Рабочая программа по русскому языку -2 класс - Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи курса


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «Русский язык» Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева ОС «Школа 2100»

Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством

хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного само-

сознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы

как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет

только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами

предмета «Русский язык», а именно

- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родно языке.



Общая характеристика учебного предмета.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа

текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.

Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».

Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уро- ках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка осознанного чтения.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и слово- употребления.

Во 2-м классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.

Орфографически правильная письменная речь - залог успешного общения в письменной форме.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы - это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса - формирование у детей чувства языка, - необходимо обращение к составу слова уже в первом классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами.

«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб - дубок, кот - котёнок, стол - столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок - глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова - морфологический.

Морфология - самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пас- сивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лек- сическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, слова- ря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.


Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения во 2 классе составляет 170часов (5 часов в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих

элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания

закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного

отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство

ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»

являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-

диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык»

является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

- делить слова на части для переноса;

- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

- обращать внимание на особенности употребления слов;

- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

- составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Обязательный минимум содержания по русскому языку

Слово. (Введение).

Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

Предложение.

Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорит- ся в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст.

Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности - умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Слово. (Продолжение).

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие уме- ния ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значениям слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.

Умение подбирать однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-,

-ёнок-, -ат-, -ят-, -тель-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове.

4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.

5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й'] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.

Повторение.

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

1) обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);

3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Резерв.














































Предметные требования к умениям учащихся по русскому языку.

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»


- овладение функциональной грамотностью;

- развитие умений и

навыков различных

видов устной и письменной речи;

- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

- приобретение и систематизация знаний о

языке;

- развитие чувства языка

- овладение орфографией

и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения


Правописные умения

• правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное;

• составлять предложения из слов; по данным схемам;

• определять границы предложений в тексте без знаков препинания;

• составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев;

• выбирать заглавие к тексту из ряда данных

•выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;

• находить корень в группе однокоренных слов;

•подбирать однокоренные слова;

• находить суффиксы и приставки в доступных словах;

•образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

• отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);

• ставить вопросы к сло- вам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что дела-ет?)

• находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы;

• находить предлоги в предложении (тексте)

•делить слова на части для переноса;

•видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;

•писать предлоги раздельно со словами;

•писать большую букву в словах (изученные случаи);

• писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов;

• писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне;

• писать буквы проверяемых согласных на конце слова;

• употреблять ь для обо- значения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;

• не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;

• писать ъ и ь разделительные;

• графически объяснить выбор написания;

• находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила



Учебно-тематический план


п/п


Кол-во часов

Практические работы 1. Слово
















Слово (Продолжение) 5
















119 - подбор однокоренных слов; - звуко-буквенный анализ слов; -деление слов на слоги и для переноса; -запись слов, соответствующих схеме; -вставить в текст подходящие по смыслу слова; -разбор слов по составу; - подбор слов к вопросам что? кто? какой? какая? какое? какие? что делать? что сделать? и т.д.; -объединение слов в тематические группы; -подчеркивание опасных мест в словах; -графическое обозначение связи слов в предложении; -выборочное письмо; - группировка слов по частям речи; -составление словосочетаний из двух слов с помощью предлога; -подбор подходящих по смыслу предлогов; -практическая работа с орфографическим словарем; - образование однокоренных слов с помощью приставки и суффикса; -игра «Знаешь алфавит-угадаешь слово»; -образование фамилий от имен, профессии, места жительства, прозвищ ; -группировка имен собственных; -упражнения в правописании имен собственных; -группировка слов по орфограммам;

-диктант со зрительной подготовкой; -самодиктант; -предупредительный диктант; -творческая работа со словарными словами.




