- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»
Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шумицкая Т.В. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира «Полезные ископаемые» учитель:Шумицкая Татьяна Владимировна Цели и задачи:
-
формировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и их образовании;
-
исследовать полезные ископаемые, выяснить их использование людьми;
-
развивать исследовательскую, творческую активность детей;
-
развивать устойчивый интерес к познанию, желанию экспериментировать;
-
развивать умение работать с книгой, коллекционным материалом;
-
развивать речь учащихся, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;
-
развивать коммуникативные навыки общения;
-
воспитывать гуманное отношение к богатствам природы и общества.
Оборудование: компьютер, видеофильм «Образование горных пород», презентация, физическая карта России, коллекционный материал « полезные ископаемые», демонстрационный материал «перелётные птицы», карточки-помощницы (неживая и живая природа для слабых учащихся), карточка-«помогайка» (полезные ископаемые), эмблемы для учеников, таблицы, названия исследовательских станций, кроссворд «Полезные ископаемые».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок - начался урок.
Ученики: Нам природу надо знать, изучать и охранять.
II. Минутка календаря.
а) итоги наблюдения за неживой и живой природой
Предоставим слово нашей метеорологической службе, которая расскажет нам о погоде сегодняшнего дня.
ученик докладывает по плану: температура воздуха, облачность, осадки, ветер
Дополнительное задание:
(на магнитной доске выбирает картинку с вопросом)
Солнышко:
Капельки:
* Снежинка:
Какое дерево зацветает первым? (ольха)
Каким прибором измеряют температуру воздуха?
1. барометром
2. градусником
3. термометром
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан.
Я летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(вода)
- Какие изменения произошли в неживой природе?
(солнце поднимается выше над горизонтом, день прибавляется, но ночь длиннее, 21 марта день равен ночи, температура воздуха выше 0…)
Карточки-помощницы для слабых учащихся.
Изменения в неживой природе.
План:
-
Положение солнца.
-
Продолжительность дня.
-
Температура воздуха.
-
Облачность.
-
Осадки.
-
Направление ветра.
Изменения в живой природе.
План:
-
Растения (деревья, кустарники, травы)
-
Животные (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)
-
Труд людей.
- Какие изменения произошли в живой природе?
Первоцветы - «столовая» для проснувшихся насекомых. Срывая цветок, мы обрекаем на голодную смерть пчёл, шмелей, бабочек, так как разрывается хрупкое природное сообщество…(слайд)
- Почему медведи, барсуки спят, наверняка они не замерзнут?
Расположите птиц в порядке прилёта в наши края. (грач, жаворонок, утка, скворец, кукушка)
Материал для учителя:
-
В первой половине марта прилетают грачи.
-
Во второй половине марта - жаворонки, зяблики.
-
Вскрытие рек - утки, гуси, чайки.
-
В первой половине апреля - скворцы, дрозды.
-
Во второй половине апреля - пеночки, кукушки.
-
В середине мая - иволги, стрижи, коростели.
- Какой вывод сделаем? (изменения в неживой природе влекут изменения в живой)
- Как мы называем единство живой и неживой природы?
(экосистема)
б) народный календарь
- Какие пословицы, поговорки, приметы о весне вы знаете?
-
Весна да осень - на дню погод восемь.
-
Увидел скворца - весна у крыльца.
-
Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами.
-
Если грач прилетел до 14 марта, снег сойдет рано.
-
Частые туманы в марте - будет дождливое лето.
Молодцы!
III. Актуализация знаний.
а) анализ домашнего задания
- Переходим к обсуждению творческого домашнего задания.
- Какую исследовательскую работу вы провели и что узнали о водоёмах нашего края?
Проекты и рефераты учащихся « Водоёмы нашего края »
в) фронтальная беседа.
- Что мы называем водоёмами? (Хранилища воды, необходимые живому)
- Какие водоёмы вы знаете, начните с огромных водоёмов? (океан, море, озеро, река, пруд, ручей, и т.д.)
