- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бычкова Т.В. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Начальное общее образование. 1 класс
-
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Примерная программа по предмету «_ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская_____________ .
- Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Приказ МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин МКОУ Валгусская СШ имени И.М.Марфина
- Учебный план МКОУ Валгусская СШ имени И.М.Марфина
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
- приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
- духовно-нравственная - от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
- духовно-эстетическая - от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
- литературоведческая - от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
- библиографическая - от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.
Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте» (Авторы: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков), а затем в конце первого года обучения и все следующие 3 года дети знакомятся с предметом «Литературное чтение» (Автор: Чуракова Н.А., О.В. Малаховская).
-
Общая характеристика курса «Литературное чтение»
- Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
- Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.
- На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
- Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.
- Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
- Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.
- Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
- На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
-
Требования к результатам изучения курса «Литературное чтение»
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно - историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности. Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи: -духовно-нравственные; -духовно-эстетические; -литературоведческие; -библиографические.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
-
Содержание учебного курса
Литературоведческая пропедевтика Работа с текстами разных видов и жанров литературы Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружение разного мира ценностей - коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности. Понимание разности между художественными и научно-популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героев в лирическом стихотворении. Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка) Представление о литературе как об одном из видов искусства. Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей. Представление о литературе как явлении художественной культуры. Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.
Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений) Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветное маркирование). Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста). Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. Практическое освоение малых фольклорных жанров: сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации). Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Круг детского чтения Произведения устного народного творчества Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки. Авторские произведения Произведения, укоренённые в фольклоре (басни, былины, гимны). Литературные авторские произведения Произведения классиков отечественной литературы 19-20 веков (стихотворения, рассказы, сказки, волшебные сказки в стихах, повесть). Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести). Произведения современной классической литературы (с учётом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести). Разные виды книг Историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение» Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой… Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
-
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой предмет «Литературное чтение» изучается с 1 (1класс - «Обучение грамоте. Чтение» и «Литературное чтение») по 4 класс по четыре часа в неделю.
-
Таблица тематического распределения количества часов
По рабочей программе 40 ч
-
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Примерная программа
Рабочая программа
Литературное чтение
40
40
1
2
3
4
5
6
7
8
Формирование навыков чтения
На огородах Бабы-Яги
Пещера Эхо
На пути в волшебный лес
Клумба с колокольчиками
В лесной школе
Тайна особого зрения
На выставке рисунков Ю. Васнецова
8
9
6
2
3
4
4
4
ИТОГО
40
7. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 1-го года обучения Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Обучающие научатся:
- читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
- понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
- читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
- рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;
- находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст). Обучающие научатся:
- отличать прозаическое произведение от стихотворного;
- различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
- находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).
- различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;
- обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка - закличку; рассказ - сказку).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов. Обучающие научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на маркирование;
- рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженным в тексте.
- осваивать на практике малые фольклорные жанры и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);
- находить в разделе «Музейный Дом» иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения В области общих учебных действий Обучающие научатся:
- ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;
- работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.
В области коммуникативных учебных действий Обучающие научатся: В рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке.
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
- обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
8.Описание учебно - методического обеспечения образовательного процесса
Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова. - М. : Академкнига/Учебник, 2011.
• Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: хрестоматия / Н. А. Чуракова. - М. : Академкнига/Учебник, 2011.
• Малаховская, О. В. Литературное чтение. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
• Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс : методическое пособие / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. - М. : Академкнига/Учебник, 2011. 9. Календарно - тематическое планирование
Дата
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Предметные
Метапредметные
Личностные УУД
Д/З
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникатив
ные УУД
П.
Ф
1
1. Начало пути: волшебные предметы и помощники
1
Первичное предъявление новых знаний
Подготовительная работа по пониманию логики сказочного жанра. Соотнесение логики знакомых детям сюжетов волшебных сказок с логикой построения учебника
Подведение под понятие:
формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать».
Чтение дидактических иллюстраций с размещенными внутри словами и словосочетаниями (У. с.4-5).
Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Выбери правильный ответ…).
Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (Т. №4,5).
Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради.
