РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОДИТЕЛИ МЕНЯ НЕ ПОНИМАЮТ ИЛИ КАК СЛУШАТЬ РЕБЕНКА»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«РОДИТЕЛИ МЕНЯ НЕ ПОНИМАЮТ ИЛИ КАК СЛУШАТЬ РЕБЕНКА»

«Понимание - начало согласия»

Спиноза Цель: познакомить родителей с техникой активного слушания, способствую­щей лучшему взаимопониманию собеседников. Задачи: 1.провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком; 2.научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях; 3.потренироваться использовать технику активного слушания. Форма: информационно-практическая беседа. Вопросы для обсуждения: как нужно отреагировать, когда у ребенка эмо­циональные проблемы; как нужно поступать, предупреждая конфликт с детьми; как нужно разговаривать с детьми. Подготовительный этап: подготовка пригласительных билетов на собрание, подготовка карточек с ситуациями, изготовление памяток для родителей. Пригото­вить бумагу, фломастеры, ручки.

На доске: тема собрания, большой лист ватмана, изречения.

Ход родительского собрания Вступительное слово ведущего: В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой, ссорятся, де­рутся, обижаются друг на друга и т.д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком. В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков до­мой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!». Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокой­ствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены свои­ми проблемами?

(Родители делятся своим опытом) Да, на ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список родительских ошибок. Это приказы, команды, угрозы: «Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!», морали, нравоучения, критика, выговоры: «У всех дети как дети, а у меня! И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!», а также выспрашивания, рас­следования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения: «Ты сам ви­новат! Не спорь с учителем! Двоечник!». И это далеко не полный перечень неправильных реакций родителей на пове­дение подростка. А как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты? (Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на осознание родителями того, что ребенок от них ждет понимания, а не роди­тельских лекций и нотаций, а порой и угроз). Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере чувств. Поэтому, если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка - так ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Психологи на­зывают этот способ активным слушанием. Скажите, как вы понимаете слова «активно слушать», что вы знаете об этой технике? (Родители делятся своими мнениями и, может быть, даже опытом ис­пользования этой техники.) Многие из вас совершенно верно изложили суть этой техники. Позволю себе еще раз о ней сказать: активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в бе­седе то, что он вам сказал, при этом обозначив его чувства. Рассмотрим на приме­ре, разыграв небольшую сценку.

(Родители разыгрывают сценку, читая свою роль по карточке.)

Сын (бросая портфель, со злостью). Не пойду я больше в эту школу! Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом к подростку, глядя в глаза). Ты не хочешь больше ходить в школу.

Сын (раздраженно). Там математичка ко мне цепляется! Родитель (после паузы, обозначая чувство, испытываемое подростком, используя утвердительную форму высказывания). Тебя что-то разозлило (рас­строило, обидело) на уроке математики.

Сын (с обидой). Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал!

Родитель. Я понимаю тебя, это действительно обидно.

Сын. Вечно она ко мне придирается...

Родитель. Думаю, я тоже расстроилась бы... Сын. Хоть ты меня понимаешь... Ладно, бывало ведь, что и списывал... Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно! Ведущий: Как вы понимаете, это лишь один из возможных вариантов про­должения беседы. Но какова ни была ситуация, цель родителей - некритическая оценка происходящего. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желани­ях. Они возникают у нас как «Я-мысли»: я хочу есть, я люблю это делать, я чувст­вую усталость, я беспокоюсь и т.д. Это реальные, ясные и конкретные обращения человека к самому себе, за кото­рыми стоят наши реальные потребности. Однако в силу определенных традиций мы часто не решаемся прямо высказать свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «я-высказывания» в разгово­ре превращаются в «ты-высказывания» (вместо «я хочу спать» - «тебе пора выклю­чить свет», вместо «мне неприятно» - «ты плохой»). Превращение «я-высказываний» в «ты-высказывания» становится часто одним из «барьеров общения». Самое опасное при этом состоит в том, что ответственность перекладывается на собеседника, которому приписываются действия, желания, мотивы, на самом деле отсутствующие. Произнося фразу: «Надень шарф, сегодня холодная погода», -взрослый может иметь в виду: «Я тебя люблю и беспокоюсь о тебе, хочу, чтобы ты был здоров», а ребенок может услышать: «Ты еще мал и беспомощен» или: «Без моего руководства ты не можешь сделать и шагу». Сама многозначность «ты-высказываний» дает простор различным толкованиям и интерпретациям. Реакция собеседника, объяснившего наши намерения со своей точки зрения не так, как мы ожидали, кажется неадекватной, за ней, с нашей точки зрения, стоит лишь вред­ность, желание настоять на своем, самодурство, с которым необходимо бороться. Непонимание при этом накапливается, и последствия могут быть самыми серьез­ными. Как видите, овладеть умением «я-высказываний» достаточно важно.

«Я-высказывания» обычно включают три компонента:

-описание ситуации;

-называние своих чувств в этой ситуации;

-называние причин этого чувства.

Это может выглядеть примерно так:

1. Когда я вижу, что...

Когда происходит... Когда я сталкиваюсь с...

2. Я чувствую...

Я не знаю, как реагировать... У меня возникает проблема...

3. Потому что...

В связи с этим... Ведущий: Давайте потренируемся в умении оформлять свои мысли и чувст­ва в форме «я-высказываний». Попробуйте предложить свои варианты преобразо­вания «ты-высказываний» в «я-высказывания».

(Каждому родителю выдается карточка с написанными фразами в форме «ты-высказываний» и они работают с ними.)

«Ты-высказывания»

Возможные варианты «я-высказывания»

Ты выполнил домашние задания?

Мне бы хотелось знать, что все уроки уже выполнены

Где ты был?

Я беспокоюсь о тебе, потому что...

Почему ты не здороваешься, когда прихо­дишь домой?

Мне бы хотелось слышать приветствие, потому что иначе у меня возникает чувство, что мной пренебрегают

Когда ты вернешься домой?

Я беспокоюсь о тебе, и для меня очень важно знать, что ты доберешься домой в полной безопасности

Почему у тебя в комнате такой беспорядок?

Мне было бы приятно осознавать, что у меня очень акку­ратный сын

Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем?

Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоего посещения.

Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний Ведущий: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и озвучивать предложенный вами вариант «я-высказывания». Вы только что попробовали использовать одну из техник активного слушания. Убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам хочется задать другие вопро­сы и прокомментировать и оценить ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам тех­ника активного слушания для общения с ребенком? (На доске появляется лист с надписью: «Результаты применения техники «Я-высказывания»». Родители высказывают свое собственное мнение, а учи­тель фиксирует ответы на бумаге). Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является ис­кусственной, неестественной для нашей среды. Однако же навыки общения внача­ле трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеете, они перестанут быть «техникой», а станут искусством. И перед тем, как мы с вами расстанемся, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Готовы ли вы использовать технику активного слушания, и какие вы ожидаете из­менения в общении со своим ребенком?»

(Родители высказывают свои мнения).

Подведение итогов родительского собрания Рефлексия:

Родителям предлагается определить по 5-бальной шкале результаты собрания:

- полезность собрания;

- актуальность обсуждаемой проблемы;

- атмосфера встречи. До следующей встречи! Мне было очень приятно видеть вас на нашем родительском собрании.


© 2010-2022