Внеклассное мероприятие Пасхальный сувенир

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Первый открытый епархиальный (региональный) фестиваль-конкурс

"С верой и любовью к истокам"
Номинация «Календарь праздников» сценарий внеклассного мероприятия «Пасхальный сувенир» Поляничко Элеонора Ивановна МБОУ «Выделянская СОШ» Х.Выдел Родионово-Несветайский район


























Тема : Пасхальный сувенир. Цели: 1)Познакомить детей с историей возникновения символа праздника Светлой Пасхи; показать и познакомить с видами росписи и способами украшения яиц; изготовить пасхальный сувенир - драгоценное яйцо, познакомить с традиционными пасхальными играми. 2)Развивать воображение, мелкую моторику рук, ловкость, сноровку. 3)Воспитывать интерес к религиозным праздникам; уважение друг к другу.
Материалы, инструменты, оборудование для учителя: ИКТ, презентация, корзина с крашенками, «золотое» яйцо, костюмы для мини-спектакля (русский народный, бабка, дед) . Материалы, оборудование, инструменты для учащихся: салфетки, подставки для яиц, крупы, клей ПВА, кисти.

Ведущий
Ребята, я вас приглашаю в праздничную мастерскую… Мастерскую - это понятно, значит будем что-то мастерить, создавать, творить. А вот почему в праздничную? Какой праздник отмечал весь православный люд в это воскресение? (Пасха)

Дети рассказывают стихи. Слайд2

  1. На Руси обрядов много,

    А сегодня праздник Бога.

    Пасха - Бога воскресенье,

    Его второй день рождения.
    Слайд3
    2.Повсюду благовест гудит,

    Из всех церквей народ валит,

    Заря глядит с небес .

    Христос воскрес! Христос воскрес!

    Слайд4

  2. С полей уж снят покров снегов,

    И руки рвутся из оков,

    И зеленеет ближний лес.

    Христос воскрес! Христос воскрес!

    4. Вот просыпается земля,

    И одеваются поля,

    Весна идет, полна чудес!

    Христос воскрес! Христос воскрес!

Слайд5

Ведущая:
«Дорого яичко к Христову дню!» - говорит православный русский народ. Без красного яйца нельзя представить себе Светлого праздника. А почему мы раскрашиваем яйца и дарим друг другу?
Может быть, началось это оттого, что простое яйцо напоминает о воскресении из мертвых. Вот снесёт курочка яичко, а в нём жизнь - живой цыплёночек, который вот - вот вылупится из яйца.
Слайд6
История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.
Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые-драгоценности, а бедные - что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.
Слайд7
Чтец:
Разрисовала я яичко
Ветка, а на ветке птичка.
Облако летит в простор,
В голубое поднебесье.
По середочке - узор,
А внизу - Христос Воскресе!
Слайд8-10
Ведущая: (показывая рисунки Пасхальных яиц)
А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, называются крашенками. Многие хозяйки, чтобы получить крашенки варят яйца в луковичной шелухе.
Если на общем цветном фоне обозначаются пятна, полоски, крапинки другого цвета - это крапанки, от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.
Искусно расписанные пасхальные яйца- называются писанки. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры.
Слайд11

Ведущая: К Пасхе на Руси, известные ювелирные фирмы создавали сувенирные пасхальные яйца - настоящие произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня , бисера.

Слайд12

Мировую славу, конечно же, снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Мастера фирмы создали 56 уникальных подарочных яиц для императоров Александра III и Николая II.
Двенадцать пасхальных яиц было изготовлено для частных лиц.

Слайд13

Посмотрите, насколько интересно и привлекательно, могут выглядеть Пасхальные яйца украшенные при помощи обычных семян, известных нам с детства столовых продуктов. Оригинальности этим произведениям народного творчества только позавидуешь..

А вы хотели бы сделать что -либо подобное сами ? (Да). Вот мы сегодня и займёмся изготовлением поделки «Драгоценное яйцо».