Умение слушать и вступать в диалог,
высказывать свою точку зрения (Как ты думаешь?.. Почему?..). Умение строить монологическое высказывание (Помоги Маше объяснить Коту это слово).
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Помоги Маше…); через обращение к читательскому опыту школьников (какие сказочные сюжеты им знакомы, Т. №3).
2-3
2-3. Законы докучной сказки
2
Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Знакомство с докучной сказкой на материале сказок «Про белого бычка» и «Про сороку и рака». Повторы как одна из важнейших особенностей жанра докучной сказки. Сюжетно-композиционные особенности жанра докучной сказки.
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы.
Установление причинно-следственных связей: между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: «Эти тексты легко запомнить». Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Чтение дидактических иллюстраций для связи круговой композиции докучной сказки со зрительным образом круга (Т. №3).
Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям: докучная сказка (с.9). Умение строить монологи-ческое высказыва-ние (Объясни…, Сочините сказку…).
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности.
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (У. с.9, Кто поможет Маше..? Кто поможет Мише..?; Т. №4, Помоги Маше и Мише…).
4
4. Секреты считалок
1
Первичное предъявление новых знаний
Практическое различение малого жанра фольклора - считалка.
Создание условий для самостоятельного выявления наиболее существенных особенностей считалок: их предназначения, сюжетно-композиционного построения, наличия зашифрованных слов
Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками: считалки.
Анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел. Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Т. №2).
Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.10, Т. №2).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша и Миша догадались. А ты?)
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.10-11).
Мотивация учебной деятельности через использование игрового момента (Посчитайтесь и вы со своим соседом по парте), через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Помоги Маше и Мише…).
5
5. Древние считалки
1
Овладение новыми умениями
Знакомство с текстами старинных считалок. Обнаружение при помощи системы вопросов черт, свидетельствующих о древнем происхождении самого жанра считалки. Умение сравнивать между собой произведения одного фольклорного жанра
Анализ группы считалок с целью выявления жанрового признака: значимых слов должно быть 10 (десять). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями (У. с.12).
Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.12, Т. №2,3).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (На своем ли месте оно стоит?). Умение следовать точной инструкции учителя (Т. №3).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Умение видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них (…Миша нашел три слова, Маша четыре. А вы сколько нашли?).
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (У. с.13, Помоги Мише, Т. №2, Помоги Маше и Мише…).
6
6. Тайны загадок
1
Первичное предъявление новых знаний
Практическое различение и освоение (сочинение) малого жанра фольклора - загадка
Формирование представлений о действенно-игровом характере загадок. Олицетворение (без использования термина) как важный художественный прием.
Поиск и выделение необходимой информации из иллюстраций: поиск и подстановка нужных слов (У. с.14-15, Т. №2,3).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение одной из жанровых особенностей загадок - использование приема олицетворения (У. с.16-17, Т. №2, 3). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деят-ти («Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки, - сказал Миша. Ты согласишься с Мишей?»).
Умение следо-вать точной инструкции учителя (Т.№3).
Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки, - сказал Миша. Ты согласишься с Мишей?».
Мотивация учебной деятельности через отгадывание загадок; через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Т. №3, Помоги Маше и Мише…).
7
7. Как устроена загадка
1
Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Представление о двучастности как особенности структурного построения жанра загадки. Практическое освоение приемов сравнения и олицетворения (без использования терминов).
Поиск и выделение необходимой информации из иллюстраций: поиск и подстановка нужных слов (У. с.18-19, Т. №4).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение одной из жанровых особенностей загадок - использование приема олицетворения.
Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.18-19).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Т. №3, Миша сказал… А ты видишь..?)
Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Т. №3, Миша сказал… А ты видишь..?)
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Чтобы помочь Маше и Мише…).
8
8. Заклички: обращение к Природе
1
Первичное предъявление новых знаний
Практическое различение малого жанра фольклора - закличка. Осознание обрядового характера жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают). Развитие навыка чтения путем постоянного перечитывания текстов по разным основаниям.
Поиск и выделение необходимой информации из текста, иллюстраций (поиск и подстановка нужных слов).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера.
