Презентация по чтению А. Платонов Сухой хлеб

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ рассказа А.Платонова «Сухой хлеб».

Урок по технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо».

учитель начальных классов Ильина Елена Владиславовна

Предмет: литературное чтение /учебник - хрестоматия под редакцией Юдаевой М.В./.

Цель урока: осмысление нравственной проблематики рассказа А.Платонова «Сухой хлеб».

Задачи:

- обучающие: совершенствовать навыки чтения, осмыслить и проанализировать текст;

- развивающие: развивать критическое мышление учащихся; умение

эмоционального отклика на прочитанное,

коммуникативные умения;

вырабатывать собственное

мнение на основе осмысления своего опыта;

- воспитательные: воспитывать уважение к труду и любовь к матери, семье;

нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость,

внимание к окружающим.

Тип урока: изучение нового материала / 2 урок по теме «Знакомство с произведениями А.Платонова/.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приемы: РКМЧП, составление списка известной информации по ключевым словам, поиск ответов на поставленные вопросы, прием незаконченного предложения, синквейн.

Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, беседа.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Оборудование: текст рассказа «Сухой хлеб», карточки для индивидуальных заданий группам.

Наглядные материалы: презентация о творчестве А.Платонова

Ход урока.


  1. Вызов. Время 7 мин. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок чтения.
    - Что мы делаем на уроках чтения?
    ( читаем, говорим, размышляем, слушаем). Сегодня на уроке мы тоже с вами продолжим учиться говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать. Я хочу, чтобы на протяжении всего урока у вас было прекрасное настроение, высокая работоспособность. Мне известно, что вы умеете справляться с различными заданиями и выполнять их на хорошие оценки, надеюсь, что сегодня вы тоже покажете хорошие знания, будете внимательны и активны.

Артикуляционная разминка. Упражнение «Губы»

Прочитайте слова молча. Для этого плотно сожмите губы, приложите к ним палец. Старайтесь, чтобы губы не шевелились. (Обидчивый, порядочный, злой, добродушный, приветливый, жестокий, доброжелательный).

Прочитайте слова, которые характеризуют человека с положительной стороны. (Порядочный, добродушный, приветливый, доброжелательный).

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.



- После такой разминки мы должны читать и говорить как?
- Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно (ответы детей).


Работа в парах «Собери пословицы»

Соберите их из частей, прочитайте и объясните и значение. (Конверты с разрезанными пословицами на партах). Сегодня мы будем говорить о хлебе.

Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня поведем разговор на уроке. Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом А.П.Платонова «Сухой хлеб». Будем работать над выразительностью чтения, перечитаем отдельные отрывки из произведения, будем составлять характеристику главного героя рассказа, рассуждать, делать выводы, обобщения, постараемся ответить на главный вопрос нашего урока «Как вы понимаете слова учительницы Елены Петровны, обращенные к Мите: Какое сердце у тебя- маленькое,а большое» .

  1. Корзина идей.

Что мы уже знаем?

Знаем

Хотим узнать

Рассказ

Облик мальчика

Автор Платонов Андрей

Его мысли

О труде по выращиванию хлеба

Его поступки

О трудной жизни в деревне

Его поведение

Тонкие и толстые вопросы.

Вы приготовили дома тонкие и толстые вопросы. Группа девочек задает 3 тонких вопроса группе мальчиков и 2 толстых вопроса наоборот. После того, как мы проверили домашнее задание и переходим к осмыслению прочитанного, сделаем зарядку приличного человека. Рано утром встав с постели и вытянувшись во весь рост, вспомните Я - Человек. Всегда готов встать рядом или чуть впереди. Протянуть руку помощи. Легко нагнуться к старому или малому. Оглянуться к отстающим. Подставить плечи под груз тревог и забот. Перепрыгнуть через усталость и боль. Подняться после неудачи. Балансировать между желаниями и возможностями. Бороться с собственной ленью. Пронести через всю жизнь любовь и дружбу. Дотянуться до мечты. Глубоко вздохнуть по несбывшемуся и- Повторить все сначала - до Победы!

