Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс на тему Омонимы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльмира Дмитриевна, и сегодня, урок русского языка у вас проведу я. Можете садиться.


Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности.

3. Минутка чистописания


Откройте тетради. Запишите число- 29 октября. На следующей строчке запишите «Классная работа».

Условия для поиска букв:

  • первая буква не обозначает звука;

  • вторая буква имеется в корне каждого слова, в котором нет приставки;

  • третья буква является безударной гласной в корне

Слова:

  • печка

  • объезд

  • теплица

  • штопка

(Буквы Ъ, П, Е)

- Найдите закономерность, продолжите ряд:

ъпе пе еъп ъпе …


Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);


4. Словарный диктант.

Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поставьте ударения, подчеркните безударные гласные.

1 Его главнее в школе нет,

Есть у него свой кабинет.

Он знает всех учеников,

Помочь и наказать готов.

2 Башмаки - Озорники

Мчат меня по льду реки.

3 Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост

4 В домике скорлупке,

Живёт он, как в избушке,

Бывает грецким и лесным,

Кедровым не совсем большим!

5 Днём спит на ней подушка,

А по ночам - Андрюшка.

(Проверка по эталону)

Теперь поменяйтесь тетрадками и оцените работу.

0 ошибок - зеленый кружок

1 ошибка - желтый кружок

2-3 ошибки - красный кружок

Поднимите руку те, у кого зеленый кружок

Поднимите руку те, у кого желтый кружок (и тд)

- Найдите слова, в которых букв больше чем звуков. Укажите количество звуков и букв.

- Какую роль выполняет «ь» в этих словах?

- Найдите слово, в котором 8 букв и звуков

Директор

Коньки

Солдат

Орех

Кровать



Регулятивные:

Уметь оценивать правильность выполнения своей работы, вносить необходимые коррективы в свою работу


5. Актуализация темы.

- Закончите фразу:

.......... - это антонимы

- Подберите антонимы к словам

Тепло- …, правда-…, нищета-…, польза-…, чистота-…, густо-…

- Закончите фразу:

......- это синонимы

- Выполним упражнение «Помоги установить соответствия».

ребята печалиться

бежать мчаться

азбука дети

дорога метель

грустить путь

вьюга алфавит

- Составьте слово, прочитав буквы справа налево.

ЫМИНОМО

- А что вы о них знаете?

- Определите тему урока. Какова цель урока?


- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположные лексические значения

- это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

- ребята - дети; бежать - мчаться; азбука - алфавит; дорога - путь;

грустить - печалиться; вьюга - метель.

- ОМОНИМЫ

Познавательные:

Уметь обобщать полученные знания

Регулятивные УУД:

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

6. Наблюдение над языковым материалом

Введение нового термина

7.Самостоятельная формулировка правила учащимися

8. Работа с правилом в учебнике.


9. Закрепление нового материала в упражнениях


- Как вы понимаете такое предложение: «Корабль остановился недалеко от банки»?

- Как понимаете слово банка?(картинка)

Я открыла словарь и узнала, что слово банка имеет еще одно значение - подводная мель

- А в каком словаре я смотрела?

- Сравните слова. Что у них общего? А чем они различаются?

- Как вы думаете, как называются такие слова? Правильно, это слова - омонимы.

- Ребята, слово «омоним» произошло от двух древнегреческих слов: хомос-«одинаковый» и онима- «имя». Звучание и написание одинаковое, значение - разное.

- Попробуйте сами рассказать, что такое омонимы.

- Откройте учебник на стр. 78, прочитайте «узелки на память»

- Какие слова называются омонимами?

- Прочитайте задание к упр.125 на стр. 78. Что нужно сделать в этом упражнении?

Докажите, что слово дождевик - это омоним

( Назовите значение слова «дождевик» по картинкам. Есть ли что-нибудь общее между значениями?)

Докажите, что слово ноготки - это омоним

( Назовите значение слова «ноготки». Есть ли что-нибудь общее между значениями?)

1.

- Давайте выполним упр. 126.

- Выпишите слова - омонимы из первого четверостишия.

- Определите значение каждого из слов - омонимов в четверостишии.