Слайд14 А теперь подумайте и решите, какие два сорта круп драгоценных камней вы будете использовать для украшения следующей поделки. Вспомните свою необычную аппликацию из круп (на уроке технологии учащиеся проводили практическую работу по сочетаемости различных круп). Глядя на слайд, давайте определим алгоритм выполнения работы (ребята сами этот алгоритм выводят путём коллективного обсуждения).


Слайд 15. Ход работы: (драгоценное яйцо): Лучше сначала обклеивать яйцо более крупной крупой, а затем уже более мелкой, чтобы она заполнили все пробелы.

  1. Возьмём яйцо. Поставим его в подставку
  2. Густо смажем клеем ПВА несколько полосок на верхней половине яйца. (Можно сделать крестик, проходящий через верх яйца, буквы ХВ (Христос Воскресе) на боковых сторонах яйца, просто кружочки, пятнышки.)
  3. Поставим подставку с яйцом в бумажную тарелку.
  4. Посыпем смазанные места выбранной крупой, прижмём крупу рукой. Излишки стряхнём обратно в коробочку.
  5. Смажем свободное место густым слоем клея ПИА. Посыпем смазанные места другой выбранной крупой, прижмём крупу рукой. Излишки стряхнём обратно в коробочку.
Совет! Если вы выбрали горох, не забудьте, что его надо наклеивать выпуклой стороной вверх по одной горошине.
  1. Дайте поделке подсохнуть.
Продолжение работы
  1. Возьмём яйцо, перевернём его и поставим обратно в подставку, выполните аналогичную работу со второй половиной яйца.
  2. Снова дадим поделке подсохнуть.
Окончание работы
  1. Мы оклеили яйцо различными по форме, по размеру крупами. Такие контрастные сочетания смотрятся очень хорошо. Но цвета круп не очень яркие, невыразительные. Поэтому давайте покрасим яйцо. Как это лучше сделать?
1способ Покрасить все яйцо одним красивым ярким цветом. Фактура будет смотреться весьма необычно, но такое яйцо будет скучноватым . 2способ Покрасить каждый сорт крупы в свой цвет, используя разные оттенки одного и того же цвета. Например: красный + розовый, синий + голубой, темно-зеленый + светло-зеленый, фиолетовый + сиреневый. Тогда различные участки яйца будут выделяться не только фактурой, но и тоном .
3способ Покрасить каждый сорт крупы в свой цвет, используя разные красиво сочетающиеся или контрастные цвета. Например: красный + желтый, зеленый + фиолетовый, розовый + голубой. Тогда различные участки яйца будут выделяться не только фактурой, но и цветом . 4способ Можно покрасить яйцо, не обращая внимания на фактуру, в разные яркие цвета (как бисерное яйцо). Получится очень красиво.
Расписывание яйца учащимися в соответствии с задумкой.

По окончанию работы устраивается выставка .

Ведущая: На пасху люди ходят друг к другу в гости, обмениваются яйцами и говорят: «Христос Воскрес» - «Во истину Воскрес». Вы своё яйцо с пожеланиями тоже можете подарить кому захотите.

Но сначала они такие яркие, красивые послужат нам реквизитом в нашем мини- спектакле.
(инсценировка сказки с использованием изготовленных яиц). Слайд16

Хозяйка: Детки, а послушайте нашу сказку старинную, не короткую и не длинную,

Про бабку, про дедку, да про курочку-наседку.

Про яичко непростое, про яичко золотое!

Занимается день розовый, распускается лист берёзовый,

Что-то дальше будет?

Это присказка…А сказка дальше пойдёт. Да вот и сам дед

Идёт, ковыляет, домой поспешает…

(Под музыку входит дед)

Дед: Христос воскрес, гостюшки дорогие!

Хозяйка: Воистину воскрес! В церковь, дед, идти пора!

Дед: Да чавой-то мне сегодня занеможилось с утра,

Ой, чавой-то худо мне .

Слышь, как хрумкаеть в спине.

Лучше я посижу на завалинке,

Да починю-ка себе валенки!

Хозяйка: Поглядите-ка, погляньте вон Даниловна идёт,

Вишь ты, целую корзину старику свому несёт.