Установление причинно-следственных связей между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и понимания жанровой принадлежности текста.
Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.20-21, Т. №2-5). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Т. №5).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при постоянном перечитывании одних и тех же текстов закличек.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
Учет чужой точки зрения (сочинение своей заклички по правилам).
Ценностное отношение к природному миру (почему человек уговаривал природу).
9
9. Трудности скороговорок
1
Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Совершенствование навыков чтения. Осознание специфики жанра скороговорки; понимание причин трудностей, возникающем при быстром произнесении текста.
Поиск и выделение необходимой информации
(поиск нужных частей текста, Т. №2,3,5).
Установление причинно-следственных связей между характером текста и манерой его чтения (как читать скороговорки, У. с.23).
Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками (У. с.23).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
выяснение секрета (общих черт) скороговорок (У. с.23, Т. №3).
Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Контроль, самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результата учебной деятельности
(У. 23, Т. №4, Х. 14-19).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.23).
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помогите Маше и Мише…, У. с.23; …помоги Мише, Х. с.15).
10
10. Хвосты слов
1
Первичное предъявление новых знаний
Пропедевтика понимания рифмы (не называя термин) на материале текста Г. Остера «Эхо».
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями (У. с.24). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Анализ слов с целью выделения в них «хвостов».
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. с.25)
Инициативное сотрудничество: чтение по ролям
(У. с.25).
Мотивация учебной деятельности через объяснение нового понятия в игровой форме (У. с.24-25, Т. №4); через действие интриги (главный секрет Пещеры Эхо).
11
11. Созвучные хвосты слов
1
Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Дальнейшее освоение понятия «рифма» путем постепнного обогащения этого понятия (не называя термина) за счет его постоянно изменяемого повторения (уточнения и незаметной подмены некоторых слов): хвосты - двойные хвосты - созвучные хвосты - созвучные хвосты слов (на материале стихотворения Д. Хармса и Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»).
Поиск и выделение необходимой информации: поиск созвучных концов слов (У. с.26).
Установление причинно-следственных связей между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи (У. с.26).
Подведение под понятие: поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные хвосты слов в концах строчек, «говорить складно» - «говорить в рифму» (У. с.26-27).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение парной и перекрестной рифмы (У. с.26).
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями (У. с.27). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. с.27, Т. №3,4).
Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника (А как ты думаешь?, У. с.26).
Мотивация учебной деятельности через введение задания занимательного характера (дополнить стихотворение У. с.26).
12-13
12-13. Рифмы и смысл
2
Овладение новыми умениями
Дальнейшее рассмотрение понятия рифмы и введение понятия «рифма» (на материале отрывка из текста Н. Носова «Приключения Незнайки»). Подведение к выводу, что рифма - это и есть созвучные концы слов. Пропедевтика понимания поэзии как способа по-другому увидеть мир.
Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных частей текста).
Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.31).
Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Т. №3,4).
Анализ текста с целью определения его жанра (Т. №3,4).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, выразительно.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке (У. с.28-31).
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.31).
Мотивация учебной деятельности через чтение текста занимательного характера (У. с.28-30).
14-15
14-15. Шуточные стихи
2
Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Осознание, что рифма - это созвучные концы слов в конце строчек на материале стихотворений И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки», А. Дмитриева «Шлагбаум» и Д. Ривза «Рифма».
Определение шуточного (юмористического) характера произведения. Совершенствование навыков чтения на материале шуточных текстов.
Работа с маркированными в тексте строчками (У. с.33).
Поиск и выделение необходимой информации
(поиск нужных слов (У. с.32-33, Т. №2), частей текста (Т. №2)).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы: «говорить складно» - «говорить в рифму» (У. с.34).
Установление причинно-следственных связей: между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи (У. с.32, 33, 34).
Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Миша сказал так… Маша сказала по-другому… А ты как думаешь? У. с.34).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке
Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Ты согласишься с Машей?; У. с. 34).
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.33).
Мотивация учебной деятельности через чтение текстов шуточного характера.
16-17
16-17. Сказка-цепочка
2
Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Знакомство с композиционными особенностями кумулятивной сказки (построенной по принципу накопления персонажей или эпизодов), называя ее сказкой-цепочкой.
