Урок литературного чтения по теме Загадки (технологическая карта)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. Недомолкина Е.А.

Предмет литературное чтение

Класс: 1

Тип урока: изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.

Цели

создать условия для усвоения обучающимися понятия «загадка» как жанр устного народного творчества.

Планируемый результат

Предметные: способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку от других жанров устного народного творчества.

Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.

Метапредметные: умение отгадывать и сочинять загадки, анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка выразительного чтения.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, группами, умение взаимодействовать в группах, парах; использовать в общении правила вежливости.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Проектор, экран, книги с загадками, корзина, учебник «Литературное чтение для 1 класса. Часть 1 (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий)

Организация пространства


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Организационный момент

-Посмотрите друг на друга.

Слайд 1

-Подарим друг другу улыбки и начнем урок.

Улыбаются

Личностные

Коммуникативные

Актуализация знаний и подведение к целеполаганию.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с разными жанрами устного народного творчества. Один из них вы сможете назвать сами, выполнив некоторые задания.

Речевая разминка

Паровоз без колес.

Вот так чудо -паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

- Что вы прочитали?

-Назовите отгадку.

- Как вы догадались?

-Прочитайте загадку выразительно.

На экране появляются записанные парами стихотворения.

Чтение стихотворений и сравнение.

- Прочитайте пары стихотворных строк, сравните.

Слайд 2

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой,

Шерстка пестрая,

Зубки острые.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвостик колечком. - О ком говорится в первом четверостишии?

- Как описывает ее автор?

- А о ком говорится во втором четверостишии?

- Как вы догадались, ведь здесь нет слова собачка?

- Прочитайте следующую пару стихотворений, сравните.

Слайд 3

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

- О чем говорится в первом стихотворении?

-Почему у автора береза «в беленом сарафанчике»

-Как еще описывает автор березу?

-О чем говорится во втором стихотворении?

-Почему? Как догадались?

Отгадывают загадки

Работа в парах

Помощь детям

Стихотворения


Коммуникативные Личностные

Регулятивные


Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные


Регулятивные

Коммуникативные

3.Физкультминутка для глаз

Выполняют физминутку

Предлагает физминутку

Личностные

4.Целеполагание и самостоятельное открытие новых знаний.

-А как вы думаете, если первое - это стихотворение, то как можно назвать второе?

-Почему?

-Итак , тема нашего урока какая? («Загадки») Слайд 4

-русская народная поговорка гласит: «Загадка - ума зарядка».

-какаю цель вы можете поставить для урока? (научиться отгадывать загадки)

Работа со словарем.

-Что такое загадка?

Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснение слову загадка

Работа по учебнику.

Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника на стр. 42-43

- С чем сравнивается луна в первой загадке?

- Как она описана?

- Что за красавица по небу катится?

- В какие зеркала она глядится?

-С чем сравнивается луна во второй загадке?

- Почему?

- Что за тарелка, которая может плыть по небу?

- Как вы думаете, с чем еще можно сравнить луну?

-Попробуйте придумать свою загадку о луне.

Учитель читает загадки о лесе.

- О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?

- А какие действия приписываются

лесу во второй загадке?

- С чем еще можно сравнить лес?

- Попробуйте придумать свою загадку о лесе.

Чтение загадок

Работа в парах


Вопросы задаёт

С.42-43


Загадки из учебника


Познавательные

Регулятивные


Регулятивные

Коммуникативные

5.Физкультминутка

Выполняют физминутку

Музыкальная физминутка

Личностные

6.Закрепление новых знаний

Работа с доп. литературой. Поиск загадок

Работа в группах.

Дети в детских книжках-малышках ищут загадки. Потом одна группа читает свои загадки, другие группы отгадывают.

Даёт задания

Задания в книгах

.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Наблюдение за характерными признаками загадки.

- Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить

загадку. Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.

На зеленой тонкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И растаял этот шар.

- Что же это за шар? (одуванчик)

- А он назван в загадке?

- Название какого предмета заменяет слово одуванчик?

- Почему вдруг такое сравнение? (похож на шар)

- Какие важные признаки этого предмета указываются?

- А рифма есть?

Итак, прочитайте характерные признаки загадки?

Ученики читают вначале самостоятельно, а потом хором.

1. Предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)

2. Показаны важные признаки.

3. Рифма.

4. Продолжи сравнения.

А теперь попробуем сравнить предмет.

Луна-...;

лампочка -...;

паутина - ...;

бусина -....

Теперь не называй предмет, называй только то, на что он похож.

(Часть загадки записана на слайде 5). Белка.

Рыжая, но не ... .(лиса, гриб - лисичка…).

Прыгает, но не … (лягушка, зайчик…).

Маленькая, но не ...(горошина, бабочка…)

Живет в дупле, но не .... (сова, птица, …)

- Вот так и составляются загадки.

Сочинение загадки.

- А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.

Фрагмент видеофильма о лягушке.

- Как называют лягушку ласково? (толстушка) Слайд 6

- Что делает наша «толстушка»?

-Какого она цвета?

- Так, значит какой у нее живот? (зеленый)

- Живот, а по - другому? (брюшко)

- А что делает лягушка? (квакает)

- А кого ест лягушка? (комаров, мошек)

- Вставьте слова в загадку.

Сидит в пруду …,

… брюшко,

Песни …,

… поедает.

-Прочитайте всю загадку.

Сидит в пруду толстушка,

Зеленое брюшко,

Песни распевает,

Комаров поедает.

- Постарайтесь, прочитав эту загадку, запомнить ее.

Самостоятельная работа.

Сочинение загадок

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

7.Рефлексия

Слайд 7

«Лесенка успеха»

Ответы

Вопросы

Коммуникативные

Личностные



© 2010-2022