Я желаю вам на уроке поменьше неудач, тревог, в случае необходимости протянуть руку помощи одноклассникам
Осмысление содержания.

Групповая работа. Постановка задач групп. Время 10 мин.

/ Листочки с планом группам подготовлены заранее

1 группа

Выполните следующее задание: из данных слов убрать лишние, т.е. что не относится к Мите

Любознательный

Внимательный

Упорный

Упрямый

Добрый

Серьезный

Любящий

Великодушный

Непослушный

Терпеливый

Трудолюбивый

Маленький

Глупый

Заботливый

2 группа

Пронумеровать предложения так, в какой последовательности происходили события в рассказе.


  • Митя стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю.


  • Митя ходил следом за плугом, чтобы не скучать без матери.


  • Колоски, что возделывал Митя, нынче словно бы повеселели.


  • Митя любил ходить в темный угол сарая.


  • Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет. Ответы: 4, 1, 5, 3, 2 .

.

3 группа. Ответь на вопросы в системе ПОПС

Чего больше всего хотел Митя?

Что он для этого решил сделать?

Какими были отношения между мамой и сыном?

Нравится ли вам Митя, что удивляет в нём? 4 группа приготовить чтение по ролям отрывка стр. 284 Дыхательная гимнастика перед ответами групп

Итог работы групп. Прием незаконченного предложения.

Тема рассказа: _________________________________________________

Основная мысль текста:____________________________________________ Проблемы:________________________________________________________ Каким был Митя? Был он счастливым? Поведение Мити достойно восхищения? Кто поступил бы также как Митя?
Митя делал доброе дело, Он вступил в единоборство с засухой. Земля щедра, кто любит ее и понимает. Природа одарит человека за это. В рассказе так и получилось: ожили колоски, не зря трудился Митя, учительница, ученики.

Ш. Рефлексия.

Время 8 мин.

Синквейн. Алгоритм.

1строка

Кто? Что?

1 существительное

2 строка

Какой?

2 прилагательных

3 строка

Что делает?

3 глагола

4 строка

Что автор думает о теме?

Предложение их 4 слов

5строка

Кто? Что? Новое звучание темы.

1 существительное.

Какова была цель нашего занятия?
Митя Климов Трудолюбивый и упорный Любил маму, помнил об ушедших, мечтал вырасти большим, трудился спас рожь

настоящий человек

отметки за урок

Ребята, я хочу попросить вас помочь мне в выставлении отметок. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете поднять руку, кого это касается.

  1. Кто работал, не покладая рук?

  2. Кто мастер на все руки?

  3. Кто держал ушки на макушке?

Спасибо, ребята. Вы честно оценили свою работу.

Домашнее задание.

Составить связный рассказ о Мите.

Представьте себя Митей и расскажи о себе «Я - Митя».


Привыкайте счастливыми быть!
Просыпаться с улыбкой лучистой…
И со взглядом, по-детскому чистым,
Привыкайте друг друга любить…

Научитесь плохое не звать,
Предвещая заранее беды…
Вы ведите другие беседы…
Научитесь душой расцветать…

Привыкайте добро замечать
И ценить то, что жизнью даётся…
И за счастьем бежать не придётся…
Будет счастье за вами бежать!

Научитесь подвоха не ждать
От людей незнакомых и близких…
Ведь у всех, у высоких и низких,
Есть желание - счастье познать…
Привыкайте не злиться на зло,
А рискните помочь, разобраться…
Если кто-то вдруг начал кусаться,
Значит, в чём-то ему не везло…
Научитесь прощенья просить
И прощать… Вам судьба улыбнётся.
И весна в вашу душу вернётся!
Привыкайте счастливыми быть…
<Ирина Самарина>
Источник: kulturologia.ru/blogs/190216/28512/




© 2010-2022