Разработка урока развития речи на тему: Экологическая газета «Мир вокруг нас»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока развития речи на тему: Экологическая газета «Мир вокруг нас»

ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VΙΙΙ вида»



Разработка урока

развития речи

на тему:

Экологическая газета

«Мир вокруг нас»

Разработка урока развития речи на тему: Экологическая газета «Мир вокруг нас»


Учитель начальных классов:

Гатина И. Н.


2013 г.
Цель: Формировать и совершенствовать представления об окружающей среде, о воздушном пространстве (атмосфера), о водном океане, о живой природе. Задачи: Обучающие: Познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным и водным океанами, с зеленой страничкой жизни - живой природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой. Коррекционные: Развивать устную речь учащихся, логическое мышление, память, внимание, умение регулировать и контролировать своими действиями и эмоциями. Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство прекрасного. Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация, экологическая газета «Мир вокруг нас» (голубая, синяя, зеленая, красная страницы), у детей на столах газета «Будь природе другом». Словарные слова: АТМОСФЕРА, ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ, ПРЕСНАЯ ВОДА.













Ход занятия Слайд 1

  1. Орг. Этап
Каждый день─ всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.
II. Основной этап Речевая гимнастика: - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Актуализация знаний учащихся. Звучит сигнал SOS. - Вы знаете этот сигнал? (Это сигнал SOS, Показать карточку SOS ). Слайд 2 (картинка и звук сигнала) Что он означает? ( Кто-то в опасности, просит о помощи). - Это международный сигнал. Его подают с тонущих кораблей. Всякий, услышав его знает: где-то гибнут люди, произошла какая-то беда. Теперь просьба о спасении раздаётся не только с тонущих кораблей. Так кто же подаёт сигнал SOS сегодня? Давайте узнаем. Посмотрите на доску. Это газета. Она называется: чтение хором «Мир вокруг нас». Это необычная газета - живая. Каждый круг газеты - ее страница. Мы с вами будем открывать эти страницы и узнавать, какая же беда случилась, и о чем просит нас природа. Всё может родная земля! Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может. Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о том, какие опасности угрожают окружающей среде, и что можем сделать, чтобы изменить ситуацию. Пора бы человечеству понять, Богатства у Природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять: Она, как - мы, такая же - живая! Слайд 3 - Посмотрите на эту страницу. Она голубая, но очень грязная. Мы должны догадаться, о чем пойдет речь и почистить эту страницу. Послушайте загадку: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) - Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Атмосфера - это воздушная оболочка земли, то есть это воздух, который нас окружает. Прочитаем слово на доске - АТМОСФЕРА. Слайд 4 - Все живое: люди, животные, растения, дышат воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы - очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате, в классе много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? Как вы думаете? (проветривать, вытирать пыль, убираться в классе, делать влажную уборку) - От чего загрязняется воздух? (дым из труб заводов, много машин, жгут костры) Слайд 5 Заводы и фабрики загрязняют воздух дымом, выхлопные газы машин даже небольшие костры, которые жгут люди, собирая мусор, загрязняют воздух. Слайд 6 - Что можем сделать мы для охраны воздуха от загрязнения? (проветривать помещение, вытирать пыль, в классе посадить комнатные растения, на улице - больше деревьев и кустарников). - Мы назвали правильно правила очистки воздуха от грязи и убрали микробы с голубой страницы. У вас на столах есть свои газеты. Подумайте, и зачеркните красным карандашом тот рисунок, который подходит к теме нашего разговора, что загрязняет воздух. - Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как содержать воздух в чистоте, уничтожить микробов, а наша страница чистая! Если мы сумеем очистить все страницы - наша природа станет чистой и красивой! Слайд 7 - Следующая страница нашей газеты - синяя. Узнайте, о чем пойдет речь, угадав загадку: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! Что это? - Конечно это вода. Не умыться, ни напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода! - Правильно, эта синяя страница - о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег - это вода и облака - это вода. - Какие явления природы связаны с водой? Отгадай загадки. Слайд 8 1) Над рекою, над долиной Повисла белая холстина. (туман)
