Статья Общие рекомендации по оптимальной адаптации ребенка к школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общие рекомендации по оптимальной адаптации ребенка к школе

Вопросы адаптации ребенка в начале школьного обучения рассматриваются на уровне Министерства образования РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В соответствии с СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», раздел X (Постановление от 29.12.2010 №189) обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  1. Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.
  2. Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана общеобразовательного учреждения, не должно превышать величину недельной нагрузки в 21 час.
  3. Рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.
  4. Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый).
  5. Для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок.
  6. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
  7. Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
В письме Министерства образования России от 20.04.2001 даны рекомендации по созданию благоприятных условий для адаптации ребенка к школе, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. В письме даются рекомендации по проведению уроков в нетрадиционной форме: уроков - игр, уроков - театрализаций, уроков - экскурсий, уроков - импровизаций и т.п. Также обращается внимание на организацию уроков на свежем воздухе в форме экскурсий, целевых прогулок, игр, конкурсов или работы на пришкольном участке при наличии инвентаря, соответствующего возрасту ребенка. В последние годы в различных образовательных системах, в каждой конкретной школе создаются программы адаптации первоклассников к школе. Программы адаптации младших школьников к современной школе разнообразны и, как правило, состоят из трех частей: а) развернутого плана работы по адаптации младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы с классом для учителя начальных классов; б) программы работы учителя начальных классов, педагога-психолога, социального педагога с родителями учащихся первого класса, нацеленной на оптимизацию их адаптации в социально-образовательном пространстве школы; в) программ по адаптации учащихся младших классов в социально-образовательном пространстве школы, которые могут проводиться учителем начальных классов, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования. Некоторые авторы предлагают отдельные программы по адаптации учащихся младших классов в социально-образовательном пространстве школы, которые могут проводиться учителем начальных классов, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования. Это может быть 42-часовая программа «Введение в школьную жизнь» (авторы А.Г. Цукерман, К.Н. Поливанова) или 132-часовой модуль «Первый раз в первый класс» (авторы Е.В. Восторгова, С.Ф. Горбов, З.Н. Новлянская, Н.Л. Табачникова, Е.В. Чудинова). Следует отметить, что авторы указанных программ по-разному определяют, кто из школьных педагогов и в какой мере должен их осуществлять: учитель начальных классов, педагог-психолог, социальный педагог или педагог дополнительного образования. Исследователями различным образом характеризуется работа педагогов по повышению успешности адаптации младших школьников. Она определяется ими как «психолого-педагогическая поддержка», «помощь в проблемных ситуациях» или «психолого-педагогическое сопровождение». По-разному оцениваются учеными-педагогами объем и характер необходимого участия родителей в школьной адаптации первоклассников. В качестве основных методов на занятиях по школьной адаптации большинство исследователей предлагает использовать разного рода индивидуальные и коллективные задания игрового и творческого характера. В рамках образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова разработана особая система адаптации первоклассников. Ученые, разрабатывающие эту систему, считают обязательное психологическое, медицинское обеспечение и поддержку необходимым условием для реализации адаптационного периода. Прежде всего важно изучить (с помощью школьного врача, психолога, логопеда) стартовые возможности каждого ребенка и создать условия, необходимые при обучении детей с нарушениями физического и психического развития. Также разработан ряд мер, позволяющих включить ребенка в школьную жизнь с наименьшим для него ущербом:
  • Специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авт. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова).
Реализация этого курса в течение двух первых недель школьной жизни обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и новой организацией времени, с системой оценивания, с нормами сотрудничества и правилами поведения на уроке. Данный курс был задуман авторами как приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, с его помощью задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми. На основе общей авторской программы в конкретной школе создаются рабочие программы курса.
  • Создание разных образовательных пространств для младших школьников.
Из общего пространства взаимодействия учителя и детей выделяются постепенно совершенно разные «уклады» школьной жизни детей - игра, учение, тренировка. Эти «уклады» формируются «поверх» смены разных учебных предметов, они четче и яснее выражены для ребенка. Так переход от игры к учению или от учения к тренировке должен постепенно стать для ребенка более осмысленным и ответственным шагом, чем, например, переход от математики к русскому языку.
  • Организация индивидуального учебного действия.