  • шашки - это настольная игра; вид холодного оружия (картинка)

  • стали - глагол, синоним слова «начали»

  • из стали - изделие из твердого ковкого металла серебристого цвета

- Докажите, что слово шашки - это омоним.

- Выпишите слова - омонимы из второго четверостишия.

- Определите значение каждого из слов - омонимов в четверостишии

  • Косой - тот, кто имеет раскосые глаза, косоглазый

  • Косой (коса) - несколько прядей волос, плетенных вместе (с чем? с косой); орудие труда в виде узкого изогнутого лезвия с рукояткой, служащее для срезывания травы; узкая длинная отмель, идущая от берега

- Докажите, что слово косой - это омоним.




2.

- Откройте рабочие тетради на стр. 64, упр. 108 выполните самостоятельно (Взаимопроверка)

3.

- Давайте рассмотрим рисунки на стр. 65 и подберем слова - омонимы. Продолжите предложения.

(Взаимопроверка)








4.

Работа в группах.

1 группа.

1.Устно составьте два предложения со словами - омонимами: студеный ключ - дверной ключ.

2. Отгадайте, о каком слове-омониме идет речь в стихотворении. Составьте два предложения со словом в разных значениях.

Чтоб в ванну на воды набрать,

Его мы будем открывать.

Ну а на стройке он другой:

Большой, подъемный и стальной.(кран)

2 группа.

1.Устно составьте два предложения со словами - омонимами :зеленый лук - старинный лук.

2. Отгадайте, о каком слове-омониме идет речь в стихотворении. Составьте два предложения со словом в разных значениях.

Он - ботанический, фруктовый,

Зоологический, вишневый,

И даже детским он бывает.

Кто это слово отгадает? (сад)

3 группа.

1.Устно составьте два предложения со словами - омонимами: подъемный кран - водопроводный кран.

2. Отгадайте, о каком слове-омониме идет речь в стихотворении. Составьте два предложения со словом в разных значениях.

Нас много в играх набирают,

И на нос одевают….(очки)


- Банка - сосуд

- у них одинаковое произношение, написание, но разные лексические значения

- омонимы


- шарообразный гриб с мякотью внутри, превращающийся при высыхании в темную пыль. Пальто из непромокаемой ткани

- народное название календулы. Разговорное - ногти ребенка

- шашки, стали, из стали,


  • шашки -это настольная игра; вид холодного оружия

  • стали - глагол, синоним слова «начали»

  • из стали - изделие из твердого ковкого металла серебристого цвета

- имеет разные лексические значения

- косой


- имеет разное лексическое значение, одинаковое по написанию, произношению

- женские украшения - кольца. Гимнастический снаряд - кольца.

Рогатое жвачное животное - козел. Спортивный снаряд - козел. Съедобный плод фруктового дерева - груша. Снаряд для тренировки боксеров - груша.





Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные :

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Коммуникативные:

-владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.


Итог урока. Рефлексия


Домашнее задание

Игра «Почтовый ящик».

(три адреса: антонимы, синонимы, омонимы; дети распределяют данные учителем группы слов по адресам)

- Вам понравился урок? Что для вас было самым интересным?

( на слайде лесенка успеха)

- Кто сегодня поставит себя на самую верхнюю ступень? Почему?

- А кто на среднюю? Почему?

- А кто на нижнюю? Почему?

С. 60, упр 102 в рабочей тетради


Личностные:

Уметь проводить оценку и самооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности.




Конспект урока

Урок русского языка.

Учитель: Магеррамова Эльмира Дмитриевна

Тема: Омонимы

Тип урока: открытие новых знаний.

Класс: 3 «В»

УМК: «Перспектива»

Цели урока:

  • дать детям знания об омонимах;

  • развивать устную и письменную речь;

  • воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов; устанавливать причинно - следственные связи

Коммуникативные УУД: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы.

Предметные УУД: научатся подбирать омонимы; использовать их в речи; делать выводы о значении омонимов в устной и письменной речи.

Оборудование:

Для учителя: Учебник «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., стр. 78, рабочая тетрадь, стр. 64 - 65, мультимедийная презентация

Для учащихся: «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., стр. 78, рабочая тетрадь, стр. 64 - 65

© 2010-2022