- Почему мы должны охранять водоемы? (красота; место отдыха; вода - природное богатство, которое дает нам жизнь)
- Какие еще природные богатства вы знаете?
(слайд)
- Как вы думаете, какая тема урока? (Подземные богатства)
Открываю тему на доске: Наши подземные богатства.
г) постановка проблемы.
Посмотрите на предметы. (Слайд: ведро, лейка, мяч, кирпич, мел).
- Сегодня мы должны установить, какая связь существует между полезными ископаемыми и этими предметами?
- Какие задачи перед собой поставим?
Предполагаемые ответы учащихся:
(мы должны исследовать полезные ископаемые; дружно работать; быстро учиться читать и находить нужную литературу)
IV. Совместное открытие знаний.
- Рассмотрите образцы полезных ископаемых. (коллекционный материал)
Вспомните: как они называются?
а) работа с физической картой
Посмотрите на условные обозначения полезных ископаемых.
- Что добывают на севере Крыма?
На север отправляется станция «Дружная» они исследуют соль.
Посмотрите, что добывают на Сиваше?
В центральную часть отправляется станция «Мирная». Они исследуют гранит, , глина, песок.
- Что добывают на юге нашей страны?
Станция «Радость» исследует нефть газ.
- Что добывают в нашем крае?
Песок, глина, известняк (щебень).
Станция «Солнечная» исследует известняк, глину, песок.
Сильная группа
ст. «Дружная»
Сильная группа
ст. «Мирная»
Средняя группа
ст.« Радость »
Слабая группа
ст. «Солнечная»
соль
гранит
известняк
песок
песок
нефть
глина
глина
газ
песок
гранит
Командир и помощники командира, вы у нас - научные руководители. Распределите в команде, кто у вас будет фиксировать данные в таблицу, кто демонстрировать полезные ископаемые, и т.д. Прикрепите эмблемы.
и т.д.
Я буду следить за работой станций. Какая из станций проведет наиболее точные исследования.
Перед вами план работы. Результаты записывать в таблицу.
Станция «Заполярная»
Название полезного ископаемого
Свойства
Способы добычи
Применение
соль
известняк
песок
торф
газ
Но сначала немного о технике безопасности.
Ребята приготовили стихи:
-
В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо - ядовит!
Избежать, чтоб отравленья
И здоровью не вредить! -
Чтоб почуять запах резкий
Лишь ладонью помогай.
Воздух от сосуда к носу
Плавным взмахом направляй.
б) исследовательская работа
(Работа с учебником и полезными ископаемыми)
можно использовать энциклопедии и др. литературу.
Каждая группа делает сообщение о выполненной работе.
Проверка:
Названиепол. ископаемого
Свойства
Способы добычи
Применение
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Физкультминутка.
Мы за наукой в горы пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем.
Но чтобы горы скорее достичь,
Должны мы подняться по лестнице ввысь.
Работа со словарями.
Почему необходимо экономно использовать подземные богатства?
V. Самостоятельное применение знаний.
работа в тетрадях:
Приложение 1.
Проверка творческих заданий: каждая станция рассказывает о проделанной работе.
Оценки:
VI. Итог урока.
- Какая связь существует между полезными ископаемыми и предметами на слайде?
- На какие группы по состоянию можно разделить известные вам полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные), (рудные и нерудные - горючие и строительные)
Сейчас мы с вами составим мозаику (цветик-многоцветик).
На партах у вас находятся ракушки, камушки.
Кому урок понравился, на уроке было хорошее настроение, светлое, радостное - составьте мозаику в правой тарелочке.
Тем ребятам, кому было спокойно, ничего необычного, как и на других уроках - составьте мозаику в левой тарелочке.
VII. Домашнее задание.
(слайд: «Хозяйка медной горы» приготовила вам задание)
1 вариант - написать мини-сочинение.
Почему человек должен сохранить природу? Что вы посоветуете делать человеку.
2 вариант - сделать сообщение о других природных богатствах, например: алмаз, графит, малахит
3 вариант - найти пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека, например: Твердый, как гранит.
4 вариант: отгадать кроссворд (Приложение 2).