Программа внеурочной деятельности в начальной школе Занимательная математика 1-4

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«... Только то обучение является хорошим,

которое забегает вперед развития».

Л.С.Выготский

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе

нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Устав школы;

  • Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2012-2016 г.г.;

  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана- Граф, 2011 г.

Рабочая программа составлена на основе программы курса КочуровойЕ. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся уменийсамостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Цель курса «Занимательная математика»: воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать. Задачи

  • формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
  • формировать коммуникативные умения у младших школьников;
  • знакомить с оригинальными путями рассуждений;
  • овладевать элементарными навыками исследовательской деятельности

Общая характеристика курса.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно

познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию

учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса кпредмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.

Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

  • простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения.

Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Во 2-4 классах по 34 часа в год. В 1 классе - 33 часа в год.



Планируемые результаты изучения курса.


В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

  • преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого

  • человека.

  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.

  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

  • мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

  • Конструировать несложные задачи.

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,

  • указывающие направление движения.

  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в

  • исходной конструкции.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в

  • соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения задачи.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).


Содержание программы.

Числа. Арифметические действия. Величины. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе

получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное

выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.)

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа

налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Танграм: древняя китайская головоломка. Веселая геометрия. Конструирование предметов из геометрических фигур.

Основные виды деятельности учащихся:


  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы

Учебно-тематическое планирование

на первый год занятий кружка «Занимательная математика»



№ п/ п

Тема занятия

Характеристика деятельности


1

Математика - это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

2

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

3

Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

4

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

5

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

6

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

7

Праздник числа 10

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

9

Игра-

соревнование «Веселый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

10

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

1112

ЛЕГО-

конструкторы.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

13

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».

1516

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

17

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

18

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»6

19

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

20

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

2122

Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

23

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

24

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

25

Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

26

Игры с кубиками.

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго - числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

27

Математическое путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий -вычитает 3, а четвертый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 - 3 = 7 7 + 2 = 9 9 - 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т.д.

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30

Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».

33

Выявление уровня развития познавательных способностей

Тестовые задания, логические игры.





Второй год обучения.

  1. Вводное занятие.

  2. Весёлая нумерация.

  3. Отгадай - ка.

  4. Викторина.

  5. Геометрические фигуры.


  1. Математическая газета.

  2. Подведение итогов

  3. Весёлые задачки.

  4. Таблица умножения на пальцах.

  5. Математическая газета.

  6. Задачи, связанные с величинами.

  7. Математический КВН.

  8. Отгадывание ребусов.

  9. Числа великаны.

  10. Подведение итогов.

  11. Выпуск математической газеты

  12. Изготовление журналов

  13. Составление ребусов, математических загадок, задач.

II. Тематическое планирование


(2 класс)


Темы

Виды деятельности

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Практическая работа (ПР):загадки, игра «Веселый счет».

2

1

1

2

Весёлая нумерация.

Задачи-смекалки. Задачи-шутки. Загадки.

ПР: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение.

3

1

2

3

Отгадай - ка.

Задачи в стихах на сложение. Упражнение в анализе геометрических фигур. Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача - смекалка. Задача - шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).

3

1

2

4

Викторина.

Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых».


2

1

1

5

Геометрические фигуры.

Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача - смекалка на изменение разности. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).

Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача - смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).

2

1

1

6

Математическая газета.

Коллективная работа членов кружка по выпуску математической газеты. Игра «Не собьюсь» (с целью закрепления случаев табличного умножения).

Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Не собьюсь» (развивает логику, внимание, мышление, память).


2

1

1

7

Подведение итогов

Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Игра «Таблицу знаю».

Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше».

Задача - шутка. Разучивание игры «Таблицу знаю» (с целью закрепления табличного умножения).

2

1

1

8

Весёлые задачки.

Задача - шутка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача - смекалка. Задача - шутка. Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке».

Практическая работа: занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задача - смекалка. Разучивание игры «Узнай, какой значок на твоей шапочке» (развивает логику, внимание, мышление, память).


2

1

1

9

Таблица умножения на пальцах.

Задачи в стихах. Задачи - смекалки. Задача - шутка. Загадки. Игра «Телефон».

Практическая работа: разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи - смекалки, задача - шутка. Загадки. Объяснение игры «Телефон».

3

1

2

10

Математическая газета.

Коллективный выпуск математической газеты. Проведение игр, ранее усвоенных детьми.

Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Таблицу знаю» (развивает логику, внимание, мышление, память, с целью закрепления случаев табличного умножения).