Слайд 9 2) Пушистая вата плывет куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако) Слайд 10 3) Меня ждут, не дождутся, а как завидят - разбегутся. (Дождь) Слайд 11 4) На дворе переполох, с неба сыплется горох. (град) - В океане, море вода какая? Соленая. Для растений и животных соленая вода не годится. Им нужна пресная, не соленая вода. Чтобы напиться и умыться человеку тоже нужна пресная вода и она должна быть чистой. Повторяйте за мной слова и движения: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтоб щечки краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок? - Про какую воду говорится. Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной, несоленой воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. Что мы можем сделать, чтобы сберечь чистую воду? (экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, беречь воду от загрязнения, не бросать в реку мусор) Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить эту страницу, чтобы вода всегда была чистой? Слайд 12 Мусор на берегу, отходы от заводов, с крана течет вода, моют машины на берегу - Что надо сделать? (Ответы детей) - Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть на берегу свои велосипеды, машины. А еще, мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна! Не забудьте о своей газете: какой рисунок мы должны зачеркнуть, чтобы вода всегда была чистой. Подумайте и закрасьте красным крестом этот рисунок. Слайд 13 - Посмотрите, ребята, какая чистая стала страница - такой же чистой должна быть и вода! IX. Физкультминутка. Спал цветок и вдруг проснулся. (Туловище - вправо, влево).
Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться).
Взвился вверх и полетел (Руки вверх, влево, вправо).
Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться). Слайд 14 - Следующая страница нашей газеты - зеленая - это страничка жизни. А почему она зеленая? - Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу, лекарства, одежду, кислород всем живым существам. Слайд 14 Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг Человек природе друг! - Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей) Для того, чтобы эта страница была чистой, нам нужно вспомнить правила поведения в лесу. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей) Слайд 15 Появляется плакаты, о правилах поведения в природе.(Не ломать деревья. Не разорять гнезда. Не трогать паутину. Не ловить бабочек. Не засорять природу. Не выбрасывать мусор.) Слайд 16 - О чем говорит этот слайд? (Ответы детей) - Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Если я сорву цветок Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и вы Дружно соберем цветы, Опустеют все поляны - И не будет красоты. - Мы запомним это правило и можем очистить нашу зеленую страницу. На своих газетах поставьте красный крест там, где нарисовано, как не надо вести себя в лесу. Слайд 17 - Ребята, посмотрите на красную страницу нашей газеты. Красный цвет - это предупреждающий знак. Некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны. Красная книга - А каких животных или растений, которые занесены в Красную книгу нашей страны, вы можете назвать? (Ответы детей) Показ учителем некоторых видов редких растений и животных. Слайд 18 Редкие птицы, животные Слайд 19 и растения - Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сегодня поговорить. Итог урока. - Посмотрите, наша газета чистая, красивая. Нам хорошо, уютно, если природа чистая. Значит, мы будем здоровы. А здоровье человека - это тоже богатство природы и его надо беречь. - Что мы можем сделать, чтобы природа была такой чистой и красивой? (Повторение по страницам газеты) - Какие газеты у вас получились? (Выставка газет) беседа по правилам. Слайд 20 - Запомним правила поведения в природе, чтобы она всегда была чистой и красивой: * проветривать помещение, вытирать пыль, в классе посадить комнатные растения, на улице - больше деревьев и кустарников; * Экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть на берегу свои велосипеды, машины; * Не ломать деревья. Не разорять гнезда. Не трогать паутину. Не ловить бабочек; * Охранять редкие растения, любоваться природой. Прослушивание песни «Просьба» Н.А. Заболоцкий. Слайд 21 Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась, Этот сон давнишний до сих пор мне снится - На траве кровавой вздрагивала птица Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А земля без зверей - не земля!
© 2010-2022