• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья: Психолого - педагогические особенности становления внутриколлективных отношений в образовательной среде начальной школы

Статья: Психолого - педагогические особенности становления внутриколлективных отношений в образовательной среде начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого - педагогические особенности становления внутриколлективных отношений в образовательной среде начальной школы. Первопричиной возникновения ориентаций на ведущую роль коллектива стала трактовка вечного стремления людей к сотрудничеству и различным формам объединений. Подчёркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А.С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» [Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. - М., 1954 Т.II. С. 403.,103]. Жизнь и деятельность в школьном коллективе требует постоянного взаимодействия и общения, в процессе которого школьники взаимно познают и взаимно влияют друг на друга, в процессе которого формируется общность взглядов и оценок. Подобно тому, как объединение людей не есть простая сумма индивидуальностей, так и психология класса не есть среднее арифметическое индивидуальных сознаний. Личности, составляющие класс как социальную группу, неодинаковы по содержанию и форме проявления своего сознания. Одни стоят в авангарде коллектива, другие составляют (по выражению А.С. Макаренко) здоровый пассив, а третьи плетутся в хвосте группы. Вот почему нельзя психологию группы отождествить с психологией отдельных индивидуумов, коллективную психологию представлять как простую сумму психики индивидуумов. Как же оценить психологический климат в коллективе? Оценить особенности внутриколлективных отношений? Психологический климат, или микропсихологический климат, или психологическая атмосфера - все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения, очень удачно отражают существо проблемы. Взаимоотношения между детьми в коллективе зависят от нескольких переменных. Прежде всего, это внешние относительно данного коллектива факторы, исходящие от общества в целом. Влияние общества на психологический климат конкретных коллективов обусловливается всем социалистическим образом жизни, включая совокупность материальных, культурных и идеологических условий, в которых воспитываются и живут члены коллектива как граждане России. Все это, вместе взятое, и определяет ведущую общественную тенденцию отношений между людьми в социалистическом обществе: товарищеское сотрудничество и взаимопомощь, «один за всех, и все за одного». Влияние общества конкретизируется через систему управленческих воздействий, оказываемых на данный коллектив. Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, межличностных отношений, на фоне которых реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и межгрупповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина. Главная черта межличностных отношений - их эмоциональная основа. "Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического "климата" группы". [Г.М. Андреева. Социальная психология. - Глава 6]. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, "системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии". [М.И. Еникеев. Общая и социальная психология. - М., 2000, с.433]. Межличностное взаимодействие обусловлено несколькими механизмами взаимовлияния: А) Убеждение. Это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознания собеседника или аудитории, которое создает подготовленность ограждать данную точку зрения и работать в соответствии с ней. Б) Психическое заражение. Оно "осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний". [Н.П.Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983, с.6]. Дети особенно легко поддаются заражению, так как ещё не имеют твердых жизненных убеждений, жизненного опыта, обладают способностью легко приспосабливаться, принимать различные установки. В) Подражание. Направлено на воспроизведение ребенком внешних черт поведения, либо внутренней логики психической жизни другого значимого менее человека. Г) Внушение. Происходит при доверии к сообщениям говорящего и порождает подготовленность работать в соответствии с присвоенными установками. Дети также особенно чувствительны к внушению, так как учителя и родители в их глазах обладают авторитетом, поэтому знают как надобно полагать и поступать. Однако, наряду с теоретическими исследованиями в этой области, практическим разработкам уделяется недостаточное внимание. В современной отечественной педагогике проблема формирования школьного коллектива определяется тем, что разные авторы определяли различные варианты решения этой проблемы. Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла своё отражение в работах Т.Е. Конниковой. она показала, что коллектив воздействует на ребёнка в меру активности самого ребёнка. В работах Л.И. Новиковой раскрыта природа детского коллектива, поэтому предметом внимания должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребёнка.[Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. - М.: Академия, 2006.-С. 111-126.,115]. В Образовательных стандартах второго поколения для начальной школы [Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с. ] отмечается, что главным ориентиром в развитии начального образования должно стать обеспечение условий для полноценного вхождения ребенка в школьную жизнь. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия для ребенка, является личностно-ориентированное обучение. Отсюда возникает необходимость проектирования вариативных психолого-педагогических технологий формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие личности и направленных на обеспечение эффективного воспитательного процесса в коллективе начальных классах, так как именно здесь закладывается фундамент межличностного общения. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Основные задачи и направления развития системы образования: готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм; уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживания подлинности личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях; ответственность за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми; овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности. В соответствии с заявленными задачами и направлениями при проектировании современных стандартов образования базовыми ориентирами являются: проектирование вариативных психолого-педагогических технологий формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие личности и построение картины мира на разных ступенях образования, достижения целей образования и ценностных ориентиров образования как института социализации подрастающих поколений в информационную эпоху. Основываясь на перечисленных выше положениях, можно сформулировать ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования: • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе: • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; • уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: • принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им; • ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой; • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации; • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступками умения адекватно их оценивать; • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; • формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Таким образом, в младшем школьном возрасте существует целостная система объективных и субъективных предпосылок успешного развития коммуникативных способностей, что способствует развитию их личностных и межличностных отношений.



Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - Глава 6, М.2006. 2.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983, с.6. 3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М. Просвещение, 2008. - 151 с. 4. Макаренко А. С. Методики организации воспитательного процесса // Соч. -М., 1958. -Т. V. 5.Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. - М., 1954 Т.II. С. 403.,103. 6. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. - М.: Академия, 2006.-С. 111-126.,115.



© 2010-2022