- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности Культура добрососедства
Программа по внеурочной деятельности Культура добрососедства
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ливицкая Н.А. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ЛИВАДИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № ___________
от «___»__________201__ г.
Руководитель МО
___________ Н.А. Ливицкая
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________ В.П. Цёма
«___»___________201__г. УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ М.И. Дорогина Приказ № _______________
от «___» _________201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Культура добрососедства»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2-4 КЛАССЫ
Срок реализации: 3 года Возраст обучающихся: 7-10 лет
СОСТАВИТЕЛИ: Борзова Ю.А.
Шраменок Е.М.
Ливицкая Н.А.
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для обучающихся 2-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 7 - 10 лет. Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Автономной Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
- воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
- формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
- формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
- приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
- повышение социальной компетентности и ответственности молодёжи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
- формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами «культуры мира»;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
- привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона; формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
- формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
- подготовка учащихся к взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
- приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
Общая характеристика курса «Культура добрососедства».
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей. Учебно-воспитательные цели курса:
- воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю - Крыму;
- формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
- воспитание толерантности как основного принципа демократии;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
- формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
- знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
- формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
- приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
- формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Особенностями данного курса являются:
- его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
- особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
- адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
- рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
- изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
- приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
- возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
- единство изучения России и Крыма как субъекта России;
- приоритетность воспитательных задач;
- единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
- опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
- максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
- использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
- использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
СПОСОБЫ УЧЕТА ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:
- тесты;
- выставки;
- соревнования;
- конкурсы;
- учебно-исследовательские конференции;
- участие в школьных, районных, краевых краеведческих конференциях.
Методы и приемы:
- диалоги; элементы дискуссий, беседы;
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации, технология проблемного диалога;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- технология продуктивного чтения.
Формы проведения:
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
- экскурсия; поход;
- практическое занятие, викторина, консультация;
- встречи с участниками исторических событий;
- защита проектов;
- эксперименты;
- деловые игры.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается со 2 по 4 класс по 1 академическому часу - 40 мин (34 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 102 часа. Объем учебной нагрузки установлен СанПиНом. Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 34 учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.
Планируемые результаты освоения учебного курса В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (УУД) (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Личностными результатами изучения курса является:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
- приобретет способность к самооценке;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин района, чувства сопричастности и гордости за свой край;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.
-Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален;
- Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях;
- Знать основные памятники истории и культуры (своего населённого пункта и ближайшего окружения);
- Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живёт ребёнок, и гостеприимством;
- Иметь представление о ремёслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населённом пункте).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 класс
«Место, где мы живем»
Раздел 1 Вводный урок.(1 час)
«Географическая среда» (5 часов) Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населённом пункте. Крымский лес - многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека. Что дают растения человеку. «Зелёная аптека» в нашем регионе. Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями.
Раздел 2 «История» (6 часов) «Памятник» - от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. Представление о Крыме как о перекрёстке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населённых пунктах) и живут сегодня. Где и как учились дети раньше в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки. Названия вокруг нас. Моё родословное дерево. Откуда родом мои предки. История имён и фамилий. История названия моего города (посёлка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей. Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее.
Раздел 3 «Традиционная и современная культура»
(12 часов) Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. Строим город будущего. Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека. Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями. Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища. Новоселье - праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов. Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье. Ремёсла, которые были развиты в регионе (в населённом пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики. Общегосударственные праздники. Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.)
Раздел 4 «Язык соседа» (4 часа) Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе. Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог соседа: «Новоселье - праздник моей семьи и моих соседей». Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях.
Раздел 5 «Аксиология» (2 часа) Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства. Памятники и святые места, которые нас объединяют.
Раздел 6 «Конфликтология» (4 часа) Каждый из нас особенный, но у нас много общего. Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе.
3 класс
«Трудимся, учимся и отдыхаем»
Раздел 1 Вводный урок.(1 час)
«Географическая среда» (6 часов)
Особенности климата и ландшафта Крыма. Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов.
Растительный мир региона проживания.
Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии.
Заочное путешествие по Черному и Азовскому морям, по горным туристическим маршрутам.
Раздел 2 «История» (4 часа)
Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры
Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение. Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях.
Раздел 3 «Традиционная и современная культура»
(12 часов)
Занятия населения региона в старину: земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д.
Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др.
Традиционные занятия населения региона. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия.
Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня.
Традиции соседской взаимопомощи.
История появления и общая характеристика книг: Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности.
Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину.
Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье
.Раздел 4 «Язык соседа» (2 часа)
Способы передачи информации. Жесты и взгляды - немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». Танец - понятный всем язык, который нас объединяет. Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается.
Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей.
Раздел 5 «Аксиология» ( 5 часа)
Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Обсуждение пословицы: «Раздели радость с другим - она станет вдвое больше. Раздели горе с другим - оно станет вдвое меньше».
Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность. Нужны ли они в жизни современного человека.
Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании.
Раздел 6 «Конфликтология» (4 часа)
Что такое «любовь»? Почему она нужна людям?
Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника.
4 класс
«Гордимся Крымом»
Вводный урок (1час).
Раздел 1 .Географическая среда (5 часов)
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве.
Наш край - самый чистый и красивый. Крым - своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охрана естественных ресурсов, восстановление и увеличение численности редких животных и растений. Россия и Крыма и зачем они нужны. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона. Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма. Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма.
Раздел 2 «История» (3 часа)
История Крыма. Знаменитые личности, побывавшие в Крыму. Что такое «туризм» и кого называют «туристом». Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристические маршруты и экскурсии.
Раздел 3 «Традиционная и современная культура»
(11 часов)
Знакомство с жизнью религиозных деятелей, прославивших Крым. Поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма - символ автономии.Художники, которые прославили Крым. История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы. Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма. Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. «Крымская кухня» - это блюда, которые любят готовить крымчане. Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Сувениры, которые можно сделать своими руками.
Раздел 4 «Язык соседа» (3 часа)
Известные детские поэты и писатели Крыма. Древние способы передачи информации. Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке. Правила гостеприимства.
Раздел 5 «Аксиология» ( 8 часов)
Россия - наше Отечество, родная страна. Малая родина - это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир - жизнь в согласии, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. У каждого народа есть один дом - это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире. Добрососедство как ценность. Крымчане - радушные хозяева. Откроем для других наш край родной.
Раздел 6 «Конфликтология» (3 часа)
Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур. Класс - маленькая модель населения Крыма. Тренинг «Рассказываем вместе». Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
« Место, где мы живем»
2класс
№
РАЗДЕЛЫ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПРИМЕЧАНИЕ
теория
практика
Вводный урок
1
1
Географическая среда
3
2
2
История
5
1
3
Традиционная и современная культура
11
1
4
Язык соседа
3
1
5
Аксиология
2
6
Конфликтология
3
1
итого
27
7
34
3 класс
« Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»
№
Наименование раздела
Учебные часы
Практическая часть
Примечание
Вводный урок
1
1
Географическая среда
5
1
2
История
3
1
3
Традиционная и современная культура
10
2
4
Язык соседа
2
5
Аксиология
3
2
6
Конфликтология
3
1
итого
27
7
34
4 класс
« Гордимся Крымом»
№
Раздел
Количество часов
Примечание
теория
практика
Вводный урок
1
1
Географическая среда
4
1
2
История
3
3
Традиционная и современная культура
9
2
4
Язык соседа
3
5
Аксиология
6
2
6
Конфликтология
2
1
итого
28
6
34
календарно-тематическое планирование
с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
Календарно-тематическое планирование представлено в Приложении 1 к данной Программе
СПОСОБЫ УЧЕТА ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:
- тесты;
- выставки;
- соревнования;
- конкурсы;
- учебно-исследовательские конференции;
- участие в школьных, районных, краевых краеведческих конференциях.
1. Альбов С. В. Минеральные источники. - Симферополь: Крым, 1966 2. Бабков И. И. Климат. Природа Крыма. - Симферополь: Крым, 1966. 3. Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. - Харьков: Каравелла, 1999. 4. Габриелян О. А., Араджиони М. А., Гукасян Е. Н. Учебно-методические материалы по культуре мира: Спецкурс. - Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002. - 106 с. 5. Гарагуля В. К., Гржибовская Г. Н., Кузнецова Л. И. Крымский краеведческий путеводитель. Симферополь: Таврия, 1984. - 112с. 6. География Крыма / Под ред. П. Подгородецкого. - Симферополь, 1995. 7. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1996. - 286 с. 8. Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зелёных друзьях. - Симферополь - 1969. 9. Заика В. Е. Чёрное море. - Симферополь: Таврия, 1976. 10. Згуровская Л. Крым Рассказы о деревьях и животных. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1991. 11. Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма. - Симферополь: Таврия, 1964. 12. Лупига А. И., Шлапаков П. К. Заповедный Крым. - К.: Урожай, 1979. 13. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах. - Севастополь, 1997. - 44 с.
14