2

1

1

11

Задачи, связанные с величинами.

Задача на вычисление времени. Задача - шутка. Задача - смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания. Задача на вычисление времени. Задача - шутка. Задача - смекалка. Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат».

Практическая работа: Разучивание игры «Волшебный циферблат». Проведение математических игр изученных ранее. Задача - смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания. Задача на вычисление времени. Задача - шутка. Задача - смекалка.

3

1

2

12

Математический КВН.

Практическая работа: математический КВН, подведение итогов КВНа.

1


1

13

Отгадывание ребусов.

Занимательные задачи в стихах. Задачи - смекалки. Задача - шутка. Загадки. Игра «Таблицу знаю».

Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача - смекалка. Задача - шутка. Загадки. Игры «Таблицу знаю», «Весёлый счёт» (в пределах 50).

2

1

1

14

Числа великаны.

Коллективный счёт. Задачи - смекалки. Задача - шутка. Загадки. Игра «Знай свой разряд».

Практическая работа: экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача - смекалка. Задача - шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд».

3

1

2

15

Подведение итогов.

  • Выпуск математической газеты

  • Изготовление журналов

  • Составление ребусов, математических загадок, задач.

Олимпиада. Подведение итогов.

Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты.

2

1

1

Итого


34

13

21


Третий год обучения

1. Математика - царица наук.

2. Как люди научились считать.

3. Интересные приемы устного счёта.

4. Решение занимательных задач в стихах.

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

6. Учимся отгадывать ребусы.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

9. Решение ребусов и логических задач.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11. Загадки- смекалки.

12. Игра «Знай свой разряд».

13. Обратные задачи.

14. Практикум «Подумай и реши.

15. Задачи с изменением вопроса.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных»

17. Решение нестандартных задач.

18. Решение олимпиадных задач.

19. Решение задач международной игры «Кенгуру»

20. Математические горки.

21. Наглядная алгебра.

22. Решение логических задач.

23. Игра «У кого какая цифра»

24. Знакомьтесь: Архимед!

25. Задачи с многовариантными решениями.

26. Знакомьтесь: Пифагор!

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

28. Задачи с многовариантными решениями.

29. Математический КВН

Учебно-тематическое планирование

на третий год занятий кружка «Занимательная математика»


Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе

Виды деятельности

Форма контроля лекция П/ р С/ р

1. Вводное занятие «Математика - царица наук» 1 1





2. Как люди научились считать. 1 1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»


3. Интересные приемы устного счёта. 1 1

устный счёт

4. Решение занимательных задач в стихах. 1 1

работа в группах: инсценирования загадок, решение задач

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) 1 1

работа с алгоритмами

6. Учимся отгадывать ребусы. 1 1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. 1 1

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) 1 1

работа с алгоритмом

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

1 1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 1 1

составление схем, диаграмм

11. Загадки- смекалки. 1 1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд». 1 1

работа с таблицей разрядов

тест

13. Обратные задачи.

1 1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши». 1 1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15.Задачи с изменением вопроса. 1 1

инсценированиезадач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16-17. «Газета любознательных». 2 1 1

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету 18.Решение нестандартных задач. 1 1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

19.Решение олимпиадных задач. 1 1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20.Решение задач международной игры «Кенгуру» 1 1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

21. Школьная олимпиада 1 1

решение заданий повышенной трудности

22. Игра «Работа над ошибками» 1 1

работа над ошибками олимпиадных заданий

23.Математические горки. 1 1

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

24. Наглядная алгебра. 1 1

работа в группах: инсценирование

25.Решение логических задач. 1 1

схематическое изображение задач

26.Игра «У кого какая цифра» 1 1

творческая работа

27.Знакомьтесь: Архимед! 1 1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации 28.Задачи с многовариантными решениями. 1 1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

29.Знакомьтесь: Пифагор! 1 1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

30.Задачи с многовариантными решениями. 1 1

Работа в парах по решению задач

31.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 1 1

составление знаковых систем

тест

32.Задачи с многовариантными решениями. 1 1

индивидуальная работа

33.Математический КВН


1 1

работа в группах

34. Круглый стол «Подведем итоги» 1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование





Четвертый год обучения

  1. Проектная деятельность «Великие математики»
  2. Геометрические упражнения
  3. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге
  4. Игра «Удивительный квадрат»
  5. Преобразование фигур на плоскости
  6. Задачи-смекалки
  7. Симметрия фигур
  8. Соединение и пересечение фигур
  9. Познавательная игра «Семь вёрст…»
  10. Вычисление площади фигур
  11. Объём фигур
  12. Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
  13. Конструирование предметов из геометрических фигур.
  14. Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»
  15. Учимся разрешать задачи на противоречия.
  16. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
  17. Открытие нуля
  18. Экскурсия в компьютерный класс
  19. Компьютерные математические игры
  20. Международная игра «Кенгуру»
  21. Конкурс знатоков (1 тур)
  22. Конкурс знатоков (2 тур)
  23. Конкурс знатоков (итоговый тур)
  24. Школьный тур олимпиады



Учебно-тематическое планирование

на четвертый год занятий кружка «Занимательная математика»



Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе

Виды деятельности

Форма контроля лекция П/ р С/ р

1. Вводное занятие «Математика - царица наук» 1 1 разгадка «математических фокусов»

2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр) 1 1 групповая работа, решение нестандартных задач

3-6. Проектная деятельность «Великие математики» 4 1 3

Работа со словарями, энциклопедиями

конкурс буклетов о великих математиках

7. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» 1 1

запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

8. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. 1 1

практическая работа

выставка «Я - чертёжник!»

9. Игра «Удивительный квадрат». 1 1

работа в группе, решение упражнений с квадратами

10. Преобразование фигур на плоскости.

1 1

конструирование фигур на плоскости из различного материала

11. Задачи-смекалки. 1 1

решение нестандартных задач

12. Симметрия фигур. 1 1

создание мини-альбома «Узоры геометрии»

выставка альбомов «Узоры геометрии» 13.Соединение и пересечение фигур. 1 1

вычерчивание геометрических фигур

14.Познавательная игра «Семь вёрст…» 1 1

решение нестандартных заданий на меры длины

15.Вычисление площади фигур. 1 1

создание мини-проекта «Наш школьный стадион»

16.Объём фигур. 1 1

проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

защита проекта 17.Логическая игра «молодцы и хитрецы» 1 1

решение задач на упорядочивание множеств

18.Конструирование предметов из геометрических фигур. 1 1

мини-проект «Наша детская площадка»

19-22.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». 4 1 3

работа над проектом «Наша детская площадка»

защита проекта 23.Школьный тур олимпиады 1 1

решение заданий повышенной трудности

24. Международная игра «Кенгуру» 1 1

Решение нестандартных математических заданий

25. Открытие нуля. 1 1

исследовательская работа «Почему так?»

26. Экскурсия в компьютерный класс.

1 1

экскурсия

конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет» 27.Компьютерные математические игры.

1 1

сообщения о домашних компьютерных математических играх

28. Конкурс знатоков (отборочный тур)

1 1

решение нестандартных заданий

29.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 1 1

составление суперпримеров

защита работ «Мой суперпример - самый лучший!» 30.Конкурс знатоков (итоговый тур)

1 1

решение нестандартных заданий

31.Учимся разрешать задачи на противоречия.

1 1

решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»

32. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» 1 1

повторение единиц измерения

33. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. 1 1

решение задач повышенной сложности

34. Сочинение «Место математики в моей жизни» 1 1

творческая работа

Итого

34 часа


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников. Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала; настольные развивающие игры, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки, спортивный инвентарь. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника. Рабочие места в кабинете для занятий обеспечены люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза. Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

Планируемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Формы подведения итогов реализации программы.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

  • - тестирование;

  • - практические работы;

  • - творческие работы учащихся;

  • - контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
3. Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике:1-4класс.-М.: ВАКО, 2006.-272с.- (Мастерская учителя).

4.Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4классы. - М.: Айрис - Пресс, 2007.- 128с.

5.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

6. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: книга для учителя.- М.: Просвещение,2005. -176с.
7.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
8.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
9.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
10.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
11.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
12.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004
13.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
14. Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2003.-190с.

15.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Интернет-ресурсы

  1. vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

  2. Математика в начальной школе(статьи,задачник,конспекты,игры): annik-bgpu.km.ru/index.html

  3. 4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

  4. develop-kinder.com - «Сократ» - развивающие игры и конкурсы.

  5. puzzle-ru.blogspot.com - головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы

  6. zankov.ru

Сеть творческих учителей: it-n.ru/

8. Детские электронные книги и презентации: viki.rdf.ru/

Архив учебных программ: rusedu.ru/

10. "Кенгуру" - международная олимпиада по математике: center.fio.ru/som/RESOURCES/KARP КENGURU.HTM

29


© 2010-2022