Учитель проводит специальные педагогические действия по разделению коллективных и индивидуальных форм учения, а также определение «мест» для формирования индивидуального детского действия. Индивидуальное действие - это прежде всего инициативное и ответственное действие. Эта работа изначально должна строиться как различение и переход от подготовки (тренировки) к реализации (выполнению). Такой переход всегда связан с принятием решения. И в этом смысле переход есть всегда ответственное действие ребенка. В работе учащихся можно выделить следующие образовательные «места»: «черновик» и «чистовик», «место на оценку», «место сомнений», «стол заданий», «стол помощников».
  • Поворот учителя к новой «философии оценки», которая прежде всего ориентирована на личные достижения каждого конкретного ученика через формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на основе безотметочной системы оценивания.
  • Системная работа с родителями первоклассников по разъяснению им необходимых домашних условий, обеспечивающих нормальное вхождение ребенка в школьную жизнь (в чем они должны помогать, чему научиться, во что не вмешиваться).
Позиция родителей должна состоять в том, чтобы дома ни в коем случае не дублировать школу. Родитель не должен подменять учителя. Основная задача родителей в помощи первокласснику - эмоциональная поддержка, предоставление максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению школьных правил. Практика показывает, что при правильной организации (выполнении всех основных педагогических условий и создания условий со стороны администрации) адаптационного этапа школьной жизни у большинства первоклассников процесс адаптации к школе завершается к началу II полугодия в 1-м классе. В научной литературе сформулирован ряд условий, способствующих адаптации детей к школьному обучению. Среди них - создание материально-технического обеспечения образовательного пространства (Ш.А. Амонашвили, В.А. Петровский и др.); подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения, включая вопрос оценивания первоклассников и использования игры в обучении (Ш.А. Амонашвили, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г.А. Цукерман, С.Т. Шацкий с и др.); сформированность отдельных навыков, необходимых для учения (умение обобщать, высказывать свою точку зрения, рисовать и т.п.); учет индивидуально-личностных качеств учеников (А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский). Многие ученые исследовали социально - психологические факторы школьной адаптации: стиль педагогической деятельности учителя (А.К. Маркова, В.С. Мухина); специфику отношений в системе «родитель - учитель» (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,); требования и ориентацию родителей на школьные достижения ребенка (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман); взаимодействие родителей и детей в процессе овладения ребенком навыками учебной деятельности (К.В. Бардин). Большое значение организации учителем педагогического взаимодействия с семьей в адаптационный период придает Е.В. Намсинк. Педагогу, занимающемуся проблемами адаптации учеников, необходимо организовать педагогическое взаимодействие с семьёй. Решение последней задачи становится возможным при условии осознания тесной взаимосвязи «школьных» и «семейных» факторов адаптации учеников, взаимного доверия и понимания общей моральной ответственности за когнитивную, поведенческую и эмоциональную успешность ребёнка. Содержание и формы профессионального взаимодействия педагога с семьёй Е.В. Намсинк раскрывает через информационно-просветительское, творческое и организационно-деятельностное направления работы. Информационно-просветительское направление взаимодействия с семьёй предполагает, что родители первоклассников сориентированы в содержании образования в конкретном классе. Учителю также необходимо дать рекомендации по изучению учебного материала, привести характеристику домашних заданий и основных способов их выполнения. Важно сообщить родителям о требованиях к ведению тетрадей, оформлению зачётных работ и критериях оценивания. Важно также умение педагогов заинтересовать родителей содержательной стороной образовательного процесса. Этому способствуют индивидуальные и групповые консультации, «круглые столы» и семинары по проблемам семейного воспитания. Совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов организуется в рамках различных праздников, конкурсов, выставок творческих работ, учащихся и др. Любые мероприятия, позволяющие увидеть образовательный процесс в школе «изнутри», взглянуть по-новому на своего ребёнка в роли ученика и на труд учителя в целом, создают сильнейший психологический эффект, формируя у родителей чувство сопричастности к образовательному пространству школы. Третье направление, организационно-деятельностное, осуществляется опосредованно через обучение родителей различным способам поддержки и помощи детям в момент начала школьного обучения. Сюда относятся психолого-педагогические консультации и семинары-практикумы по формированию у родителей навыков помощи ребёнку в освоении образовательных программ, а также навыков эффективного общения со своими детьми. Н.А. Шкуричева считает, что деятельность учения носит коллективный характер, а значит, одним из условий успешной адаптации первоклассников к школе должна быть сформированность соответствующих качеств и умений, к которым относятся:
  • Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности: желание участвовать в ней; позитивные переживания в процессе совместной деятельности; уверенность в успехе; ощущение положительных эмоций от удачной совместной работы; адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неуспех своей (товарища) деятельности; желание предложить свою помощь, а также принимать ее от других.
  • Деловые отношения на уроке.
1. Умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней: понимать цель деятельности как ее результат, адекватно реагировать на обращения участников (одноклассников, учителя). 2. Умение взаимодействовать: • планировать совместно общую деятельность; • договариваться о способах разделения обязанностей; • соотносить свои действия с действиями партнера; • принимать участие в сравнении цели и полученного результата.
  • Наличие новых социальных ролей, связанных с реализацией деловых межличностных отношений, проявляется в том, что у первоклассника формируется понимание важности коллективного познания для себя и для других; желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместным формам работы на уроке.
  • Статусные характеристики включают в себя умения презентовать себя:
• рассказывать о себе, о своих возможностях, объективно их оценивать; • выслушивать мнение участников деятельности о своей работе; • адекватно реагировать на критику своей работы; • высказывать свое мнение о достигнутом результате деятельности. По мнению Н.А. Шкуричевой, вышеперечисленные качества и умения первоклассников являются показателями их уровня адаптации к школе. Учитель, считает она, может помочь детям благополучно пережить процесс вхождения в новую социальную ситуацию, принять нормы и требования школьной жизни, успешно сформировать качества, свойственные ученику, используя потенциальные возможности учебных предметов в I классе. Существенный вклад следует ожидать от уроков «окружающий мир», что обусловлено его специфическими особенностями. Ключевое значение имеют формы организации взаимодействия первоклассников друг с другом на уроке в адаптационный период. К формам взаимодействия учащихся друг с другом относятся парная, групповая и коллективная работа на уроке. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах ‒ это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. В результате коллективного взаимодействия первоклассники понимают, что они занимаются общей деятельностью, проявляют заинтересованность в успехах других, оказывают помощь своим менее успешным товарищам. Это позволяет обеспечивать успешную адаптацию каждого ученика. По мнению ряда учёных (Ш.А. Амонашвили и др.), самое яркое событие первых уроков в школе - не учебная деятельность, а эмоциональный контакт, непосредственно-эмоциональное общение, в которое дети стремятся вступить с учителем. Именно оно должно служить каналом, вводящим детей в учебную деятельность и обеспечивающим её успешность. В связи с этим Ежкова Н.С. описывает два вида эмоциональной поддержки первоклассников в учебной деятельности, которые облегчают адаптационный период. Поддержка детей, обусловленная устойчивым или внезапно возникшим психоэмоциональным состоянием детей на уроке: тревожностью, неуверенностью, замкнутостью, конфликтностью поведения, несдержанностью. Варианты оказания такой поддержки:
  • Предвосхищение, авансирование успешного результата.
  • Личностно ориентированное инструктирование ребёнка относительно способов поведения и форм совершения деятельности.
  • Снятие страха.
  • Мотивированность действий, поведения.
  • Персональная исключительность («Только ты и мог бы…»).
  • Мобилизация активности или педагогическое внушение.
  • Высокая оценка фрагментов работы.
Эмоциональная поддержка ребёнка в процессе решения учебных задач. Такая поддержка тесно связана с учебными ситуациями. Основные методы ее обеспечения:
  • Метод контрастного сопоставления,
  • Метод побуждения к сопереживанию,
  • Метод эмоционально-образного воздействия.