Подведение под понятие: формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактических иллюстраций.
Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.36, 38, Т. №2,3).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом.
Сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор) и различий (круг и вектор - разные композиционные основы).
Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша объяснила: «В одном домике живет несколько сказок» Назови те сказки, которые знаешь ты. У. с.38).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке
(У. с. 36-37)
Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения
(Миша сказал… Маша добавила… А ты как думаешь? У. с.37).
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются; через обращение к читательскому опыту школьников (Знаете такие сказки? У. с.35; Вспомни эти сказки. Т. №2).
18
18. Звучащие стихи
1
Первичное предъявление новых знаний
Знакомство с новым художественным приемом выразительности - звукопись на материале поэтических текстов Е. Благининой, А. Усачева, Д. Ривза. Обнаружение различных вариантов его использования. Подготовка детей к пониманию того, что поэты изучают малые фольклорные жанры и используют их особенности в своих произведениях.
Установление причинно-следственных связей: между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста: как читать стихи, содержащие звукопись.
Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия). Поиск и выделение необходимой информации
(поиск нужных слов (Т. №2), частей текста (Т. №3)).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Ответ в скобках «Ночная считалка», Т. №3).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке и работа в парах.
Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения
(Миша уверен… Маша говорит… А ты с кем согласишься? Т. №3).
Умение оказывать помощь сквозным героям,
которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Мише… У. с.41). Мотивация учебной деятельности через опору на имеющиеся знания (заклички, считалки, скороговорки).
19-20
19-20. Звукопись в поэзии и прозе
2
Овладение новыми умениями. Применение знаний, умений и навыков
Обнаружение присутствия звукописи в прозаическом и поэтическом текстах, понимание смысла использования этого литературного приема. Совершенствование навыков чтения вслух и выработка умения внутреннего чтения на материале рассказа М. Горького «Воробьишко» и стихотворения А. Усачева «Буль-буль».
Поиск и выделение необходимой информации: поиск нужных частей текста (У. с.42-43).
Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с.43,44).
Умение работать с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (отгадка в названии стишка-загадки, Т. №3).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах.
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.42-44).
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги Маше и Мише…, Т. №29).
21
21. Считалка, скороговорка или дразнилка
1
Применение знаний, умений и навыков
Идентификация малых жанров фольклора (считалка, скороговорка, дразнилка).
Поиск и выделение необходимой информации: перечитывание текста с различными заданиями (Т. №2).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков дразнилки (У. с.47).
Установление причинно-следственных связей между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это дразнилки (У. с.46-47). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Что это за текст: «Архип - охрип»? Миша сказал, что это дразнилка, а Маша сказала, что это скороговорка. А вы как думаете, ребята? У. с.47).
Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и дразнилкой и скороговоркой (У. с.47).
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги Мише…, У. с.46; Помоги Маше и Мише…, У. с.47).
22
22. Чувство юмора в поэзии
1
Первичное предъявление новых знаний
Определение серьезного и шуточного характера произведения (на материале стихотворений Т. Собакина «Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды» и Б. Заходера «Где поставить запятую?»).
Чувство юмора как наиболее доступная возрасту форма эстетического чувства.
Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с.51).
Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.50-51).
Установление причинно-следственных связей между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста: как читать стихи, содержащие звукопись (У. с.48).
Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков считалки, скороговорки, небылицы (Т. №2).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. с.51).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
Учет позиции собеседника («А следующая часть стихотворения похожа на считалку» - сказал Миша. Подчеркни одной чертой слова, на которые обратил внимание Миша. Т. №2).
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги прочитать название… У. с.48); через чтение текстов юмористического характера.
23
23. Стихи про девочек и мальчиков
1
Овладение новыми умениями
Знание жанровых особенностей стихотворений (на материале стихотворений В. Лунина «Целыми днями…», Э. Успенского «Разгром»). Совершенствование техники чтения с помощью различных типов заданий (чтение по цепочке, чтение по ролям).
Работа с маркированными в тексте строчками (У. с.53).
Умение работать с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, выразительно.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке и по ролям.
