- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса «Донское слово»
Рабочая программа курса «Донское слово»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Терещенко Н.В. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа курса «Донское слово»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Донское слово» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и реализует региональный компонент начального образования по литературному чтению. Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса -«Донское слово» Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о культурной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Донское слово» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока. Изучение казачьих традиций, легенд и песен, литературных произведений поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края. Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт. Курс «Донское слово» предназначен для более полного ознакомления учащихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Содержание курса учитывает возрастные особенности младшего школьника и предлагает детям исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о культуре Дона. Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Задачи изучения курса: Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о культурном наследии и их традициях Донского края. 3. Развитие способности воспринимать и анализировать литературные произведения поэтов и писателей Дона. Воспитательные: 1. Воспитание чувства любви к малой Родине на основе изучения литературных произведений Донского края. 2.Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма. Развивающие: 1. Развитие творческих способностей детей на примерах донского фольклора 2.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. Педагогическое обоснование введения вариативного курса «Донское слово» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено). Данный курс «Донское слово» построен с учетом следующих концептуальных положений: • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры; • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности; • содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. Особенностью содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Культура Донского края есть многообразная система традиций и обычаев.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
- Культура Донского края - часть культуры Отечества.
Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.
Структура курса «Донское слово»
Круг чтения Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:
-
произведения устного творчества;
-
стихотворные и прозаические произведения донских писателей;
-
стихотворные произведения донецкой поэтессы Ирины Гусевой;
-
стихотворные и прозаические произведения донецкого писателя Михаила Петровича Двухбратова.
- Народное творчество
- Донская поэзия
- Произведения донских писателей
Методические основы изучения курса «Донское слово» Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием литературного образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи. Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках курса «Донское слово» эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках курса «Донское слово» дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др. Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий. Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. За основу взята хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале) «Край родной» Т.П.Бутенко, В.Б. Небратенко. Дополнена произведениями донецких писателей И.Гусевой и М. Двухбратова. Объем программы: курс рассчитан на 34 учебных часа. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной школы, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45минут Основные формы работы на занятии: работа в парах, групповые и коллективные формы работы Структура занятия включает в себя изучение устного народного творчества. Литературных произведений родного края через использование дидактического материала, ИКТ, технологий исследовательской и проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(34ч) Введение (1ч) Ростовская область - мой родной край.
Устное народное творчество (11ч) Пословицы, загадки, песни, сказки, легенды и предания Дона.
Донская поэзия (9ч) Стихи донских поэтов о природе, Родине, жизни и быте казаков.
Произведения донских писателей (12ч) Авторские сказки донских писателей. Рассказы писателей Дона. Классическая литература. Итоговое занятие. Урок-смотр знаний.(1ч)
-
Примерная тематика:
- произведения о Родине, о героических подвигах, о труде казаков и их отношениях друг к другу, о жизни быте казаков; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
-
Жанровое разнообразие:
-
• сказки, рассказы, , сказы, легенды (выявление их особенностей);
-
• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
• литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, легенда, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, быль;
• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
• стихотворение, рифма, строка, строфа;
• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм. Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям. Работа с текстом:
- осознание последовательности и смысла событий;
- вычленение главной мысли текста;
- знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;
- деление текста на части и их озаглавливание;
- составление плана под руководством учителя;
- пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
-
Планируемые результаты освоения курса «Донское слово»
-
Предметные
-
Обучающиеся научатся:
-
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
-
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
-
• называть имена 2-3 донских писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
-
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
-
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
-
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
-
• анализировать смысл названия произведения;
-
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
-
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
-
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
-
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
-
• читать наизусть 2-3 стихотворения донских поэтов (по выбору);
-
• пересказывать текст небольшого объема;
-
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
-
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
-
• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, повтор).
-
• обнаруживать в авторской поэзии жанровые особенности фольклора
• обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
-
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
-
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
-
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
-
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
-
• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
-
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
-
Ожидаемые результаты формирования УУД
-
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
-
• работать с несколькими источниками информации (хрестоматией; книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
-
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
-
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
-
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
-
• выполнять работу по цепочке;
-
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
-
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
-
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
-
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
-
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
-
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Раздел, тема
Количество часов
Введение
1
Устное народное творчество-11ч.
Легенды и предания Дона. Почему Дон Ивановичем зовут.
1
Легенды и предания Дона. Сказ «На поле было Куликовом».
1
Легенды и предания Дона. «Про городище Кудеярово».
1
Пословица недаром молвится.
1
Казачьи потешки, небывальщины, загадки.
1
Казачья песня. «Трава, моя, трава», «Посею лебеду на берегу», «Ах, ты степь широкая».
1
Казачья песня. «Кутузов и Платов», «Конь боевой с походным вьюком».
1
Казачья песня «Ягодка-самородинка», «Хороводная».
1
Народные сказки Донского края. Сказка о чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице.
1
Народные сказки Донского края. Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном.
1
Народные сказки Донского края. Сказка «Аленкин брод».
1
Донская поэзия-9ч.
Анатолий Софронов «Откуда Дон берет начало».
1
Александр Туроверов «Проводы казака на службу».
1
Виктор Гусев. «Казак уходил на войну».
1
Владимир Калмыков «Хороши на Дону вечера».
1
П.С. Поляков «Казачья легенда».
1
Ирина Гусева из цикла «Детские стихи»: «Страна, в которой мы живём», «Малая родина», «Мой край».
1
Ирина Гусева из цикла «Детские стихи»: «Осень наступила», «Осень», «Город мой ложится спать», «Зима».
1
Михаил Петрович Двухбратов сборник «Приметы».
1
Михаил Петрович Двухбратов сборник «Воспоминанья и раздумья».
1
Произведения донских писателей-12ч.
Авторские сказки. А. Скрипов «Поречни и жемчуг».
1
Авторские сказки. П. Лебеденко «Петрусь - мальчонка русский».
1
Авторские сказки. В.Харламов «Мальчик из пшеничного зёрнышка».
1
Рассказы донских писателей. Юрий Дьяконов. «Воробьи, Бармолей и Тяп-Тяп».
1
Рассказы донских писателей. Василий Гнутов «Жадная железка».
1
Рассказы донских писателей. Алексей Коркищенко «Сивый отшельник».
1
Рассказы донских писателей. Михаил Авилов «Апрель».
1
Рассказы донских писателей. В. Гаранжин «Пушок».
1
Классическая литература. М.А.Шолохов «Нахалёнок».
1
Михаил Петрович Двухбратов «Мстители».
1
Михаил Петрович Двухбратов «Чтобы выжить».
1
Классическая литература. А. П. Чехов. «Каштанка».
1
Урок - смотр знаний-1ч.
Встреча с донецкой поэтессой И. Гусевой и писателем М.П. Двухбратовым.
1
Литература
1. Хрестоматия для чтения младших школьников БутенкоТ.А., Небратенко В.Б Ростов-на-Дону: «Баро-Пресс» 2003г.- 272с.
2. Дон литературный. Писатели России. Шолоховский край, ХIX - XXI в.в. / сост. Г.Губанов.- Ростов-на-Дону, 2006. - 512 с.
3. Писатели Дона: библиографический указатель. - изд.2-е, испр.и доп. /сост. Г.Г. Тагленко. - Ростов-на-Дону: «Ростиздат», 1986, -414 с.
4. Котовсков,В. Наши земляки. Литературные заметки о писателях-земляках, - Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2008. - 320 с.
5. И.Гусева «Моя Россия», Ростов-на-Дону: «Ростиздат», 2011г., 103с.