2
Предложение
11 - конструирование предложений из слов; - определение границ предложений; - повторить и систематизировать знания о предложении; -списывание предложений; запись предложений под диктовку; -составление предложений по схемам; -соотнесение предложения и его схемы; -игра «Немое письмо»; -письмо по памяти; -нахождение грамматической основы предложения; -осложненное списывание 3 Текст 12 - повторить и систематизировать знания о тексте; - озаглавливание текста; - конструирование текста из отдельных предложений или частей; -игра-конкурс по составлению неправдоподобной истории; -угадывание и запись персонажей сказки по заглавию; - редактирование текста; -запись текста по заданию; -составление рассказа по рисунку, запись в тетрадь; 4 Повторение 13

- обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качествен­ное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

- развитие грамматического строя речи (анализ и конструиро­вание предложений, словосочетаний);

- развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составле­ние предложений и небольших текстов), письменной речи (состав­ление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложе­ний, свободные диктанты, письменные изложения с предваритель­ной подготовкой);

- обучение правильному произношению слов, ударению, инто­нированию.



5 Резерв 10


Итого 170






Материально - техническое обеспечение образовательного процесса



  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники. 2-й класс;
  • Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2-го класса;
  • М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2-го класса;
  • Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.






К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

- DVD, телевизор;

- компьютер, мультимедийный проектор

Интернет - ресурсы: school2100.ru

school-collection.edu.ru

window.edu.ru

edu.ru



№п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Вид деятельности

план

факт

1

02.09

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Беседа о предмете «Русский язык»;

-работа в парах;

-работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

-дидактические игры:

«Кто найдет слово?»

«Поймай звук»

2

03.09

1

Что мы знаем о слове? Лексическое значение слова.

3

04.09

1

Что мы знаем о слове? Лексическое значение слова. Состав слова.

4

07.09

1

Как устроен наш язык?

5

08.09

1

«Опасные места» в словах русского языка.

6

09.09

1

Обобщение по разделу «Слово». Проверочное списывание.

7

10.09

1

Признаки предложения.

- работа в парах;

- работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

-дидактические игры:

«Будь внимателен», «Немое письмо», «Да-нет


8

11.09

1

Составление предложений по схемам..

9

14.09

1

Признаки предложения. Оформление предложений на письме.

10

15.09

1

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме.

11

16.09

1

Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой.

12

17.09

1

Конструирование предложений.

13

18.09

1

Знаки препинания в конце предложений.

14

21.09

1

Административная контрольная работа ( на входе).

15

22.09

1

Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.

16

23.09

1

Что мы знаем о предложении? Обобщение

17

24.09

1

Проверочная работа № 1 по теме «Предложение».

18

25.09

1

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

19

28.09

1

Признаки текста.

- работа в парах;

-работа с учеб -ником, тетрадью на печатной ос-нове, словарём;

- работа в малых группах;

-дидактические игры:

«Главный редактор», «Мозаика»

- составление сказок


20

29.09

1

Роль заглавия в тексте.

21

30.09

1

Связь заглавия и главной мысли текста.

22

01.10

1

Заглавие текста. Основные признаки текста.

23

02.10

1

Восстановление деформированного текста. Л. Н. Толстой «Чиж» .

24

5.10

1

Работа над ошибками. Озаглавливание текстов.

25

6.10

1

Конструирование текстов.

26

07.10

1

Конструирование текстов.

27

08.10

1

Конструирование текстов, предложений.

28

09.10

1

Признаки текста, его отличие от набора предложений.

29

12.10

1

Проверка знаний и умений по теме «Предложение. Текст». Проверочная работа № 2.

30

13.10

1

Пишу правильно. Работа над ошибками.

31

14.10

1

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? .

- работа в парах;

- работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

- дидактические игры: «Третий лишний»

«Помоги найти домик»

«Волшебное превращение»

«Найди ошибку»

- творческая работа «На что похоже?»

32

15.10

1

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы.

33

16.10

1

Объединение слов в тематические группы.

34

19.10

1

Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому и В. Чаплиной «Елка в лесу».

35

20.10

1

Работа над ошибками. Конструирование сочетаний слов и предложений

36

21.10

1

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

37

22.10

1

Наблюдение над словами - признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы.

38

23.10

1

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки.

- работа в парах;

- работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

- дидактические игры:

«Кто внимательнее?»

