- Преподавателю
- Начальные классы
- Дидактические игры на уроках технологии
Дидактические игры на уроках технологии
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Поспехова Н.Н. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дидактические игры на уроках технологии
Дидактическая игра, являясь игровой формой обучения, соединяет познавательное и занимательное. Именно игровые моменты позволяют учителю переключать внимание детей с учебного материала на практическую деятельность, минуя категорические указания.
С самого начала необходимо приучать ребёнка планировать и организовывать свой труд, работать собранно. Для этого на первых уроках технологии можно использовать игры на поддержание порядка на рабочем месте. В игре «Что ушло к соседу?» выясняется, что из твоих вещей лежит на соседней половине стола, и, если к соседу ничего «не ушло», объявляется внимательный рабочий.
Игра «Жмурки» помогает детям запомнить правило рабочего человека: откуда взял - туда и положи. Дети, закрыв глаза, опускают руку на то место, где должен лежать предмет, названный водящим.
На первых этапах обучения первоклассников значительные затруднения вызывает работа с ножницами. В дидактической игре «Украсим ёжика» дети, вырезая определённой формы (шьют шубу), овладевают умением правильно вырезать угол. Каждый вырезанный треугольник крепится на карточку с контуром ежа.
Одновременно у них воспитывается чувство коллективизма, ответственности. Игровые моменты могут быть введены на любом уроке технологии. Учитель всегда должен ставить конкретную цель их использования, например воспитание основ культуры труда, расширение технико-технологически знаний,формирование умений по обработке материалов и т.д. На это нацелена игра «Вот умелец, я какой!».
Все предложения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны на листе ватмана, вторая часть предложений на отдельных полосках в кармашках. Полоски эти перепутаны. Задача детей - разложить полоски по смыслу.
1.Игрушки из фанеры …
шил иголкой(3)
2.Карандаш чинил….
дрелью(7)
3.Рубашку, брюки «Что изменилось?»
выпилил лобзиком(1)
4.Быстро завинчивал винты …
острой пилкой(5)
5.Бревно пилил…
ключом гаечным(4)
6.Гвоздь забивал…
тонким ножом(2)
7.Сверлил отверстие в доске…
Молотком тяжёлым(6)
Для развития внимания можно провести игру «Что изменилось?». Технологическая операция - развёртка - требует внимательного изучения чертежа. Заготовить два одинаковых чертежа одной детали. На первом указаны размеры, на втором нет. После изучения первого чертежа звучит команда: «А сейчас все минуточку поспим». Дети наклоняют голову на руки, закрывают глаза. В это время 1-й чертёж заменяется вторым, без указания размеров. Звучат слова: «Проснулись! Что изменилось в чертеже?».
Выигрывает тот, кто воспроизведёт по памяти ранее указанные размеры. Вместо физкультминутки можно провести подражательную игру «Определяем профессию». Группа отгадчиков выходит из класса. Остальные условливаются, какую профессию будут изображать. Когда отгадчики возвращаются, им задают вопрос: «Вам работники нужны? - А что вы умеете делать? - спрашивают отгадчики. В ответ ребята изображают то, что запланировали, имитируют действия. Игра способствует успешному формированию трудовых изменений, развивает интерес школьников к процессу трудового обучения.
Доклад
учителя начальных классов
Поспеховой Натальи Николаевны
На тему: «Применение элементов интерактивных методов обучения в начальной школе».
Применение элементов интерактивных методов обучения в начальной школе.
В современной начальной школе происходит переход к новой структуре обучения. Труд ученика, который сидит годами молча за партой ,слушает учителя и пытается запомнить то, что ему говорят, не может обеспечить ни полноценного формирования личности ,ни наивысшего счастья в ситуации успеха.
Развитие творческого потенциала личности является сегодня основной задачей школы. Для её реализации необходимо рассмотреть в первую очередь ученика не как результат внешних влияний, а как целостную, активную, действующую личность. В этом и состоит основная суть и цель перестройки учебно-воспитательного процесса. Ученик - он не объект обучения, а в первую очередь-творец своего собственного «Я».
Перед учителем стоит задача обеспечения всестороннего развития личности ребёнка. Реализация этой задачи может быть осуществлена только при условии активного включения в учебно-воспитательный процесс каждого ученика.
Одним из главных направлений совершенствования обучения учеников начальных классов является применение в учебно-воспитательном процессе интерактивных технологий.
Интерактивное обучение в начальных классах осуществляется путём применения фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности учеников, интерактивных игр и методов, что способствуют обучению , умению дискуссировать.
При фронтальной форме работы целесообразно применение таких технологий: «Микрофон», «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение», «Обучаясь - учусь» (они позволяют каждому учащемуся в определённом порядке что-то быстро сказать, высказать своё мнение, повышают интерес к знаниям, развивают связную речь).
При кооперативной форме обучения применяются: работа в парах, работа в малых группах, тройках, «два- четыре - все вместе», «Карусель», «Аквариум». Данные методы учат ребят общаться, использовать навыки активного слушателя, высказывать собственное мнение, убеждать, быть толерантным, понимать других, содействовать достижению учениками высоких результатов, усвоению знаний и формированию умений.
Интерактивные игры («Ролевая игра», «Драматизация») развивают внимание, навыки критического мышления, способствуют применению на практике умения решать проблемы «Пресс».
Технологии обучения в дискуссии (метод «Выбери позицию», «Смени позицию», «Беспрерывная шкала мыслей», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», «Дебаты») способствуют развитию у учеников критического мышления, умения определять собственную позицию, отстаивать своё мнение.
Кредо интерактивного обучения:
-
То, что я слышу, я забываю.
-
То, что я вижу и слышу, я немного помню.
-
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
-
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
-
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Технология интерактивного обучения - это такая организация обучения, в которой невозможно не участвовать в процессе познания:
-
Каждый ученик имеет конкретное задание, за выполнение которого он должен публично отличиться;
-
От деятельности каждого ученика зависит качество выполнения задания, поставленного перед группой.
Использование интерактивных технологий выдвигает определённые требования к структуре урока.
Структура таких уроков состоит из пяти этапов:
-
мотивация;
-
осмысление, представление темы и ожидаемых результатов;
-
актуализация знаний, предоставление необходимой информации;
-
осмысление;
-
рефлексия.
Центральной частью урока является интерактивное упражнение. Его цель - практическое закрепление изучаемого материала, достижение поставленных задач урока.
При применении интерактивных технологий необходимо помнить:
-
интерактивные технологии требуют определённых изменений в жизни класса, дополнительного времени для подготовки, как учителя, так и учеников;
-
необходимо провести с учениками организационные занятия и вместе разобрать правила работы в классе;
-
использование интерактивных технологий не самоцель. Это создание в классе такого микроклимата, который способствует сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, даёт возможность на практике реализовать личностно-ориентированное обучение.