- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок «Скорость. Время. Расстояние»
Урок «Скорость. Время. Расстояние»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Корчагина Н.В. |
Дата | 01.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Скорость. Время. Расстояние.
Цель: Мотивация учащихся на уроке. Познакомить учащихся с новой величиной «Скорость» и установить взаимосвязь и зависимость между величинами «скорость, время, расстояние». Задачи: - обобщить знания учащихся о единицах измерения длины и времени; - познакомить с единицами измерения скорости и способом их записи; - учить составлять и решать прямые и обратные задачи; - составить опорный конспект к уроку Тип урока: изучение нового материала. Примечание: опорный конспект (схема) к уроку выполнена на листе большого формата, каждый раздел оформлен своим цветом (Приложение 1).
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
-
Вычислите устно.
15 · 4 = 75 : 3 =
25 · 2 = 8 · 3 =
80 : 4 = 20 · 3 =
5 · 6 = 60 : 2 =
-
Вырази:
в метрах в минутах
2 км 30 м 3 ч
6 км 2 ч 40 мин
6 км 5 м 4 ч 5 мин
-
Заполните таблицу:
Цена
60
90
15
30
Количество
4
5
6
7
Стоимость
420
560
90
90
III. Изучение нового материала. 1. Одного ученика вызываем к доске. -Андрей, сделай, пожалуйста, шаг вперед. (Андрей делает один небольшой шаг). - Ребята, скажите, Андрей сейчас двигался? (Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да). - Можем ли мы измерить длину шага Андрей ? (Да). Возьмите метр и измерьте. (Один ученик выходит и измеряет длину шага). - Чему равна длина шага? (40 см). - Можем ли мы сказать, что Сережа прошел расстояние 40 см? (Да, можем). Вывод: Расстояние - это длина пройденного пути.
2. Вызываем к доске другого ученика. -Настя, когда я скажу «старт», иди, скажу «стоп» - остановись. Я засекаю время. (Начтя выполняет). - Ребята, Света совершила движение? (Да). - С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Света находилась в пути 3 секунды? (Да).
3. Знакомство со скоростью. - Давайте измерим расстояние, которое прошла Настя. (Один ученик берет метр и измеряет расстояние. Оно равно (округляем) 120 см). - Итак, Настя за 3 секунды прошла расстояние 120 см. Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого 120 см : на 3 с, получим 40 см). Вывод: расстояние, пройденное за 1 с, называется скоростью. 1 с. - это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: 40 см/с и говорят: скорость Светы - 40 сантиметров в секунду. - Что или кто еще может совершать движение? (Автомобиль, поезд, велосипедист, мотоциклист, бегун, лыжник, самолет и т.д.) - Объясните, что означают выражения: а) скорость поезда 60 км/ч; б) скорость велосипедиста 12 км/ч; в) скорость автомобиля 80 км/ч; г) скорость пешехода 5 км/ч.
На доску вывешивается опорная схема к уроку, и учащиеся переписывают себе в тетрадь для опорных конспектов (памятка) 1 раздел.
СКОРОСТЬ. ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ.
S (эс) - расстояние (пройденный путь)
Единицы измерения: км, м, дм, см, мм.
t (тэ) - время (в пути)
Единицы измерения: ч, мин, с.
v (вэ) - скорость - расстояние, пройденной телом за единицы времени.
Единицы измерения: км/ч, м/мин, м/с, км/с.
4. Установление взаимосвязи и зависимости между величинами. Прочитайте задачу (записана на доске): «Скорость велосипедиста 8 км/ч. Какое расстояние он проедет с этой скоростью за 3 часа?» Что значит выражение: «Скорость велосипедиста 8 км/ч?» (Он каждый час проезжал по 8 км). Сколько времени он был в пути? (3 часа). Сколько он проехал в первый час? (8 км). Во второй час? (8 км). В третий час? (8 км). Появляется чертеж:
v=8 км/ч
8 км
8 км
8 км
? км
Как узнать расстояние, пройденное за 3 часа? (8 · 3 = 24). Что в этой записи означает число «8»? (сколько км проезжал велосипедист каждый час, т.е. его скорость). Что в этой записи означает число «3»? (Сколько времени он находился в пути, т.е. время). Что означает число «24»? Если известны скорость и время движения, то как найти расстояние? (скорость умножить на время движения). Попробуйте составить обратную задачу, в которой необходимо было найти время, за которое велосипедист проедет это же расстояние. (Скорость велосипедиста 8 км/ч. Сколько времени ему потребуется преодолеть расстояние 24 км? Составьте чертеж к задаче и решите ее. Составьте обратную задачу, в которой необходимо найти скорость велосипедиста. (Велосипедист за 3 часа проехал 24 км. С какой скоростью он ехал?) Составьте чертеж к задаче и решите ее. Учащиеся знакомятся со вторым разделом схемы и переписывают его к себе в тетрадь.
v=8 км/ч
? км
v=8 км/ч
? км
? км/ч
24 км
S = v · t
t = S : v
v = S : t
IV. Закрепление.
Вниманию учащихся предлагается третий раздел опорной схемы.
·
:
:
v
8 км/ч
8 км/ч
? км/ч
t
3 ч
? ч
3 ч
S
? км
24 км
24 км
- Задание: Объясните, что означают данные в этой таблице. Составьте и решите задачи, используя эти данные (Участником движения учащиеся должны выбрать не велосипедиста) 1) Скорость лодки 8 км/ч. Какое расстояние она пройдет за 3 ч? 2) Скорость лодки 8 км/ч. За какое время она пройдет расстояние 24 км? 3) Лодка прошла 24 км за 3 ч. Какова скорость лодки? Таблица оформляется в тетради учащихся как третий раздел схемы V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
Приложение 1.
СКОРОСТЬ. ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ.
S (эс) - расстояние (пройденный путь)
Единицы измерения: км, м, дм, см, мм.
t (тэ) - время (в пути)
Единицы измерения: ч, мин, с.
v (вэ) - скорость - расстояние, пройденной телом за единицы времени.
Единицы измерения: км/ч, м/мин, м/с, км/с.
v=8 км/ч
? км
v=8 км/ч
? км
? км/ч
24 км
S = v · t
t = S : v
v = S : t
·
:
:
v
8 км/ч
8 км/ч
? км/ч
t
3 ч
? ч
3 ч
S
? км
24 км
24 км
МОУ «Макаровская СОШ»
Урок математики в 4 классе
Тема: «СКОРОСТЬ. ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ»
Учитель: Корчагина Н.В.
26.02.2014г.