Эмоциональная поддержка первоклассников - важное направление педагогической деятельности, использование которой позволяет снимать у детей эмоциональную напряжённость, неуверенность и придавать учебной деятельности эмоционально насыщенный и увлекательный характер. Приведем также мнения учителей - практиков об условиях адаптации первоклассников. О.А. Калашникова считает необходимым условием включение игры в учебный процесс в 1 классе. Она использует игры для знакомства первоклассников с правилами школьника, вежливыми словами, а также для формирования произвольного поведения, воображения, креативного мышления, коммуникативных умений. Не менее важно для учащихся разнообразие видов деятельности на уроке. Н.Е. Хафизова предлагает свою программу адаптации детей к школе для учителя начальных классов, состоящую из 12 занятий. Цель программы: опираясь на методы педагогической диагностики, провести коррекционную работу с классом и, используя программу «Развивающие игры», облегчить сложный период адаптации первоклассников. Каждое занятие нацелено на тренировку одного из психических процессов. Включение упражнения «Корректурная проба» в каждое занятие обеспечивает устойчивую тренировку произвольной регуляции деятельности в течение всего цикла. В каждое включаются упражнения на сплочение группы, выработку и развитие коммуникативных навыков. Кроме того, в программе предусмотрено проведение специальных занятий с социально-психологической направленностью. Результаты педагогической диагностики подтверждают, что при использовании данной программы адаптация первоклассников к школе проходит быстро и успешно. Многие учителя говорят об эффективности организации школы будущего первоклассника. С.А. Братцева, Е.И. Максимова, О.Ю. Дедова, О.В. Бережнова делятся своим опытом организации адаптационной школы для детей старшего дошкольного возраста. Основными её задачами являются:
  • сохранение психологического здоровья детей;
  • содействие развитию необходимых предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием.
Решению этих задач служат следующие направления профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения. Психологическая и педагогическая диагностика (групповая и индивидуальная), предполагающая выявление особенностей психического развития детей, уровня их готовности к школе. В зависимости от типа диагностических мероприятий эта работа проводится педагогом или психологом. Психопрофилактическая и развивающая работа, нацеленная на сохранение психологического здоровья детей, предупреждения в нарушении адаптации. Осуществляется педагогами школы и психологом. Консультирование родителей, предполагающее обсуждение результатов проведённой диагностики, информирование об особенностях развития ребёнка, помощь в выборе дальнейшего образовательного пути. Психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на восполнение недостающих психологических и педагогических знаний, ознакомление с особенностями психического развития ребёнка, условиями школьного обучения и т.п. Таким образом, проблема адаптации первоклассников к школе находится в центре внимания, как ученых, так и учителей - практиков. Предлагаются различные варианты ее решения. Главное, в чем сходятся все авторы, - это то, что решать эту проблему нужно в комплексе с помощью учителей, медиков и психологов.

Список использованной литературы.

  1. Бережнова, О.В. «Школа будущего первоклассника»: задачи, проблемы, направления реформирования / О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2012. - № 9. - С. 20 - 28.
  2. Братцева, С.А. Адаптационная школа для будущих первоклассников / С.А. Братцева, Е.И. Максимова // Начальная школа плюс ДО и После.  2011.  № 1.  С. 16-19, 2011.  № 4.  С. 41-44.
  3. Дедова, О.Ю. «Школа будущих первоклассников» как средство повышения компетентности родителей / О.Ю. Дедова // Начальная школа плюс ДО и После.  2011.  № 4.  С. 37-40.
  4. Ежкова, Н.С. Эмоциональная поддержка первоклассников в учебной деятельности / Н.С. Ежкова // Начальная школа плюс ДО и После.  2013.  № 5.  С. 52-55.
  5. Калашникова, О.А. Особенности адаптации первоклассников / О.А. Калашникова // Начальная школа.  2009.  № 8.  С. 73-75.
  6. Намсинк, Е.В. Педагогическое взаимодействие с семьёй в период адаптации ребёнка к школе / Е.В. Намсинк // Начальная школа плюс До и После.  2013.  № 4.  С. 20-24.
  7. Хафизова, Н.Е. Адаптация первоклассников к учебному процессу / Н.Е.Хафизова // Начальная школа плюс ДО и После.  2013.  № 1.  С. 3538.
  8. Шкуричева, Н.А. Зачем первокласснику нужна парная работа в адаптационный период / Н.А. Шкуричева // Начальная школа.  2006.  № 10.  С.22-25.
  9. Шкуричева, Н.А. Совместная деятельность - успешная адаптация / Н.А. Шкуричева // Начальная школа.  2007. № 14. - М.: Издательский дом «Первое сентября».
  10. Эльконин, Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению / Д.Б. Эльконин // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: тезисы всесоюзной научной конференции. Ч.1. М.: 1971.

13

© 2010-2022