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.52-53, Х. с.33,34).
Создание условий для процесса социализации и нравственного взросления школьников средствами литературы (текст посвящен тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем)).
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквоз-ным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги Маше… Х. с.30).
24
24. Фантазия в поэзии
1
Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Фантазия как важная особенность поэтического взгляда на мир. Обсуждение поэтических образов, созданных Ю. Заходером в стихотворениях «Рапуны» и «Приятная встреча». Подготовка восприятия стихотворения И. Токмаковой «В одной стране…».
Поиск и выделение необходимой информации - перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла текста по его названию, поиск и оценка нужных частей текста (У. с.55).
Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Установление причинно-следственных связей между правописанием слова (с заглавной или строчной буквы) и его ролью в тексте (У. с.55).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Хотите убедиться? Нарисуйте Рапунов в тетради по-своему. Потом сравните, что у вас получилось. У. с.54).
Инициативное сотрудничество: работа в парах.
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.55).
Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий с опорой на фантазию школьников (У. с.54; Т. №3).
25-26
25-26. Особый взгляд на мир
2
Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Средства выражения авторского отношения к изображаемому (тайна особого зрения) на материале стихотворений И. Токмаковой «В одной стране…», С. Козлова «Туман», М. Бородицкой «Вечер». Развитие навыков осмысленного и выразительного чтения, навыков внутреннего чтения.
Поиск и выделение необходимой информации - перечитывание текста с разными задачами: поиск и оценка нужных частей текста (У. с.59, Т. №2).
Работа с маркированными в тексте строчками (У. с.58).
Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.56-59).
Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (маркирование цветом, У. с.58-59)
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: подведение к мысли, что именно поэты и художники открывают нам привычные вещи с новой стороны, потому что они смотрят на мир с любовью и удивлением, изменяют его силой своего воображения.
27-28
27-28. Что видит и слышит поэт
2
Овладение новыми умениями. Применение знаний, умений и навыков
Тайна особого зрения. Освещение проблемы истинного слуха и истинного зрения на материале прозаического текста С. Воронина «Необыкновенная ромашка» и стихотворений И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла», «Разговор Лютика и Жучка» и Г. Горбовского «Что знал подсвечник».
Установление причинно-следственных связей: между характером текста и манерой его чтения (как читать скороговорки) (У. с.64); между правописанием слова (с заглавной или строчной буквы) и его ролью в тексте (У. с.55).
Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.60-61, Т. №3). Поиск и выделение необходимой информации - перечитывание текста с разными задачами: поиск и оценка нужных частей текста (Т. №3).
Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, по ролям (У. с.60-64).
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: особое восприятие мира, характерное для поэтов, а также для всех людей, которые любят и чувствуют природу.
29
29. Прибаутка и небылица
1
Первичное предъявление новых знаний
Знакомство с малыми жанрами фольклора -
прибаутки и небылицы (закономерность-наличие повторов). Сопоставление живописных и литературных образов для лучшего представления специфики фольклорных жанров.
Поиск и выделение необходимой информации: перечитывание текста с разными заданиями (поиск нужных частей текста) (У. с.66, Т. №2).
Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с.66).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков небылицы, сказки-цепочки (У. с.66, Т. №2).
Сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (У. с.66, 73).
Подведение под понятие: формирование понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены (У. с.65); формирование понятия небылица посредством привлечения антонима (быль - небылица) (У. с.66).
Установление причинно-следственной связи между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (У. с.66, 73).
Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Порядок такой…У. с.65).
Учет позиции собеседника: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и прибауткой и небылицей.
Мотивация учебной деятельности через использование иллюстраций.
30
30. Дразнилка, прибаутка или небылица?
1
Обобщение и систематизация ЗУНов
Развитие умения распознавать жанровую принадлежность текста (дразнилка, прибаутка, небылица) и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров. Формирование умения находить парную рифму как самую распространенную в малых жанрах фольклора, в детском фольклоре. Формирование действенно-практического представления о различиях фольклорной и авторской литературы.
Поиск и выделение необходимой информации - перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных частей текста, нужных строчек (У. с.67, Т. №2,3).
Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками (У. с. 67-68).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков небылицы, дразнилки, прибаутки (У. с.67,68, Т. №2,3).
Установление причинно-следственных связей: между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (У. с.67, 74; 68,75).
Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.67).
Сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (У. с.67, 74; 68,75).
Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша сказала: «Это прибаутка и небылица». А ты как думаешь?, У. с.67).
Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения («Это дразнилка», - сказал Миша. Можешь подтвердить ответ Миши?, У. с.67).
Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и прибауткой и небылицей (У. с.67).
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги Маше и Мише… Т. №2).
31
31. Искусство иллюстрации: что видит художник
1
Овладение новыми умениями
Формирование умения видеть фольклорные тексты как живые игровые организмы, которые влияют друг на друга, вбирают разные жанровые структуры. Выявление закономерностей выстраивания своей картины мира художником,
средств выражения авторского видения
Поиск и выделение необходимой информации: поиск и подстановка нужных слов (У. с.69, 70); оценка прагматики текста (Так говорить неправильно!, У. с.70).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (небылицы, дразнилки, сказки-цепочки, заклички) (У. с.69, 76; 70, 77; 70-71, 78).
Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с. 70).
Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Установление причинно-следственных связей: между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (У. с.69, 76; 70, 77; 70-71, 78).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Миша робко предположил…Маша возразила… С кем ты согласишься?, У. с.70).
Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Миша робко предположил…Маша возразила… С кем ты согласишься?, У. с.70).
Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и дразнилкой и небылицей (У. с.69).
Мотивация учебной деятельности через чтение текстов шуточного характера.
32-33
32-33. Рифмующиеся слова и изображения
2
Овладение новыми умениями
Общее представление о малых жанрах фольклора (окружают ребенка с детства, носят игровой и практический характер, изучаются и используются поэтами). Наличие повторов как особенность фольклорной культуры.
Поиск и выделение необходимой информации - перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных частей текста, нужных строчек (У. с.71,72, Т. №3,4); поиск и подстановка нужных слов (Т. №4).
Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с. 71,72,79,80).
Установление причинно-следственных связей: между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (У. с.71, 79; 72, 80).
Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками (У. с. 71-72).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (У. с.71, 79; 72, 80, Т. №3,4). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, по заданиям.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, по ролям.
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.71).
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги Маше и Мише… Т. №2); через чтение текстов шуточного характера (У. с.71-72). Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: осознание важности изучения НАРОДНЫХ произведений фольклора.
34
34. Л. Толстой «Косточка». Характер литературного героя
1
Применение знаний, умений, навыков.
Понимание главной мысли текста. Сопоставление разных читательских позиций и высказывание собственной точки зрения на проблему.
Умение давать характеристику литературному герою.
Установление причинно-следственных связей: между поступком человека и реакциями на него (собственной реакцией и реакцией окружающих).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.
Апеллирование к тексту для подтверждения того ответа, с которым соглашается обучающийся.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: текст, посвященный тайне особого зрения (способность видеть не глазами, а сердцем)
35-36
35-36. Структура сказки-цепочки «Три медведя», «Маша и медведь»
2
Применение знаний, умений, навыков.
Понимание сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки как сказки-цепочки и докучной сказки
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (сказка-цепочка, докучная сказка)
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: умение фантазировать.
37
37. Стихи И. Токмаковой
1
Применение знаний, умений, навыков.
Иметь общее представление о стихотворном произведении
Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрацией): оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных строчек
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.
Инициативное сотрудничество: чтение по ролям.
Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: стихотворные тексты раскрывающие красоту слова.
38-39
38-39. Сказка, которая нравится Знайке: Б.Заходер «Серая звездочка»
2
Обобщение и систематизация ЗУНов
Обратить внимание на логику сказочной истории с одной стороны, и на этический смысл сказки - с другой.
Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрацией): перечитывание текста с разными задачами.
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: проблемы взаимоотношений
40
40. Разгадываем секреты литературы. Задания клуба «Ключ и заря»
1
Контрольный урок
Общее представление о малых жанрах фольклора, о стихотворном и прозаическом произведениях
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Работа с двумя источниками информации.
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.
Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.
Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности