Рабочая программа по Основам светской этики

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей - модуль «Основы светской этики». Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк). Она рассчитана на 34 часа, в неделю - 1 час. Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»- формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: - обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм; - знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. Задачи реализации модуля «Основы светской этики»: - знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»; - развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; - обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе; - формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Освоение учебного содержания модуля «Основы светской этики», входящего в учебный курс, должно обеспечить: - понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; - знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества; - формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России; - формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям; - формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России; - укрепление веры в Россию; - укрепление средствами образования духовной преемственности поколений. Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; - общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; - осознание ценности человеческой жизни.

Содержание программы

Тематический план

Тема

Количество часов

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики

28

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России

5

Всего

34


Основное содержание

Россия - наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма - за и против. Образование как нравственная норма. Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Основные термины

Характеристика деятельности учащихся

Информационное сопровожение, НСО

Дата

1.

Россия - наша Родина

Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали

выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев

России, великих людей, репродукции

картин

2.

Что такое светская этика

культура, мораль, этика

Презентация proshkolu.ru

3.

Культура и мораль

мораль, культура.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности

4.

Особенности морали

культура, материальная культура, духовная культура, мораль.

презентация*

5- 6

Добро и зло

добро и зло как основные этические понятия,

гуманность

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали

презентация*

7- 8

Добродетель и порок

Добро, зло, добродетель, порок,

чувство собственного достоинства

презентация*

иллюстрации учебника

9

Свобода и моральный выбор человека

Свобода

Моральный выбор Моральный конфликт

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей

10

Свобода и ответственность

Ответственное поведение

Свободный выбор личности

Отношения ответственности

11

Моральный долг

Моральный долг Моральная обязанность

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях

Презентация*

12

Справедливость

Справедливость Моральные правила справедливого человека

Презентация*

13

Альтруизм и эгоизм

Эгоизм

Альтруизм Разумный эгоизм

14

Дружба

Добродетельные отношения

Дружба

Презентация proshkolu.ru

15

Что значит быть моральным

Добро и зло Добродетель Свобода Моральный выбор Моральные нормы

16

Творческие работы учащихся

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм

17

Презентация творческих работ.

18

Род и семья - исток нравственных отношений

Род

Семья

Фамилия Родословная

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций

образец родового древа, родового герба

презентация proshkolu.ru

19

Нравственный поступок

Поступок Нравственный поступок

Мотив

Цель поступка Средства достижения цели

Действие, результат

20

Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества

иллюстрации в пособии для учащихся

21

Стыд, вина и извинение

Стыд

«Ложный стыд» Вина

Раскаяние

Презентация proshkolu.ru

Репродукции картин

22

Честь и достоинство

Честь

Достоинство Кодекс чести

23

Совесть

Совесть

Стыд Размышления Чувства воля

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства

24

Образцы нравственности

Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

картина В.М. Васнецова «Три богатыря»

25

Нравственные идеалы

Джентльмен, леди

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

фрагменты видеофильмов
презентация*

27

Этикет

Этикет. Образец. Правила этикета.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставлять их с нормами разных культурных традиций

proshkolu.ru

28

Семейные праздники

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов семейных праздников).

29

Жизнь человека - высшая нравственная ценность

Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.

30

Любовь и уважение к Отечеству

государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

31

Подготовка творческих проектов

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят сообщения по выбранным темам.

Участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать свое мнение.

32-33

Презентация творческих работ учащихся

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя граждан- ского мира и согласия»


Ресурсное обеспечение


1. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 - 5 кл.- М.: Просвещение, 2011

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

3. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для общеобразовват.учреждений.- М.: Просвещение, 2012

4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011

5. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011

6. презентации на электронном носителе*

Интернет - ресурсы

- fcior.edu.ru/

- school-collection.edu.ru/

- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ

- Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата) - patriarchia.ru

- Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - otdelro.ru

- Миссионерский портал диака Андрея Кураева - kuraev.ru/

Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета - pravolimp.ru/main/main

- Официальный сайт Донского монастыря - donskoimonastyr.ru/

- Московская православная духовная академия (электронная библиотека) - mpda.ru/elib

- Совет муфтиев России - muslim.ru

- Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство - lechaim.ru/

- Российский исламский университет - e-riu.ru/

- Дневник Московского исламского университета - miu.su/?p=289

- Образовательный портал РУДН - web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=2941&p=9968




СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО
ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.



Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Россия - наша Родина.
Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Основы мировых религиозных культур
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы светской этики
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.




Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:

- слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам

Рабочая программа по Основам светской этики

© 2010-2022