашнего задания.

- Какую исследовательскую работу вы провели и что узнали о водоёмах нашего края?

Проекты и рефераты учащихся « Водоёмы нашего края »

в) фронтальная беседа.

- Что мы называем водоёмами? (Хранилища воды, необходимые живому)

- Какие водоёмы вы знаете, начните с огромных водоёмов? (океан, море, озеро, река, пруд, ручей, и т.д.)

- Почему мы должны охранять водоемы? (красота; место отдыха; вода - природное богатство, которое дает нам жизнь)

- Какие еще природные богатства вы знаете?

(слайд)

Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»

- Как вы думаете, какая тема урока? (Подземные богатства)

Открываю тему на доске: Наши подземные богатства.

г) постановка проблемы.

Посмотрите на предметы. (Слайд: ведро, лейка, мяч, кирпич, мел).

- Сегодня мы должны установить, какая связь существует между полезными ископаемыми и этими предметами?

- Какие задачи перед собой поставим?

Предполагаемые ответы учащихся:

(мы должны исследовать полезные ископаемые; дружно работать; быстро учиться читать и находить нужную литературу)

IV. Совместное открытие знаний.

- Рассмотрите образцы полезных ископаемых. (коллекционный материал)

Вспомните: как они называются?

а) работа с физической картой

Посмотрите на условные обозначения полезных ископаемых.

- Что добывают на севере Крыма?

На север отправляется станция «Дружная» они исследуют соль.

Посмотрите, что добывают на Сиваше?

В центральную часть отправляется станция «Мирная». Они исследуют гранит, , глина, песок.

- Что добывают на юге нашей страны?

Станция «Радость» исследует нефть газ.

- Что добывают в нашем крае?

Песок, глина, известняк (щебень).

Станция «Солнечная» исследует известняк, глину, песок.

Сильная группа
ст. «Дружная»

Сильная группа
ст. «Мирная»

Средняя группа
ст.« Радость »

Слабая группа
ст. «Солнечная»

соль

гранит

известняк

песок

песок

нефть

глина

глина

газ

песок

гранит


Командир и помощники командира, вы у нас - научные руководители. Распределите в команде, кто у вас будет фиксировать данные в таблицу, кто демонстрировать полезные ископаемые, и т.д. Прикрепите эмблемы.

Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»

и т.д.

Я буду следить за работой станций. Какая из станций проведет наиболее точные исследования.

Перед вами план работы. Результаты записывать в таблицу.

Станция «Заполярная»

Название полезного ископаемого

Свойства

Способы добычи

Применение

соль

известняк

песок

торф

газ

Но сначала немного о технике безопасности.

Ребята приготовили стихи:

  1. В рот веществ мы брать не будем,
    Помнить надо - ядовит!
    Избежать, чтоб отравленья
    И здоровью не вредить!

  2. Чтоб почуять запах резкий
    Лишь ладонью помогай.
    Воздух от сосуда к носу
    Плавным взмахом направляй.

б) исследовательская работа

(Работа с учебником и полезными ископаемыми)

можно использовать энциклопедии и др. литературу.

Каждая группа делает сообщение о выполненной работе.

Проверка:

Названиепол. ископаемого

Свойства

Способы добычи

Применение

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.


.


Физкультминутка.

Мы за наукой в горы пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем.
Но чтобы горы скорее достичь,
Должны мы подняться по лестнице ввысь.

Работа со словарями.

Почему необходимо экономно использовать подземные богатства?

V. Самостоятельное применение знаний.

работа в тетрадях:

Приложение 1.

Проверка творческих заданий: каждая станция рассказывает о проделанной работе.

Оценки:

VI. Итог урока.

- Какая связь существует между полезными ископаемыми и предметами на слайде?

- На какие группы по состоянию можно разделить известные вам полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные), (рудные и нерудные - горючие и строительные)

Сейчас мы с вами составим мозаику (цветик-многоцветик).

На партах у вас находятся ракушки, камушки.

Кому урок понравился, на уроке было хорошее настроение, светлое, радостное - составьте мозаику в правой тарелочке.

Тем ребятам, кому было спокойно, ничего необычного, как и на других уроках - составьте мозаику в левой тарелочке.

VII. Домашнее задание.

(слайд: «Хозяйка медной горы» приготовила вам задание)

1 вариант - написать мини-сочинение.

Почему человек должен сохранить природу? Что вы посоветуете делать человеку.

2 вариант - сделать сообщение о других природных богатствах, например: алмаз, графит, малахит

3 вариант - найти пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека, например: Твердый, как гранит.

4 вариант: отгадать кроссворд (Приложение 2).



© 2010-2022