«Аукцион»

«Напутали»

39

26.10

1

Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки.

40

27.10

1

Связь слов- названий и слов-признаков.

41

28.10

1

Развитие умения находить в предложении слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?.

42

29.10

1

Развитие умения подбирать слова - названия признаков

43

30.10

1

Развитие умения подбирать слова - названия признаков

44

09.11

1

Обучающее изложение текста по вопросам «Снеговик» .

45

10.11

1

Работа над ошибками. Закрепление и повторение изученного по теме «Слова-названия и слова-признаки».

46

11.11

1

Проверочная работа № 3 по теме « Слова-названия и слова-признаки».

47

12.11

1

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

48

13.12

1

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам.

- работа в парах;

- работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

- дидактические игры:

«Найди пару»

49

16.11

1

Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действия предмета.

50

17.11

1

Развитие умения задавать вопросы к словам, находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

51

18.11

1

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения.

52

19.11

1

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения.

53

20.11

1

Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

54

23.11

1

В предложении от слова к слову можно задать вопрос.

55

24.11

1

Обучающее изложение текста по вопросам на тему «Синичка» .

работа в парах;

-работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

-дидактические игры:

«Будь внимателен», «Немое письмо», «Да-нет

56

25.11

1

Работа над ошибками. Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.

57

26.11

1

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

58

27.11

1

Конструирование предложений с опорой на вопросы.

59

30.11

1

Проверочная работа № 4 по теме «Связь слов в предложении» .

60

01.12

1

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

61

02.11

1

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

- работа в парах;

-работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

-дидактические игры:

«Найди пару»

«Будь внимателен»

«Угадай-ка»

62

03.12

1

Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые выражают чувства.

63

04.12

1

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.

64

07.12

1

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам на тему «Друзья птиц» (обучающее сочинение).

65

08.12

1

Работа над ошибками. Упражнения в раздельном написании предлогов с другими словами.

66

09.12

1

Роль предлогов в предложении.

67

10.12

1

Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов.

68

11.12

1

Проверочная работа № 5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос».

69

14.12

1

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

70

15.12

1

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов.

- работа в парах;

-работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

-дидактические игры:

«Рассели жильцов»

«Третий лишний»

«Побудь волшебником»

«Найди ошибки»

«Угадай героя»

«Игра в учителя»


71

16.12

1

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

72

17.12

1

Упражнения в распознавании однокоренных слов.

73

18.12

1

Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса.

.

74

21.12

1

Развитие умения находить в словах суффиксы.

75

22.12

1

Обучающее изложение по обобщенным вопросам по теме «Лиса».

76

23.12

1

Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Проверочное списывание.

.

77

24.12

1

Контрольная работа за 1 полугодие.

78

25.12

1

«Пишу правильно» . Работа над ошибками.

79

28.12

1

Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки.

80

29.12

1

Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах .

81

11.01

1

Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги.

82

12.01

1

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова».

83

13.01

1

«Пишу правильно» . Работа над ошибками.

84

14.01

1

Закрепление знаний порядка букв русского алфавита.

85

15.01

1

Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей.

- работа в парах;

- работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

- дидактические игры:

«Угадай слово»

«Убежали гласные»

«Рассыпались слоги»

86

18.01

1

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей.

87

19.01

1

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев.

88

20.01

1

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень.

89

21.01

1

Большая буква в названиях рек и морей.

90

22.01

1

Большая буква в географических названиях. Запись этих слов

91

25.01

1

Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы.

.

92

26.01

1

Развитие речи. Сочинение по рисунку.

93

27.01

1

Работа над ошибками. Упражнения в правописании имен собственных.

94

28.01

1

Проверочный диктант № 1 по теме «Написание большой буквы» .

95

29.01

1

«Пишу правильно» .Работа над ошибками.

96

01.02

1

Упражнения в правописании имен собственных.

97

02.02

1

Написание букв и, у, а после шипящих . Повторение.

98

03.02

1

Что такое орфограмма. Орфографическое правило.