То-то будет тут потеха, погодите-ка, ой-ой!

У Даниловны характер, прямо скажем вам-крутой!

(Под музыку входит бабка)

Бабка: Ай, батюшки-светы, чего ж ты, старый, пень корявый,

в праздник-то надумал валенки подшивать? В праздник люди

добрые друг к другу в гости ходят, а ты?

Дед: Ты чего шумишь, старуха?

Бабка: Да смотри, что я нашла:

Наша курица-пеструха

Под кустом яйцо снесла!

Дед: Ну, снесла, какое дело,

Что ты, бабка, обалдела?

Бабка: Да яйцо-то непростое,

А гляди-ка, золотое!

Дед: Золотое, в самом деле!

Мы с тобой разбогатели!

(Раздаётся стук в дверь)

Бабка: Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,

Ненароком принесло…

Дед: Спрячь яйцо скорее в печку!

Бабка: Что ты, дурень, там ведь жар!

Дед: Ну, под лавку, под крылечко!

Бабка: Лучше спрячем в самовар!

(роняет яйцо)

Ой, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось…

Дед: И скорлупки не осталось,

Вся куда-то подевалась.

( горюют, обнявшись)

Хозяйка: А чего вы тут сидите?

Аль гулять вы не хотите?

Засиделись, чай с утра.

Уж на улицу пора!

Ну чего вы затужили.

Ну разбили, так разбили.

От чудес одна беда.

Поглядите-ка сюда,

Я на ярмарке была,

Да гостинцев набрала,

Вот их целая корзина,

Не волшебных, золотых,

Вместе: А красивых, расписных!


Ведущий
Видите, наши яйца удостоились похвалы. Бабка с дедом говорят , что они даже лучше золотого яйца.
Артисты раздают яйца-реквизит их хозяевам.

Слайд17

Ведущий
В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались веселые развлечения молодежи. На Руси была традиция - играть в игры с пасхальными яйцами. Конечно же с нашими «драгоценными» яйцами мы играть не будем, они очень красивые. Для этих целей у меня припасена целая корзинка крашенок. Любимым Пасхальным развлечением было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. (Дети соревнуются, чьё яйцо покатится дальше других).
Еще одна игра называлась «Битки». Играющие били крашенками, чье яйцо разбивалось или давало трещину, тот проигравший.
Игра «Покрути яйцо»
По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот победитель.
Игра «Пронеси яйцо»
Дети делятся на две команды, каждая получает ложку и яйцо. Задача игроков: добежать до заданной цели, вернуться обратно как можно быстрее не уронив яйцо; передать ложку следующему игроку.
Итог занятия. Слайд18

У: - Вы отлично потрудились сегодня. У каждого из вас получилось своё пасхальное яйцо, и второго такого нет. И именно наши «драгоценные» яйца смогли утешить стариков в нашей сказке, и это неспроста: сделанное с душой не может никого оставить равнодушным.

У.: - Ребята, вам понравилось занятие?

Д.: - Да! Было интересно, мы и музыку такую красивую слушали, и яйца украшали и раскрашивали, и в игры играли… Было здорово!

У.: - Мне тоже оно очень понравился. Вы отлично потрудились и поиграли ! Спасибо вам !
Вот и праздник наш кончаем ,
С Пасхой всех вас поздравляем!

Литература.

  1. Алдошина М.И «Проведение фольклорных праздников в школе. Учебно- методическое пособие. Педагогическое общество России: М.,2005

  2. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Собрал и пересказал Г. Науменко;- М.: Дет. Лит.,1980.

  3. Н.В. Бердникова «Веселая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет./Бердникова Н.В. Худож. Афоничева Е. А. -Ярославль: Академия развития, 2005.

  4. Пашнина, В.М. «Жили - были, хоровод водили. Фольклорные праздники в 5-9 классах./В.М.Пашнина. Худож.А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития, 2005.

  5. Знакомство детей с русским народным творчеством:Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. Сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.- 3-е изд., перераб. И дополн. - Спб.: «Детство - Пресс», 2004.



© 2010-2022