- работа в парах;

- работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

- дидактические игры:

«Лесенка»

«Какое слово пропало»

«Кто больше запомнит»

«Собери слова»

«Цепочка»



99

04.02

1

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм.

100

05.02

1

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм.

101

08.02

1

Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща.

102

09.02

1

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений.

103

10.02

1

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений.

104

11.02

1

Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу.

105

12.02

1

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу.

106

15.02

1

Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу. Развитие орфографических умений.

107

16.02

1

Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.

108

17.02

1

Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.

109

18.02

1

Диктант № 2 по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

110

19.02

1

«Пишу правильно» . Работа над ошибками.

111

22.02

1

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме.

112

24.02

1

Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине

113

25.02

1

Развитие умения писать Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова

- работа в парах;

- работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

- дидактические игры:

«Фотоателье»

«Плюс - минус»

«ъ и ь»


114

26.02

1

Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь

115

29.02

1

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн

116

01.03

1

Упражнение в написании слов с Ь, с буквосочетаниями чк, чн, щн

117

02.03

1

Звук [й] и его обозначение на письме.

118

03.03

1

Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь.

119

04.03

1

Развитие умения писать слова с разделительным Ь.

120

07.03

1

Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме.

121

09.03

1

Упражнения в написании слов с Ь.

122

10.03

1

Развитие умения писать слова с разделительным Ъ.

123

11.03

1

Развитие умения писать слова с разделительным Ъ

124

14.03

1

Диктант № 3 по теме «Правописание букв Ь и Ъ».

125

15.03

1

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

126

16.03

1

Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.

127

17.03

1

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

128

18.03

1

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах.

129

21.03

1

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

- работа в парах;

- работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

- дидактические игры:

«Шут»

«Полсловечка за тобой»

«Эстафета»

«Счастливый случай»


130

22.03

1

Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы.

131

24.03

1

Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова

132

25.03

1

Проверочная работа № 7 по теме «Безударные гласные в корне».

133

04.04

1

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.

134

05.04

1

Проверочный диктант №4 по теме «Безударные гласные в корне».

135

06.04

1

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

136

07.04

1

Свободный диктант.

137

08.04

1

Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне».

138

11.04

1

Повторение. Безударные гласные в корне слова.

139

12.04

1

Повторение. Безударные гласные в корне слова

140

13.04

1

Повторение. Безударные гласные в корне слова.

141

14.04

1

Повторение. Безударные гласные в корне слова.

142

15.04

1

Повторение. Безударные гласные в корне слова.

143

18.04

1

Повторение. Безударные гласные в корне слова.

- работа в парах;

- работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

- дидактические игры:

«Куда летят самолеты»

«Эстафета»

144

19.04

1

Повторение. Безударные гласные в корне слова.

145

20.04

1

Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова.

146

21.04

1

Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограмм.

147

22.04

1

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой.

148

25.04

1

Упражнение в подборе проверочных слов.

149

26.04

1

Упражнение в написании парной согласной на конце слова.

150

27.04

1

Свободный диктант.

151

28.04

1

Упражнение в написании слов с парной согласной на конце.

152

29.04

1

Изложение на основе зрительного восприятия текста

153

02.05

1

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

154

03.05

1

Обобщение по разделу «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

155

04.05

1

Проверочный диктант № 5 по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

156

05.05

1

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

157

06.05

1

Повторение по теме «Текст».

- работа в парах;

- работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;

- работа в малых группах;

- дидактические игры:

«Эстафета»

«Угадай-ка»

«Звездный час»

158

10.05

1

Повторение по теме «Предложение»

159

11.05

1

Контрольное списывание.

160

12.05

1

Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова».

161

13.05

1

Свободный диктант.

162

16.05

1

Повторение изученных орфограмм.

163

17.05

1

Итоговая комплексная работа

164

18.05

1

Обучающее изложение.

165

19.05

1

Работа над ошибками.

166

20.05

1

Итоговая контрольная работа.

167

23.05

1

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

168

24.04

1

Административная контрольная работа ( на выходе).

169

25.05

1

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

170

26.05

1

Заключительный урок.



© 2010-2022